Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А, судей Ехаловой Ю.А, Шадриной Е.В.
при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-85/2023 по апелляционным жалобам акционерного общества "Свердловский инструментальный завод", Региональной энергетической комиссии Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года, которым административный иск акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 9 декабря 2021 года N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифа на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург", частично удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Швецовой А.Г, участвовавшей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, и представителя акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" Вайсеро А.В, поддержавших апелляционные жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда полежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 9 декабря 2021 года N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление N 205-ПК) акционерному обществу "Свердловский инструментальный завод" установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на долгосрочный период регулирования (2022-2026 годы). Постановление N 205-ПК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области "pravo.gov66.ru" 16 декабря 2021 года.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15 ноября 2022 года N 200-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление N 200-ПК) акционерному обществу "Свердловский инструментальный завод" произведена корректировка установленных тарифов на 2023 год. Постановление N 200-ПК официально опубликовано на интернет-портале правовой информации Свердловской области "pravo.gov66.ru" 22 ноября 2022 года, на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru" 23 ноября 2022 года.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Постановление N 205-ПК действовало в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 9 февраля 2023 года N 18-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (далее - Постановление N 18-ПК).
Постановление N 18-ПК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области "www.pravo.gov66.ru" 15 февраля 2023 года.
Акционерное общество "Свердловский инструментальный завод" обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором, уточнив требования, просило признать не действующим постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 9 декабря 2021 года N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифа на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в действующей редакции в части:
- столбца 3 строки 7.1.1. пункта 7 таблицы раздела 1 "Долгосрочные параметры регулирования деятельности теплоснабжающих организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую на территории муниципального образования "город Екатеринбург", с использованием метода индексации установленных тарифов (производство, передача тепловой энергии) Приложения N 3, устанавливающего базовый уровень операционных расходов для акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" в размере 3829, 602 тыс. руб.;
- столбца 3 строк 7.1.1.1, 7.1.1.2, 7.1.1.3, 7.1.1.4 пункта 7 таблицы раздела 1 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям" Приложения N 4, устанавливающего одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей акционерного общества "Свердловский инструментальный завод", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (руб./Гкал) на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
-столбца 3 строк 7.1.2.1, 7.1.2.2, 7.1.2.3, 7.1.2.4 пункта 7 таблицы раздела 1 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям" Приложения N 4, устанавливающего одноставочные тарифы на тепловую энергию в отношении акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" для населения (руб./Гкал) на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
-столбца 3 строк 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.3, 2.1.1.4 пункта 2 таблицы раздела 3 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии" Приложения N 4, устанавливающего одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Свердловский инструментальный завод" теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.
В обоснование заявленных требований акционерное общество "Свердловский инструментальный завод" ссылалось на то, что при установлении тарифов на тепловую энергию Региональной энергетической комиссией Свердловской области необоснованно не приняты в расчет ряд представленных обществом документов, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области уменьшила необходимую валовую выручку, внеся изменения в отдельные статьи расходов в сторону снижения по следующим статьям затрат: расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда, цеховые расходы; общехозяйственные расходы; расходы в части отчисления на социальные нужды; расходы на электрическую энергию, что привело к установлению тарифа на тепловую энергию ниже экономически обоснованного. Административный истец также полагал необоснованной корректировку необходимой валовой выручки в связи с неисполнением инвестиционной программы на 2022 год по итогам 2020 года.
Решением Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года административный иск удовлетворен частично.
Признано недействующим со дня принятия Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 9 декабря 2021 года N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифа на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в редакции от 9 февраля 2023 года в части
- столбца 3 строк 7.1.1.1, 7.1.1.2, 7.1.1.3, 7.1.1.4 пункта 7 таблицы раздела 1 приложения N 4, устанавливающего одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей акционерного общества "Свердловский инструментальный завод", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на периоды с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
- столбца 3 строк 7.1.2.1, 7.1.2.2, 7.1.2.3, 7.1.2.4 пункта 7 таблицы раздела 1 приложения N 4, устанавливающего одноставочные тарифы на тепловую энергию в отношении акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" для населения на периоды с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
- столбца 3 строк 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.3, 2.1.1.4 пункта 2 таблицы раздела 3 приложения N 4, устанавливающего одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии на периоды с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Свердловский инструментальный завод" просит решение суда отменить в части признания постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 9 декабря 2021 года N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифа на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" частично недействующим с даты принятия и вынеси новое решение о признании указанного нормативного правового акта частично недействующим с даты вступления в силу решения.
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Свердловской области просит изменить решение суда в части момента, с которого нормативный правовой акт признан недействующим, и принять по административному делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075 (далее Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее также Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Свердловской области в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссией Свердловской области, утвержденном Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ является упомянутая комиссия.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что на первый год тарифного регулирования необходимая валовая выручка определена неверно по причине неправильного расчета расходов на покупку энергетических ресурсов, что привело и к неверному расчету тарифа на 2023 год.
Решение суда в части удовлетворения административного иска и признания недействующим оспариваемого постановления в части не обжалуется.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В рассматриваемом деле обстоятельства, которые делали бы необходимым признание нормативного правового акта недействующим с иной даты, в том числе с даты вступления в силу решения суда, судом первой инстанции не установлены.
Таким образом, определяя дату, с которой надлежало признать оспариваемый в части нормативный правовой акт не действующим, суд первой инстанции верно исходил из того, что признание Постановления N 205-ПК недействующим с иной даты, чем день принятия, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В апелляционных жалобах их податели ссылаются на то, что нормативный правовой акт применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем имеется процессуальная возможность для признания его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, также в апелляционных жалобах приведены доводы о создании решением суда невосполнимого пробела в правовом регулировании в связи с невозможностью, в силу пункта 37 Правил регулирования, принять нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на 2022 год и на истекший период 2023 года.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в апелляционной жалобе ссылается также на неопределенность в дате, с которой судом признано недействующим в части постановление N 205-ПК, а также на отсутствие неблагоприятных последствий для регулируемой организации в случае признания нормативного правового акта недействующим.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, принимаемый в целях исполнения решения суда и замены акта, признанного им недействующим, не нарушает принцип запрета придания тарифам обратной силы (пункт 37 Правил регулирования). Принятие такого акта, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
Иное означало бы возможность сохранения действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 5 и 7 части 1 статьи 3, пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Аналогичное по содержанию толкования приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации приведено в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 года N 44-АПГ18-24, от 25 сентября 2019 года N 12-АПА19-2, от 31 октября 2019 года N 80-АПА19-16 и других.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что в целях устранения неопределенности в моменте, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим, решение Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года подлежит изменению, посредством исключения из резолютивной части решения суда слов "в редакции от 9 февраля 2023 года". В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года изменить, исключив из резолютивной части решения суда слова "в редакции от 9 февраля 2023 года". В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Свердловский инструментальный завод", Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.