Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-400/2023 по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации "Защита прав и интересов акционеров" об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимого имущества:
- здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- строен.3 в размере 214 050 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 73 665 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником здания. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему здания, налоговая база по которому в силу статьи 375 Налогового кодекса РФ исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Также административный истец является арендатором земельного участка. В соответствии постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года" в следующем размере:
- здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 401 215 991, 3 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- адресу: Москва, ул. --- в размере 134 497 141, 5 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику Осташовой Т.В. за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету об оценке N 17.01-2022 от 18 января 2022 года рыночная стоимость здания и земельного участка на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. ---, также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. ---, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости. Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении здания уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости. В соответствии постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость здания и земельного участка утверждена по состоянию на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года". С установленной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административный истец не согласен. Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный оценщиком Осташовой Т.В. N 17.01-2022 от 18 января 2022 года.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства. Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена экспертом в отношении:
- здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 364 669 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 118 942 000 рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, представитель административного истца с заключением судебной экспертизы не согласился, представил возражения, рецензию оценочной организации ООО Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", заявил ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы. Определением Московского городского суда от 29 мая 2023 года на основании статьи 83 КАС РФ ввиду возникновения сомнений в обоснованности экспертного заключения по делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено ГБУ БТИ Московской области.
По результатам повторной судебной экспертизы рыночная стоимость объектов исследования определена экспертом в следующем размере:
- здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 367 871 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 119 986 000 рублей.
Таким образом, результаты проведенных судебных экспертиз являются сопоставимыми. Стороны с заключением повторной судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений к экспертному заключению не представили, ходатайств о назначении по делу повторной судебной экспертизы, дополнительной судебной экспертизы на основании статьи 83 КАС РФ не заявляли.
Оценивая заключение повторной судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
Считая заключение экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, заключение экспертизы ГБУ БТИ Московской области надлежащими доказательствами, отвечающими принципам относимости и допустимости, суд считает возможным принять в качестве подтверждения рыночной стоимости объектов недвижимости заключение повторного экспертного исследования. К выводам и содержанию повторной экспертизы ГБУ БТИ Московской области замечания сторонами не представлены, кроме того, повторная судебная экспертиза проведена с натурным осмотром объектов исследования, в котором принимал участие и представитель собственника.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются. С учетом изложенного, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка и здания должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта. Оснований для установления рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, на что указано в экспертном заключении.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 17 марта 2022 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости здания и земельного участка.
Экспертным учреждением ГБУ БТИ Московской области направлено ходатайство о взыскании расходов по оплате повторной судебной экспертизы в размере 293 118, 12 рублей. 183 198, 72 рублей. Департаментом городского имущества города Москвы направлено ходатайство о взыскании расходов по оплате экспертизы в размере 183 198, 72 рублей, которые ранее были оплачены в адрес экспертного учреждения ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России за проведенную экспертизу.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления N 28, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков. Из материалов дела усматривается, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью объектов недвижимости составляет:
- здания с кадастровым номером --- - 8%, - земельного участка с кадастровым номером --- - 11%, что не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, признается приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, связанных с профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, которые не учитывались при проведении массовой государственной кадастровой оценки. При изложенных обстоятельствах, расходы по оплате экспертизы, а также повторной экспертизы подлежат взысканию с административного истца.
Стоимость экспертных исследований, по мнению суда, не является завышенной. Разница в стоимости первоначальной и повторной судебной экспертизы обусловлена тем, что сумма в 183 198, 72 рублей указана ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России только за экспертизу в отношении одного объекта недвижимости. Поскольку иных сведений о стоимости другого объекта недвижимости ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России указано не было, а Департамент произвел оплату на сумму 183 198, 72 рублей, данная сумма и подлежит взысканию с административного истца.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимого имущества:
- здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 367 871 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 119 986 000 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 марта 2022 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации "Защита прав и интересов акционеров" в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 183 198, 72 рублей.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации "Защита прав и интересов акционеров" в пользу ГБУ БТИ Московской области расходы по оплате повторной судебной экспертизы в размере 293 118, 12 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.