Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 апреля 2009 г. N Ф10-1447/09 по делу N А09-6644/2008-24
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от СХС "П" - З.Г.Н. - конкурсного управляющего (решение от 01.06.2006), от УФРС по Брянской области - К.О.В. - спец. - эксперта (дов. N 02 от 13.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу СХС "П" на Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу N А09-6644/2008-24, установил:
Совместное хозяйство совхоз "П" (далее - Совхоз) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - Управление) N 09/003/2008-389 от 11.06.2008 о приостановлении государственной регистрации и обязании Управления произвести государственную регистрацию права собственности Совхоза на земельный участок, занятый промбазой.
До окончания рассмотрения спора по существу, Совхоз в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требования и просил: признать недействительным сообщение Управления N 09/003/2008-389 от 06.10.2008 об отказе в государственной регистрации; прекратить производство по делу в части ранее заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.11.2008 требования Совхоза удовлетворены. Решение Управления N 09/003/2008-389 от 06.10.2008 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, занятый промбазой, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, общей площадью 141252 кв. м, кадастровый номер 32:27:060105:0073 признано недействительным.
Производство по делу в части признания незаконным уведомления N 09/003/2008-389 от 11.06.2008 о приостановлении государственной регистрации прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения Управления N 09/003/2008-389 от 06.10.2008 отменено, в удовлетворении требований Совхоза в этой части отказано.
В остальном решение суда оставлено без изменения.
Совхоз обратился с кассационной жалобой на постановление апелляционного суда, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактических обстоятельствам дела, просит его отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 10.11.2008.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Брянской области от 01.06.2006 по делу N А09-14338/05-28 СХС "П" признан банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден З.Г.Н.
В целях проведения действий по реализации имущества, вошедшего в конкурсную массу, конкурсным управляющим были совершены действия по оценке недвижимого имущества и постановке на кадастровый учет земель, закрепленных за Совхозом Постановлением Администрации Унечского района Брянской области N 33 от 01.02.1993, на основании которого было выдано свидетельство на право коллективно - долевой собственности N 45 от 02.02.1993.
В последующем конкурсный управляющий 20.05.2008 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок по адресу: Брянская область, Унечский район, расположенный относительно ориентира совхоз "П" (промбаза), кадастровый номер 32:27:060105:0073 с приложением пакета подтверждающих документов.
Уведомлением N 09/003/2008-389 от 11.06.2008 государственная регистрация права была приостановлена, сообщением N 09/003/2008-389 от 06.10.2008 заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Полагая, что данный отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Совхоз обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что СХС "П" согласно свидетельству на право собственности на землю N 45 от 02.02.1993, выданного на основании постановления Администрации Унечского района N 33 от 01.02.1993, является собственником земельного участка общей площадью 3658 га.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд обоснованно руководствовались следующим.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).
При этом, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в частности акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу положений ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Таким образом, при отсутствии государственной регистрации ранее возникшего права продавца, в случае доказанности возникновения и осуществления этого права, стороны не лишены возможности в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, зарегистрировать возникшее до введения в действие Закона право собственности на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права к приобретателю.
Статьями 9, 10 Земельного Кодекса РСФСР (действовавшего в спорный период) было установлено, что земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно - долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно - долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Вопрос о получении земельных участков в коллективно - долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника.
Часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно - долевую собственность, остается в государственной собственности и передается этому предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования и отграничивается в натуре (на местности).
Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно - долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них.
Право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
В соответствии с Законом РСФСР N 374-1 от 23.11.1990 "О земельной реформе", Указами Президента РФ N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", N 213 от 02.03.1992 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", N 1767 от 27.10.1993 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", N 337 от 07.03.1996 "О реализации конституционных прав граждан на землю" производилось реформирование существовавших ранее колхозов и совхозов.
При этом находившиеся в пользовании хозяйств земли сельскохозяйственного назначения передавались в собственность их трудовых коллективов. Форма собственности, в том числе коллективно - долевая, выбиралась коллективами сельскохозяйственных предприятий.
В силу Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 708 от 04.09.1992 и Указом Президента РФ N 213 от 02.03.1992 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", сельскохозяйственные угодья, используемые реформируемыми сельхозпредприятиями, бесплатно передавались в собственность работников колхозов и совхозов, а также пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, и лиц, занятых в социальной сфере села, с определением размера земельной доли, передаваемой каждому гражданину в собственность.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на общеколхозном собрании уполномоченных работников Совхоза "П" 28.11.1992 было принято решение о реорганизации хозяйства в сельскохозяйственное предприятие с коллективно-долевой формой собственности на землю и средства производства
В соответствии с Постановлением Администрации Унечского района Брянской области N 33 от 01.02.1993 земля за Совхозом закреплена в коллективно - долевую собственность.
В силу п. 2 указанного Постановления сельскохозяйственные угодья передаются в коллективно-долевую собственность собственникам с долями собственности согласно прилагаемых списков.
Пунктом 4 Постановления Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Унечского района предписано выдать хозяйствам района документы на право коллективно - долевой собственности на землю с приложением списка собственников с их долями сельскохозяйственных угодий, а также документально оформить право собственности на землю для каждого члена коллектива.
Согласно приложению N 1 к Постановлению N 33 от 01.02.1993 за Совхозом "П" закреплены в коллективно-долевую собственность земли общей площадью 3658 га.
На основании данного Постановления, выдано свидетельство N 45 от 02.02.1993, в котором также указано на предоставление Совхозу 3658 га земли в коллективно-долевую собственность.
Таким образом, спорный земельный участок не являлся исключительно собственностью Совхоза, а принадлежал иным лицам на праве коллективно-долевой собственности
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что представленные для государственной регистрации документы не подтверждают право собственности Совхоза на указанный земельный участок.
Следовательно, представленное Совхозом свидетельство N 45 от 02.02.1993 не является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в смысле установленном п. 1 и п. 2 ст. 6, ст. 17 Федерального закона N 122 от 21.07.1997.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе случае если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абз. 8); правообладатель не представил необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (абз. 9); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
Учитывая изложенное, у УФРС по Брянской области было достаточно оснований для отказа Совхозу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок по адресу: Брянская область, Унечский район, расположенный относительно ориентира совхоз "П" (промбаза), кадастровый номер 32:27:060105:007
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, апелляционным судом было правомерно отказано в удовлетворении заявленных СХС "П" требований.
В кассационной жалобе Совхоз ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу N А09-6644/2008-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу СХС "П" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании данного Постановления, выдано свидетельство N 45 от 02.02.1993, в котором также указано на предоставление Совхозу 3658 га земли в коллективно-долевую собственность.
Таким образом, спорный земельный участок не являлся исключительно собственностью Совхоза, а принадлежал иным лицам на праве коллективно-долевой собственности
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что представленные для государственной регистрации документы не подтверждают право собственности Совхоза на указанный земельный участок.
Следовательно, представленное Совхозом свидетельство N 45 от 02.02.1993 не является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в смысле установленном п. 1 и п. 2 ст. 6, ст. 17 Федерального закона N 122 от 21.07.1997.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе случае если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абз. 8); правообладатель не представил необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (абз. 9); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;"
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 апреля 2009 г. N Ф10-1447/09 по делу N А09-6644/2008-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании