Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-956/2023 (УИД 04RS0021-01-2022-006992-25) по иску Бадараева Баира Дармажаповича к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании недействительным контракта, признании незаконными действий (бездействия), восстановлении в списке сотрудников, признанных нуждающимися в жилье, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Бадараева Баира Дармажаповича на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Бадараева Б.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бадараев Баир Дармажапович (далее - Бадараев Б.Д, истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (далее - МВД по Республике Бурятия, ответчик) о признании недействительным контракта, признании незаконными действий (бездействия), восстановлении в списке сотрудников, признанных нуждающимися в жилье, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Бадараев Б.Д. в период с 1 сентября 1996 г. по 4 мая 2010 г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, последняя занимаемая должность - старший оперуполномоченный отделения по борьбе с бандитизмом и квалифицированным вымогательством Отдела по раскрытию преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами оперативно - розыскной части N 2 криминальной милиции (полиции УР) н/п МВД.
Приказом МВД по Республике Бурятия от 4 мая 2010 г. N 635 л/с Бадараев Б.Д. 4 мая 2010 г. уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", по выслуге лет, дающей право на пенсию. Общая продолжительность службы в органах внутренних дел составила в календарном исчислении 13 лет 8 месяцев 8 дней, в льготном исчислении - 20 лет 7 месяцев 18 дней.
Бадараевым Б.Д. выявлены нарушения со стороны руководства МВД по Республике Бурятия в отношении истца во время прохождения им службы, а именно: несоблюдение правил, установленных статьями 22, 56, 57, 64, 67, 68 Трудового кодекса Российской Федерации, что выразилось в нарушении обязательства по заключению трудового договора. При заключении трудового договора, истца обязаны были ознакомить с социально - правовыми гарантиями, с порядком их реализации, в том числе с правом подать документы для признания нуждающимся в жилье, постановки на ведомственный жилищный учет сотрудников органов внутренних дел МВД России для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Согласно ответу Информационного центра МВД по Республике Бурятия в личном деле истца хранится только два контракта (трудовых договора) о прохождении службы в органах внутренних дел от 25 мая 1996 г. и от 8 августа 2001 г. С момента вступления в должность оперуполномоченного системы криминальной милиции МВД по Республике Бурятия с истцом не было заключено ни одного трудового договора, что было целью лишения информации о жилищном праве, не включения в список нуждающихся в жилье сотрудников МВД Республики Бурятия. Истцу не предоставлялся для ознакомления контракт от 8 августа 2001 г, не предлагалось подписать контракт, не был предоставлен второй экземпляр контракта. За время прохождения службы в органах внутренних дел истцу не предлагали ознакомиться с приказами, инструкциями МВД России, связанными с порядком постановки на ведомственный жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Только 9 января 2004 г. истец подал документы для признания его нуждающимся в жилом помещении в жилищно-бытовую комиссию Управления по борьбе с организованной преступностью МВД по Республике Бурятия и был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Существенные нарушения трудового и жилищного права в форме несвоевременной постановки на ведомственный учет повлияли на принятие решения по оформлению кредитного договора ипотеки N 58574 от 9 сентября 2008 г. с Бурятским отделением N 8601 АО "Сбербанк России" для приобретения жилья.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от 20 мая 2021 г, оформленным протоколом N 8, Бадараев Б.Д. снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, в связи с приобретением по договору купли-продажи квартиры по адресу: "адрес".
С момента службы в УБОП при МВД по Республике Бурятия с 26 ноября 2002 г. и смены места жительства по регистрационному учету, истец получил право признания его нуждающимся в жилье как сотрудник криминальной милиции МВД России. Действия (бездействие) должностных лиц в лице руководства МВД по Республике Бурятия препятствовали своевременной реализации истцом права на жилище, как сотрудника органа внутренних дел России.
Согласно данных послужного списка, в период с 1 сентября 2000 г. по 4 мая 2010 г. на истца было оформлено 5 приказов МВД по Республике Бурятия о назначении на должности оперативных подразделений органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия.
В связи с увольнением истца, значительно сократился размер его дохода, истец не смог вносить ежемесячные платежи по договору ипотеки, в связи с чем вынужден был продать квартиру по ул. Приречная, 7 кв. 37 г. Улан-Удэ.
В судебном порядке с истца и поручителей взыскана задолженность по кредитному договору в сумме 507487, 47 руб.
Действия (бездействие) руководства МВД по Республике Бурятия по не заключению контракта причинили истцу моральный и материальный вред.
Бадараев Б.Д. просил суд признать недействительным контракт о службе в органах внутренних дел от 8 августа 2001 г, подписанный заместителем министра внутренних дел по Республике Бурятия полковником внутренней службы Приеменко В.В. без подписи Бадараева Б.Д.; признать незаконными действия (бездействие) руководства МВД по Республике Бурятия по незаключению контракта (трудового договора) с сотрудником милиции Бадараевым Б.Д. в период с 1 сентября 2000 г. по 4 мая 2010 г.; восстановить Бадараева Б.Д. в списке сотрудников МВД по Республике Бурятия, признанных нуждающимися в жилье, с даты регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", с 31 декабря 2002 г.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000000 руб.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 февраля 2023 г. исковые требования Бадараева Б.Д. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 июля 2023 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бадараев Б.Д. просит об отмене судебных актов как незаконных.
МВД по Республике Бурятия поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, представитель ответчика МВД по Республике Бурятия, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился. Ходатайство МВД по Республике Бурятия об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, при содействии указанных в ходатайстве судов, оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Бадараев Б.Д. проходил службу в органах внутренних дел с 1 сентября 1996 г. по 4 мая 2010 г.: с 1 сентября 1996 г. по 24 июля 2000 г. обучался в Дальневосточном юридическим институте, с 1 сентября 2000 г. по 26 ноября 2002 г. являлся оперуполномоченным группы по борьбе с экономическими преступлениями отдела внутренних дел Еравнинского района, с 26 ноября 2002 г. по 1 сентября 2003 г. проходил службу в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с лидерами организованных преступных сообществ, бандитизмом и иными опасными преступлениями отдела по борьбе с лидерами организованных преступных сообществ, бандитизмом, незаконным оборотом оружия и иными опасными преступлениями Управления по борьбе с организованной преступностью криминальной милиции МВД, с 1 сентября 2003 г. по 15 ноября 2005 г. являлся старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения по борьбе с незаконным оборотом оружия Отдела по борьбе с лидерами организованных преступных сообществ, бандитизмом, незаконным оборотом оружия и иными опасными преступлениями Управления по борьбе с организованной преступностью при МВД, с 15 ноября 2005 г. назначен старшим оперуполномоченным по особо важным делам Отделения по борьбе с незаконным оборотом оружия Отдела по борьбе с лидерами организованных преступных сообществ, бандитизмом, незаконным оборотом оружия и иными опасными преступлениями Управления по борьбе с организованной преступностью МВД.
Приказом МВД по Республике Бурятия от 25 ноября 2008 г. Бадараев Б.Д. освобожден от занимаемой должности, оставлен в распоряжении МВД с 1 декабря 2008 г, в период с 12 декабря 2008 г. по 4 мая 2010 г. занимал должность старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с бандитизмом и квалифицированным вымогательством Отдела по раскрытию преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами оперативно - розыскной части N 2 криминальной милиции (полиции УР) н/п МВД.
Приказом МВД по Республике Бурятия от 4 мая 2010 г. N 635 л/с Бадараев Б.Д. 4 мая 2010 г. уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", по выслуге лет, дающей право на пенсию. Общая продолжительность службы в органах внутренних дел составила в календарном исчислении 13 лет 8 месяцев 8 дней, в льготном исчислении - 20 лет 7 месяцев 18 дней.
В период прохождения службы истец Бадараев Б.Д. подавал рапорт о включении его в список на получение жилья, представив необходимые документы, и 9 января 2004 г. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от 20 мая 2021 г, оформленным протоколом N 8, Бадараев Б.Д. был снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со ссылкой на то, что истец улучшил жилищные условия, в связи с чем основания для предоставления ему жилого помещения отпали.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 сентября 2022 г. отказано в удовлетворении требований Бадараева Б.Д. к МВД по Республике Бурятия о признании решения комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности восстановить на учете. При рассмотрении данного дела судом было установлено, что после постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Бадараев Б.Д. по договору купли-продажи от 16 сентября 2008 г. приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 47, 6 кв.м, жилой площадью 26, 7 кв.м, которое находилось в его индивидуальной собственности. Поскольку после постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, основания, по которым он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, отпали, в связи с чем он был правомерно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время в личном деле бывшего сотрудника органа внутренних дел Бадараева Б.Д. имеется два контракта о службе в органах внутренних дел от 25 мая 1996 г. и от 8 августа 2001 г.
Контракт о службе в органах внутренних дел от 25 мая 1996 г. был заключен между МВД в лице заместителя министра внутренних дел Республики Бурятия Приеменко В.В. и Бадараевым Б.Д. на период обучения в учебном заведении, указанный контракт подписан сторонами. При этом, при заключении указанного контракта Бадараев Б.Д. был ознакомлен с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 и другими нормативными актами, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел.
Контракт о службе в органах внутренних дел от 8 августа 2001 г. не содержит подписей сторон.
Установлено, что все периоды службы истца в органах внутренних дел были учтены и засчитаны в специальный стаж.
Разрешая требование Бадараева Б.Д. о признании недействительным контракта о службе в органах внутренних дел от 8 августа 2001 г, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку истец фактически приступил к исполнению служебных обязанностей, осуществлял функции сотрудника органов внутренних дел, ему назначена пенсия за выслугу лет.
Суд исходил из того, что доказательств того, что истец Бадараев Б.Д. был лишен возможности пользоваться социальными гарантиями, льготами, предоставленными ему законодательством как сотруднику органа внутренних дел, в материалах дела не имеется.
На момент приобретения Бадараевым Б.Д. жилого помещения он состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, сам факт приобретения квартиры и ее отчуждения не связан с незаконными действиями (бездействием) ответчика.
Фактов понуждения истца к увольнению судом не установлено, суд пришел к выводу о том, что завершение истцом службы было обусловлено его увольнением из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Нарушения жилищных прав истца ответчиком МВД по Республике Бурятия судом первой инстанции не установлено.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, регламентировавшего порядок и условия прохождения службы сотрудников органов внутренних дел Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Согласно статье 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации.
По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 названного федерального закона; далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (пункты 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Установив, что истец фактически принят был на службу, допущен к исполнению служебных обязанностей, период службы зачтен ему в специальный стаж, назначена пенсия по выслуге лет, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания контракта о службе в органах внутренних дел незаключенным.
При заключении контракта на период обучения истцу были разъяснены нормы действующего законодательства.
Кроме того, как нормами законодательства, действующего в период прохождения истцом службы, так и действующими в настоящее время нормативными актами о прохождении службы в органах внутренних дел, предусмотрена обязанности сотрудника внутренних дел знать законодательство и исполнять его.
В связи с чем, судами правомерно отклонены доводы истца о том, что ответчиком ему не разъяснялись социальные и жилищные права.
Доводы истца о том, что ему не было известно о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, а потому он приобрел квартиру, опровергаются действиями истца, лично обратившегося в жилищную комиссию МВД по Республики Бурятия по вопросу постановки на учет нуждающихся.
Доводы истца о том, что у него не реализовано право на жилье, в настоящее время жилого помещения он не имеет, являлись предметом оценки судов по другому делу об оспаривании решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении, поэтому в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение и повторной оценке не подлежат.
Судами проанализированы материала личного дела истца, и сделан обоснованный вывод об отсутствии доказательств оказания влияния на истца при увольнении.
Доводы кассационной жалобы с подробным изложением обстоятельств психиатрического освидетельствования перед увольнением не принимаются во внимание судом кассационной инстанции, поскольку не влияют на законность судебных актов, законность увольнения в рамках данного дела не являлась предметом спора.
Не установив нарушения прав истца, выводы судов об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бадараева Баира Дармажаповича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.