Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 декабря 2009 г. N А09-3485/09 (Ф10-5556/09)
(извлечение)
См. также определение ФАС ЦО от 24 ноября 2009 г. N А09-3485/2009 и постановление ФАС ЦО от 6 сентября 2010 г. по делу N А09-3485/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: БТФОМС З.М.И. - представитель (дов. от 11.01.2009), К.Е.В. - представитель (дов. N 7 от 08.06.2009); от ответчика: ООО "Р" К.А.Е. - директор филиала (дов. N 598 /09 от 06.10.2009);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Р", г. Москва, на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по делу N А09-3485/2009, установил:
Брянский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - БТФОМС), г. Брянск, обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Р" в лице Брянского филиала, о восстановлении на расчетном счете для расчетов по обязательному медицинскому страхованию 1208537 руб., излишне перечисленных на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ООО "Р" 654923 руб. 11 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Р" просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывает, что в январе 2009 года им выполнялись обязательства по договорам страхования неработающих граждан, что не было учтено судом первой и апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу БТФОМС просил оставить без изменения судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, а представители БТОФМС, считая оспариваемые судебные законными и обоснованными, просили оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, 28.12.2005 между БТФОМС (фонд) и ООО "Р" (страховщик) заключен договор, в соответствии с которым фонд принял на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан, а страховщик обязался использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.
На основании данного договора администрацией Брянской области были заключены договоры обязательного медицинского страхования работающего и неработающего населения Брянской области с ООО "Р".
Согласно п. 3.1. дополнительного соглашения о внесении изменений в договор обязательного медицинского страхования неработающего населения Брянской области от 19.12.2005 г. данный договор страхования вступил в силу с 01.01.2006 г. и действовал по 31.12.2008.
До 01.01.2009 БТФОМС исполнял принятые на себя обязательства по финансированию ООО "Р" в соответствии с заключенными страховщиком договорами обязательного медицинского страхования как работающего, так и не работающего населения г. Брянска.
При расчете суммы средств на ведение дела за январь 2009 года ООО "Р" была взята численность застрахованных граждан 400876 человек, из которых 157952 человека работающих граждан и 242924 человека - неработающих.
Тем самым страховщиком были превышены расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию за январь 2009 года на сумму 654923 руб. 11 коп.
Ссылаясь на то, что денежные средства, направленные ответчиком на финансирование обязательного медицинского страхования неработающих граждан, приобретены последним без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, БТФОМС на основании ст. 26 ФЗ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности факта неосновательного обогащения ответчика и на основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования.
При этом судебные инстанции исходили из того, что правоотношения сторон, касающиеся обязательного медицинского страхования неработающего населения, прекратились 31.12.2008, а истец как страхователь с 01.01.2009 должен исполнять принятые на себя обязательства по финансированию ответчика только в части работающего населения.
Поскольку в расчет суммы, причитающейся на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, ответчик без законных оснований включил расходы на неработающее население на январь 2009 года, судебные инстанции пришли к выводу, что превышение расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию составило 654923 руб.
Судебная коллегия считает данные выводы недостаточно обоснованными, поскольку сделаны в нарушение ст.ст. 15, 71, ч. 2 ст. 271 АПК РФ без оценки всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности.
В соответствии с п. 3 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, основной задачей страховой медицинской организации осуществляющей обязательное медицинское страхование, является проведение обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и договорами обязательного медицинского страхования, осуществлении контроля за объемом и качеством медицинских услуг.
Из п. 1.1. постановления администрации Брянской области от 08.12.2008 N 1130 "О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 18.06.2007 N 430 "О порядке финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан в Брянской области" и п. 2 договора от 28.12.2005, следует, что размер финансирования ответчика определяется на основании утвержденных дифференцированных подушевых нормативов и численности застрахованных граждан, включенных в сводный реестр по состоянию на первое число текущего месяца, который формируется из представляемого в установленном порядке электронного регистра застрахованных ООО "Р".
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, судебные инстанции не приняли во внимание доводы ответчика о том, что в январе 2009 года им оказывались услуги, связанные со страхованием неработающего населения в рамках заключенного между сторонами договора. В частности, ООО "Р" указывало, что в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования оплачивало счета, выставленные лечебно-профилактическими учреждениями за медицинские услуги, оказанные неработающим гражданам, застрахованным по договору обязательного медицинского страхования, в декабре 2008 года; в январе 2009 г. в соответствии с действующим Положением о контроле качества медицинской помощи ООО "Р" проводилась экспертиза качества медицинской помощи, оказанной неработающим гражданам в декабре 2008, - всего 528 экспертиз.
В подтверждение данного довода ООО "Р" представило статистическую отчетность по Форме N ПГ "Организация защиты прав застрахованных в системе ОМС" за январь - март 2009 года.
В нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции не дали надлежащей оценки указанному документу.
Суду надлежало установить, были ли реально выполнены ответчиком данные услуги в январе 2009 года, понесены ли им соответствующие затраты, и в каком порядке должна быть произведена либо была произведена оплата этих услуг Фондом.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения спора, поскольку может повлиять на выводы суда о наличии либо отсутствии неосновательного обогащения со стороны ответчика и на его размер.
Ссылка представителей истца на то, что все перечисленные услуги были оплачены ответчиком авансом в декабре 2008 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос судом первой и апелляционной инстанции не исследовался, сведения о движении финансовых средств ОМС в страховой медицинской организации ООО "Р" за декабрь 2008 года в дело не представлены.
Представленный Фондом расчет исковых требований представляет собой формулу, согласно которой из суммы расходов, отнесенных ответчиком на ведение дела в январе 2009 г., исключена сумма на ведение дела в отношении работающих граждан, исходя из размера средств на одного застрахованного - 2,696 руб.
Между тем, расчета, подтверждающего доводы истца об оплате услуг, оказанных ответчиком в системе ОМС в январе 2009 г., в деле не имеется.
Поскольку обстоятельства дела установлены не в полной мере, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по делу N А09-3485/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 1.1. постановления администрации Брянской области от 08.12.2008 N 1130 "О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 18.06.2007 N 430 "О порядке финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан в Брянской области" и п. 2 договора от 28.12.2005, следует, что размер финансирования ответчика определяется на основании утвержденных дифференцированных подушевых нормативов и численности застрахованных граждан, включенных в сводный реестр по состоянию на первое число текущего месяца, который формируется из представляемого в установленном порядке электронного регистра застрахованных ООО "Р".
...
В подтверждение данного довода ООО "Р" представило статистическую отчетность по Форме N ПГ "Организация защиты прав застрахованных в системе ОМС" за январь - март 2009 года.
В нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции не дали надлежащей оценки указанному документу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2009 г. N А09-3485/09 (Ф10-5556/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании