Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 декабря 2009 г. N А54-1468/2009-С4
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. N ВАС-4272/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.Н.М. на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу N А54-1468/2009-С4, установил:
Индивидуальный предприниматель Ф.Н.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о взыскании денежной суммы в размере 9873 руб. за период с октября 2008 года по март 2009 года для обеспечения выплаты застрахованному лицу - П.Н.С. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением суда от 26.05.2009 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит указанные решение и постановление отменить в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Ф.Н.М. зарегистрирован в ГУ - РРО ФСС РФ (страховщик) в качестве страхователя-работодателя, уплачивающего страховые взносы в Фонд социального страхования в составе единого социального налога (ЕСН).
29 декабря 2008 года предприниматель в адрес Фонда направил письмо N 95 о выделении денежных средств в сумме 4500 руб. для выплаты застрахованному лицу - наемному работнику П.Н.С. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с октября 2008 года по декабрь 2008 года.
Поскольку предпринимателем вместе с указанным письмом не была представлена промежуточная расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации формы 4-ФСС РФ за 4 квартал 2008 года, Фондом назначена выездная проверка по вопросу начисления и уплаты страховых взносов и расходования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расходования страхователем средств на обязательное социальное страхование.
2 марта 2009 года Ф.Н.М. направлено требование от 27.02.2009 N 1 о представлении документов в срок до 23.03.2009.
В установленный срок документы, указанные в требовании, предпринимателем не представлены.
15 января 2009 года предприниматель представил расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации формы 4-ФСС РФ за 4 квартал 2008 года.
В данной ведомости Предпринимателем не отражены начисленные ежемесячные пособия по уходу за ребенком за месяцы отчетного квартала: октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года в запрашиваемой сумме 4500 рублей (раздел 1 таблица 2 строка 15 графа 3, раздел 1 таблица 3 строки 7 или 8 графы 3, 4).
В упомянутой ведомости в разделе 1 таблицы 2 строки 6 графы 3 Предприниматель отразил денежные средства в сумме 3000 рублей, полученные от ГУ - РРО ФСС РФ в возмещение произведенных расходов на основании решения от 21.10.2008 N 27844, и в разделе 1 таблицы 2 строки 15 отразил расходы в ноябре 2008 года в сумме 3000 рублей.
Расходы в размере 3000 рублей являются расходами на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком за иной период - за август, сентябрь 2008 года и их следовало отразить в расходах за август, сентябрь 2008 года расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 9 месяцев 2008 года.
Фонд отказал в перечислении предпринимателю 4500 руб., ссылаясь на то, что в представленной расчетной ведомости не отражены начисленные ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за месяцы отчетного квартала: октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года.
20 марта 2009 года Ф.Н.М. обратился в Фонд о выделении денежных средств в сумме 5373 руб. для выплаты застрахованному лицу вышеуказанного пособия.
Поскольку необходимые документы были представлены Предпринимателем не в полном объеме, на основании п. 3.3 Инструкции ГУ - РРО ФСС РФ была назначена камеральная проверка.
Ф.Н.М. в срок до 03.04.2009 предлагалось представить для проверки: расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации формы 4-ФСС РФ за 1 квартал 2009 года; копию трудовой книжки П.Н.С.; расчет пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В установленный в требовании от 23.03.2009 срок запрошенные документы предпринимателем представлены не были.
По результатам камеральной проверки 06.04.2009 Фондом вынесено решение N 43220 об отказе Ф.Н.М в финансировании в сумме 5373 руб.
Полагая, что денежные суммы в размере 4500 руб. и 5373 руб. подлежат выплате за счет средств Фонда, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) определено, что одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной Законом N 81-ФЗ.
В абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Статьей 14 данного Закона установлена продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в частности, определено, что лицам, указанным в абзаце 2 части 1 статьи 13 Закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Размер ежемесячного пособия установлен статьей 15 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и проиндексирован в соответствии со ст. 4.2 данного Закона.
В соответствии с пунктом 41 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение), лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком (матерям, либо отцам, либо другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается - по месту работы, службы.
В силу п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, плательщики ЕСН обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) о суммах: начисленного налога в ФСС РФ; использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; расходов, подлежащих зачету; уплачиваемых в ФСС РФ.
Индивидуальный предприниматель Ф.Н.М. является страхователем (работодателем) по отношению к своему работнику П.Н.С.
Следовательно, назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен производить страхователь (работодатель) - Ф.Н.М.
Как установлено судом, финансирование страхователя - Предпринимателя не проведено страховщиком - Управлением в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3.3 Инструкции от 09.03.2004 N 22.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 17 Закона N 165-ФЗ на страхователей возложена обязанность предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 5 п. 2 ст. 12 Закона
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком застрахованному работнику, находящемуся в отпуске по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет должно выплачиваться в размере 40% среднего заработка (дохода), который рассчитывается за 12 календарных месяцев, предшествовавших наступлению отпуска (абз. 3 ст.15 Закона N 81-ФЗ).
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01.07.2008 по 31.12.2008 равен 1657,61 руб.
С 01.01.2009 согласно Федеральному закону от 28.04.2009 N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком равен 1873,10 руб.
Запрашиваемая Предпринимателем сумма (9873 руб.) не только не была включена в расходы по обязательному социальному страхованию за IV квартал 2008 года и I квартал 2009 года, но и размер запрашиваемой суммы не соответствовал действующему законодательству.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, учитывая положения п.п. 2.5, 3.2, 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ 02.04.2004 N 5710, а также Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденные постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 82 и зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 02.06.2008 N 11789, суд пришел к выводу, что предприниматель не доказал право на выделение Фондом средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 9873 руб., а также не выполнил обязанности, возложенные на него действующими нормативными актами, регулирующими правоотношения по обязательному социальному страхованию, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права судами не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Индивидуальным предпринимателем Ф.Н.М. уплачена по квитанции от 27.10.2009 государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в большем размере, чем установлено пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, и в силу ст. 104 АПК РФ, ч. 1 ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, ч. 1 ст. 333.40 НК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 по делу N А54-1468/2009-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.Н.М. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу кассационной жалобы по квитанции от 27.10.2009 в размере 950 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2009 г. N А54-1468/2009-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании