Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 января 2010 г. N Ф10-5028/2009 по делу N А09-6597/2008
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2009 г. N А09-6597/2008-18-5
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: МУЗ "Г", г. Брянск - П.В.М. - юрисконсульт (доверенность от 07.07.2009 г.), от ответчика: ООО "у", г. Брянск - не явился, извещен надлежаще, от третьих лиц: ОАО "Б", г. Брянск - не явился, извещен надлежаще, МУ "У", г. Брянск - В.О.В. - начальник судебно-претензионного отдела (доверенность от 13.02.2009 г.), Управление по технологическомму и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области, г. Брянск - не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУЗ "Г" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2009 года по делу N А09-6597/2008, установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Г" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "У" об обязании исполнить обязанности подрядчика, предусмотренные муниципальным контрактом N 1 от 21.12.2006 г. на выполнение подрядных работ по обустройству узла учета тепловой энергии.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика устранить в течение десяти дней недостатки в работе по обустройству узла учета тепловой энергии в здании истца, а также обязать ответчика выполнить пусконаладочные работы узла учета системы отопления и системы горячего водоснабжения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, МУЗ "Г" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
При этом заявитель кассационной жалобы считает необоснованным довод арбитражного суда о том, что ответчиком в ходе рассмотрения дела устранены недостатки по работам, выполненным по муниципальному контракту N 1 от 21.12.2006 г.
Представители ООО "у", МУ "У", Управление по технологическомму и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и третьего лица, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 21.12.2006 г. между МУЗ "Г" (муниципальный заказчик), ООО "У" (подрядчик) и МУ "У" г. Брянска (заказчик-застройщик) заключен муниципальный контракт N 1 с дополнительными соглашениями N 1 от 31.01.2007 г., N 2 от 17.04.2007 г., согласно которому подрядчик обязался выполнить работу по приобретению узла учета тепловой энергии в здании поликлиники по адресу г. Брянск, ул. Литейная, 13 с выполнением в комплексе следующих работ: предпроектные и проектные работы по установке узла учета, общестроительные и монтажные работы по установке узла учета, оборудование, пусконаладочные работы узла учета.
Дополнительными соглашениями N 1 от 31.01.2007 г., N 2 от 17.04.2007 г. к муниципальному контракту N 1 от 21.12.2006 внесены изменения в редакцию п.п. 1.3, 3.3. контракта.
Согласно п. 1.6 муниципального контракта N 1 от 21.12.2006 г. работа считается выполненной после подписания заказчиком-застройщиком и подрядчиком акта о приемке выполненных работ, справки формы КС-3, заверенной в трехстороннем порядке на дату приемки работ, подписания Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области и поставщиком тепловой энергии акта-допуска узла учета теплоэнергии в эксплуатацию.
В ноябре 2007 года ООО "У" и МУ "У" г. Брянска подписали акт формы КС-2 о приемке выполненных работ и справку формы КС-3 на общую стоимость 175000 руб.
В ходе проведения тематического обследования на предмет допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя на объектах отделов образования и здравоохранения Администрации Бежицкого района Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области обнаружены недостатки по организации эксплуатации и техническому состоянию тепловых энергоустановок, о чем был составлен акт-предписание N 1035-Т от 07.12.2007 г.
Письмами N 648 от 17.12.2007, N 18 от 18.01.2008, N 151 от 02.04.2008, N 238/1 от 18.06.2008 истец предложил ответчику выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Ссылаясь на то обстоятельство, что выявленные недостатки не устранены, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из их необоснованности и неправомерности.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В силу ч. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Как следует из материалов дела, в предмет муниципального контракта N 1 входило выполнение подрядчиком работ по приобретению и установке узла учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Из имеющегося в деле акта проверки на соответствие N 1053-Т правилам и НТД узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 05.11.2008 г. усматривается, что узел учета тепловой энергии по отоплению потребителя - МУЗ "Г" допущен в эксплуатацию. Технический осмотр указанного прибора учета произведен представителями Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области. В отношении данного прибора учета спора между сторонами не имеется.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что спор между истцом и ответчиком возник относительно допуска в эксплуатацию прибора учета на горячее водоснабжение.
Из акта N 551 от 26.11.2008 г., составленного представителями ОАО "Б", усматривается, что узел учета на горячее водоснабжение не допущен в связи с тем, что по недостаткам по горячему водоснабжению комиссией сделан вывод о том, что согласно Правил технической эксплуатации теплопотребляющих установок на тепловом узле на вводе должна устанавливаться стальная запорная арматура. Фактически на узле учета тепловой энергии потребителя установлена чугунная запорная арматура.
В процессе рассмотрения спора, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные в акте N 551 замечания устранены потребителем, что следует из акта проверки узла учета тепловой энергии теплоносителя от 18.03.2009 г., составленного представителями потребителя, МУ "У", ОАО "Б", Управления Ростехнадзора.
Согласно выводам, содержащимся в указанном акте, по таким недостаткам в отношении горячего водоснабжения как наличие сварных швов на прямых участках присоединяемого трубопровода и установка чугунной запорной арматуры у комиссии претензий нет, поскольку Руководство по эксплуатации завода-изготовителя данного прибора учета допускает наличие сварных швов и установку чугунной запорной арматуры. Другие недостатки, указанные в акте от 26.11.2008 г. N 551, потребителем устранены.
Более того, как усматривается из имеющегося в материалах дела письма Ростехнадзора от 09.12.2008 г. N 06-13/6965, замечания, указанные в акте N 551 от 26.11.208 г., относятся не к допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, что предусмотрено предметом муниципального контракта N 1, а к допуску в эксплуатацию тепловой энергоустановки (индивидуальный тепловой пункт), который осуществляют государственные надзорные органы.
Заявлением от 05.05.2009 г. истец уточнил исковые требования и просил арбитражный суд обязать ответчика устранить в течение десяти дней недостатки в работе по обустройству узла учета тепловой энергии в здании МУЗ "Г": по системе горячего водоснабжения - установить стальную запорную арматуру на вводе на тепловом узле вместо чугунной запорной арматуры, заменить прибор тепловычислитель ТМК-Н2-1.0 в комплекте ТМК - N 01894 на исправный, установить два монометра; обязать ответчика выполнить пусконаладочные работы узла учета системы отопления и системы горячего водоснабжения в соответствии с п. 1.2 муниципального контракта N 1 от 21.12.2006 г.
Материалы дела свидетельствуют о том, что актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя N 166 от 22.04.2009 г. по горячему водоснабжению, составленному представителями ОАО "Б" установлены нарушения в работе прибора учета тепловой энергии, в частности, установлено, что прибор по разности температур работает за пределами точности указанных температур в его техническом паспорте. Вместе с тем, из данного акта следует, что теплосчетчик ТС. ТМК-Н22 отвечает предъявляемым требованиям.
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цены работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В процессе рассмотрения спора арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом в материалы дела не представлено доказательств невыполнения работ, указанных в технической документации, которые повлекли фактическое отклонение показателей теплоносителя от установленных проектной документацией.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда апелляционной инстанции неправомерным, поскольку, учитывая нормы ст. 743 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ, бремя доказывания факта выполнения работ, в том числе, пусконаладочных работ, в соответствии с требованиями технической документации возложено на подрядчика.
Кроме того, арбитражным судом апелляционной инстанции не учтено то обстоятельство, что заказчиком (истцом) акт о приемке выполненных работ N 1 от 22.05.2008 г., в частности, по приемке пусконаладочных работ системы ГВС не подписан.
В этой связи, указанный вывод суда апелляционной инстанции подлежит исключению из постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2009 года как необоснованный и несоответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Как усматривается из отзыва ОАО "Б" на апелляционную жалобу (т. 3 л.д. 12) речь нужно вести не о приборах учета тепловой энергии, которые только фиксируют данные на входе и на выходе в систему, а в целом о системе ГВС. Поэтому причиной разности температур в показаниях приборов учета может являться неотлаженность системы ГВС или врезка в трубопровод, не предусмотренная проектом узла учета.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 397 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в связи с чем, обоснованно отказал в иске. При этом указанный неправомерный вывод арбитражного суда апелляционной инстанции не повлек принятие неправильного постановления.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2009 года по делу N А09-6597/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2010 г. N Ф10-5028/2009 по делу N А09-6597/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании