Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 января 2010 г. по делу N А35-1837/2009-С2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Прокуратуры Курской области - Б.Н.С. - представитель, доверенность от 10.02.2009 N 08/2009, от Комитета по управлению имуществом Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от открытого акционерного общества "Ц" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от ГУ МЧС России по Курской области - С.М.В. - представитель, доверенность от 06.08.2009 N 5747-13б, В.И.В. - представитель, доверенность от 27.01.2010 N 567-13-5, от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ц" на решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2009 по делу N А35-1837/2009-С2, установил:
Заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными: решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.06.1994 N 01-18/93 в части включения в уставной капитал созданного в процессе преобразования акционерного общества встроенного бомбоубежища, расположенного в здания АТС-35, находящегося по адресу: г. Курск, ул. О., 12; раздела 1 Плана приватизации ГПСИ "Р" Курской области подраздел II "Основные характеристики объекта" в части включения встроенного бомбоубежища, находящегося по адресу: г. Курск, ул. О., 12 в подвальном помещении здания АТС-35.
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.09.2009 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства указанный судебный акт не обжаловался.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 16.05.1994 Комитетом по управлению имуществом Курской области утвержден План приватизации государственного предприятия связи и информатики "Р" Курской области, в соответствии с подразделом II "Основные характеристики объекта" раздела 1 которого в состав имущества, подлежащего приватизации, включено здание АТС-35 1986 года постройки, расположенное по адресу: г. Курск, ул. О., 12.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 20.06.1994 N 1602-р разрешена приватизация государственного предприятия связи и информатики "Р" Курской области путем преобразования в акционерное общество открытого типа "Э" с последующей продажей его акций.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.06.1994 N 01-18/93 на базе государственного предприятия связи и информатики "Р" создано акционерное общество открытого типа "Э".
На основании договора о присоединении от 22.02.2002, последнее утратило статус юридического лица и вошло в состав ОАО "Ц" на правах структурного подразделения. По договору о присоединении все активы и пассивы Присоединяемого общества считаются переданными Основному обществу в соответствии с передаточным актом, подготовленным по форме, согласно Приложению 1 к данному Договору. Основное общество становится владельцем переданного имущества и к нему также переходит ответственность по обязательствам Присоединяемого общества и права требования Присоединяемого общества (пункт 3.5.2. договора). Указанная реорганизация юридических лиц зарегистрирована в установленном порядке.
В соответствии с приложением N 1 к Акту приема-передачи активов и обязательств от Курского филиала ОАО "Ц" к ОАО "Ц" по состоянию на 30.11.2002 на баланс основного общества передано здание АТС-35, расположенное по адресу: г. Курск, ул. О., 12.
По соглашению от 14.04.2003 N 5 Комитета по управлению имуществом Курской области с Государственным учреждением - Управление Федеральной почтовой связи Курской области, ОАО "Ц", ГУ "У", ФГУП "Г" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации в собственность ОАО "Ц" передано имущество, в том числе бомбоубежище площадью 41,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. О., 12, в подвальном помещении здания АТС-35 общей площадью 89,6 кв. м.
Право последнего на данный объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке 14.10.2004 (свидетельство о государственной регистрации серия 46-АВ N 253121).
Главное управление МЧС России по Курской области 28.11.2008 сообщило прокурору Сеймского административного округа г. Курска (письмо исх. N 4358-16-04) о том, что ходе проведения работы по заключению договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны выявлен факт незаконного нахождения федерального имущества - защитных сооружений гражданской обороны в собственности ОАО "Ц" (подвальные помещения, расположенные по адресам: г. Курск, Красная площадь, 8 и ул. О., 12). Статус данных помещений как защитных сооружений гражданской обороны подтверждается паспортами убежищ, актами проверок и инвентаризации.
Прокурором Сеймского административного округа г. Курска направлена прокурору Курской области 10.12.2008 докладная записка N 01-421в-2008 о результатах проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и приватизацию государственного и муниципального имущества, по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.08.2008 N 73/1-914-08 и Прокуратуры Курской области от 31.10.2008 N 07/2-05-2008. В пункте 2 данной докладной записки указано, что прокуратурой округа подготовлен проект искового заявления о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Курской области о приватизации ГПСИ "Р" Курской области в части включения в уставный капитал вновь образованного открытого акционерного общества объекта гражданской обороны.
Учитывая данные обстоятельства, Прокуратура Курской области обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела по существу заявленных требований арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и п. 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (приложение N 3 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 N 66) в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору объекты, для которых действующим законодательством принято решение о сохранении государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период отнесены исключительно к федеральной собственности - пункт 2 раздела III приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Кроме того, приватизация защитных сооружений гражданской обороны, включая встроенные убежища, запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 и п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359.
Как установлено судом, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в состав приватизируемого имущества государственного предприятия связи и информатики "Р" Курской области оспариваемыми ненормативными актами было включено имущество - бомбоубежище, находящееся по адресу: г. Курск, ул. О., 12, которое в силу вышеуказанных норм законодательства отнесено исключительно к федеральной собственности.
Оснований для переоценки указанных выводов в суде кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.06.1994 N 01-18/93, а также раздел 1 Плана приватизации ГПСИ "Р" Курской области подраздел II "Основные характеристики объекта" в оспариваемой части противоречат действующему законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы Российской Федерации как собственника данного имущества.
Следовательно, заявленные прокуратурой требования в защиту интересов Российской Федерации, судом удовлетворены правомерно.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для восстановления пропущенного прокуратурой срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ на подачу заявления в арбитражный суд, подлежит отклонению, поскольку также направлен на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых судом доказательств.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право оценки обстоятельств, повлекших за собой пропуск срока подачи заявления в установленный срок, принадлежит суду.
Выводы суда о признании причин пропуска этого срока уважительными основаны на имеющихся в деле доказательствах. В силу положений ст. 286 Кодекса вопросы, касающиеся исследования и оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
По изложенным основаниям подлежат отклонению ссылки заявителя кассационной жалобы на истечение срока исковой давности, предусмотренного частью 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания сделки недействительной.
Не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта также то обстоятельство, что судом не исследованы надлежащим образом сведения о размере площади встроенного защитного сооружения гражданской обороны, так как данное обстоятельство не повлекло за собой принятия незаконного судебного акта по существу заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу о том, что судом при рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого по делу судебного решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2009 по делу N А35-1837/2009-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 января 2010 г. по делу N А35-1837/2009-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании