Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 мая 2010 г. N Ф10-1947/10 по делу N А68-1987/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - Г.Е.М. - ведущий юрисконсульт (доверенность N 02-44 от 01.01.2010), от ответчика - Л.А.А. - представитель (доверенность б/н от 26.11.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Л" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2010 года по делу N А68-1987/09, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее - ОАО "Т") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Л" (далее - ООО "Л") о взыскании 90000 руб. задолженности по договору N 104 от 19.12.2007.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 187455 руб. 83 коп. задолженности по оплате электроэнергии за февраль 2009 года.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Л" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого судебного акта.
Представитель истца отклонил доводы кассационной жалобы, считая принятый апелляционной инстанцией судебный акт законным и обоснованным.
Представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Т" (гарантирующий поставщик) и ООО "Л" (покупатель) заключен договор на снабжение электрической энергией N 104 от 19.12.2007, согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электроэнергии в объемах, необходимых покупателю, а покупатель - оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги.
В силу п. 5.1 договора порядок определения объемов, поставляемых гарантирующим поставщиком покупателю на розничном рынке по регулируемым и нерегулируемым ценам определяется разделом VII Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006.
Оплата электроэнергии и оказанных услуг производится по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов (п. 5.3).
Выставленные истцом на оплату электроэнергии счета-фактуры ответчиком не оплачены. Отказ от оплаты ООО "Л" мотивировало тем, что расчет стоимости электроэнергии за январь, февраль 2009 года неправомерно произведен истцом по нерегулируемым ценам.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Т" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу том, что, поставив покупателю электроэнергию по нерегулируемой цене в феврале 2009 года, истец, по сути, в одностороннем порядке изменил условие о цене электроэнергии.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В пределах предоставленной компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила функционирования розничных рынков N 530 от 31.08.2006, регулирующие порядок расчетов за потребленную энергию.
В соответствии с п. 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 106 Правил на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи и с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Как следует из материалов дела, расчет стоимости электроэнергии за январь и февраль 2009 года произведен истцом в феврале 2009 года по нерегулируемым ценам.
Признавая данный расчет правомерным, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 6.2 договора оплата оказанных услуг за договорной объем производится по тарифам, утвержденным решениями уполномоченных органов государственной власти по регулированию тарифов.
Вместе с тем, пунктом 5.3 договора предусмотрено, что в случае, если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его (ее) в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену.
Судом установлено, что на момент осуществления расчетов за электроэнергию за спорный период действовали Правила N 530 в редакции Постановлений Правительства РФ от 16.07.2007 N 450, от 29.12.2007 N 951, от 29.12.2007 N 996, от 28.06.2008 N 476.
Согласно п. 108 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Объем электрической энергии, соответствующий объему электрической энергии, определенному исходя из установленного Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода на соответствующий период времени предельного максимального объема электрической энергии, покупка (продажа) которой осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), в совокупности с объемом электрической энергии, приобретаемой гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по регулируемым ценам (тарифам) на розничных рынках, за вычетом фактического объема потребления электрической энергии потребителями, указанными в пункте 108 настоящих Правил, поставляется прочим группам (категориям) потребителей (покупателей) по регулируемым ценам (тарифам), в том числе, покупателям электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых превышает 750 кВ·А, в 2006 году - пропорционально объему фактически потребленной за соответствующий расчетный период 2006 года электрической энергии (мощности), а в 2007 году и последующие годы - пропорционально объему фактически потребленной за соответствующий расчетный период 2007 года электрической энергии (мощности); прочим покупателям электрической энергии - пропорционально объему фактически потребленной этими покупателями (обслуживаемыми ими потребителями) за соответствующий расчетный период текущего года электрической энергии. (п. 108.1 Правил).
В силу п. 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Из материалов дела видно, что ООО "Л" является потребителем, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которого превышает 750 кВ, что подтверждается актом проверки мощности трансформаторов и токоприемников, присоединенных к сети Тулэнерго, от 21.09.2007.
Договор N 104 на снабжение электрической энергией заключен между сторонами 19.12.2007. Таким образом, сведения о фактически потребленной за соответствующий расчетный период 2007 года (т.е. за январь и февраль 2007 г.) электрической энергии, а также за соответствующий расчетный период текущего года, отсутствуют.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что расчеты между ОАО "Т" и ООО "Л" правомерно осуществлялись истцом в спорный период по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках, в соответствии с пунктами 108.1, 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006. N 530.
17.03.2009 Постановлением Правительства РФ N 240 в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики внесены изменения. Вместе с тем, как правильно указал суд, данные изменения не коснулись раздела VII "Основы организации расчетов на розничных рынках электрической энергии", в связи с чем расчет за электроэнергию, потребленную ООО "Л", производился истцом по нерегулируемым тарифам.
10.05.2009 Постановлением Правительства РФ N 411 также внесены изменения, в том числе в п. 108.1 Правил N 530, а, именно, из данного пункта исключен абзац, касающийся потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВ (к данной группе потребителей до внесения указанных изменений относился ответчик). С учетом данных изменений ООО "Л" отнесено к группе "Прочие покупатели электрической энергии".
Как правильно указал арбитражный суд, отношения сторон, возникшие с 01.05.2009, подпадали под действие вышеуказанных изменений, в связи с чем расчеты за потребленную ООО "Л" в мае 2009 года и последующие месяцы электроэнергию правомерно производились ОАО "Т" по регулируемым и нерегулируемым ценам.
С учетом изложенного, довод заявителя кассационной жалобы о незаконности примененного истцом при расчетах тарифа опровергается материалами дела.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Факт оказания истцом услуг на спорную сумму подтвержден документально: счетами-фактурами, счетами-требованиями, ведомостями потребления, расчетами нерегулируемой цены, тарифов, установленных Департаментом Тульской области по тарифам.
Учитывая, что доказательства оплаты оказанных услуг в размере 187455 руб. 83 коп. ответчиком не представлены, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания указанной суммы задолженности.
Утверждение ООО "Л" о необходимости расчета стоимости потребленной электроэнергии, исходя из величины ЧЧИМ "более 7001 часов", является несостоятельным в виду следующего.
Пунктом 58 Постановления от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" потребитель для проведения соответствующих расчетов за электроэнергию самостоятельно выбирает один из вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом гарантирующего поставщика не менее, чем за месяц до вступления в силу в установленном порядке указанных тарифов.
При отсутствии данного уведомления расчеты за электроэнергию (мощность), если иное не установлено взаимным соглашением сторон, производится по варианту тарифа, действующего в период, предшествующий расчетному.
Из материалов дела видно, что уведомление о смене варианта тарифа в ОАО "Т" не поступало.
Согласно п. 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг.
Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год.
В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, отраженная в акте проверки электрической мощности, являющемся приложением к договору энергоснабжения.
Как усматривается из материалов дела, для ООО "Л" присоединенная мощность по акту проверки мощности трансформаторов и токоприемников, присоединенных к сети Тулэрнерго от 21.09.2007, равна 1600 кВт.
Судом установлено, что ООО "Л" отнесен к числу потребителей, осуществляющих расчеты за электроэнергию (мощность) по одноставочному нерегулируемому тарифу. При этом с учетом уровней напряжения (высокое - 100 Кв и выше; среднее второе (20-1 кВ) ответчик отнесен к категории "3 группа. Прочие потребители" (п. 27 Методических указаний), что не отрицается последним.
Тарифы на электрическую энергию дифференцируются по группам в зависимости от числа часов используемой мощности (ЧЧИМ).
Согласно произведенному на основании п. 69 Методических указаний расчету (с учетом годового потребления электроэнергии и максимального потребления за сутки в течение всего года) количество ЧЧИМ составило 6729 часов (3288192/488,64 (максимальное потребление), т.е. ООО "Л" относится к группе потребителей с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов.
В связи с указанным, довод заявителя об отнесении последнего к группе потребителей с ЧЧИМ "от 7001 и выше" отклоняется, как несоответствующий положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст.ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2010 года по делу N А68-1987/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
...
Пунктом 58 Постановления от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" потребитель для проведения соответствующих расчетов за электроэнергию самостоятельно выбирает один из вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом гарантирующего поставщика не менее, чем за месяц до вступления в силу в установленном порядке указанных тарифов.
...
Согласно п. 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2010 г. N Ф10-1947/10 по делу N А68-1987/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании