Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 июля 2010 г. по делу N А23-4697/09Г-15-231
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 мая 2011 г. N Ф10-2614/10 по делу N А23-4697/10Г-15-231
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ООО "К", г. Калуга Г.А.И. - юрисконсульт (доверенность N 1 от 11.01.2010 г.), от ответчика: ЗАО "А", г. Козельск, Калужская область А.Ю.А. - юрисконсульт (доверенность N 1 от 11.01.2010 г.), К.С.И. - генеральный директор (приказ N 153 от 11.06.2010 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "А" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15 декабря 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 года по делу N А23-4697/09Г-15-231, установил:
общество с ограниченной ответственностью "К" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу "А" с иском о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в сумме 5 789 664 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.12.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права, ЗАО "А" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 15 декабря 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 года и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что предложенная истцом методика расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации не должна применяться, поскольку не распространяется на спорные правоотношения.
Также заявитель жалобы ссылается на то, что арбитражный суд при рассмотрении спора применил закон, не подлежащий применению, а именно постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992, и не применил закон, подлежащий применению, Постановление Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 15 декабря 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 года и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по приему сточных вод.
В период с 4 квартала 2007 г. по второй квартал 2009 года истец оказывал ответчику услуги по очистке сточных вод от загрязняющих веществ.
Ссылаясь на то обстоятельство, что у ответчика перед истцом образовалась задолженность за оказанные услуги, истец обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда сделанными без учета фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Согласно пункту 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 указанных Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
В силу пункта 70 Правил расчет абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе - за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение данного постановления Правительства Калужской области постановлением N 180 от 15.06.2004 утвердило Положение о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калужской области.
Между тем, при рассмотрении спора арбитражный суд указал, что данным постановлением не установлен порядок определения платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, в связи с чем, применению к спорным правоотношениям подлежит Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, устанавливающее соответствующую методику расчета платы.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда ошибочным.
Денежные средства, получаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации являются платой за услуги по гражданско-правовым договорам, оказываемым данной организацией. По своей правовой природе они отличаются от платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, исходя из характера указанного платежа, порядка его определения и уплаты этот платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
Таким образом, платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации следует отличать от платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе и за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, исчисление которых регулируется Порядком определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 г.
В силу п. 1 Порядка предусмотренные им платежи взимаются за определенные виды воздействия на окружающую среду, в число которых сброс загрязняющих веществ в систему канализации не входит.
Вместе с тем, как усматривается из п. 2 Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калужской области, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области N 180 от 15.06.2004 г., оно регулирует меры экономического воздействия за ущерб, причиненный предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Калужской области, в результате превышения нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что абоненты, сбрасывающие сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Калужской области с превышением нормативов водоотведения по объемам сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, производят оплату услуг по водоотведению организациям ВКХ в повышенном размере и дифференцированно.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что Постановлением Правительства Калужской области N 180 от 15.06.2004 г. не установлена плата за превышение нормативов и допустимых концентраций при сбросе загрязняющих веществ, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области, при котором арбитражному суду надлежит правильно применить нормы права и предложить истцу предоставить обоснованный расчет исковых требований в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1-3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 15 декабря 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 года по делу N А23-4697/09Г-15-231 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 Порядка предусмотренные им платежи взимаются за определенные виды воздействия на окружающую среду, в число которых сброс загрязняющих веществ в систему канализации не входит.
Вместе с тем, как усматривается из п. 2 Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калужской области, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области N 180 от 15.06.2004 г., оно регулирует меры экономического воздействия за ущерб, причиненный предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Калужской области, в результате превышения нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что абоненты, сбрасывающие сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Калужской области с превышением нормативов водоотведения по объемам сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, производят оплату услуг по водоотведению организациям ВКХ в повышенном размере и дифференцированно.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что Постановлением Правительства Калужской области N 180 от 15.06.2004 г. не установлена плата за превышение нормативов и допустимых концентраций при сбросе загрязняющих веществ, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 июля 2010 г. по делу N А23-4697/09Г-15-231
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании