Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 июля 2010 г. по делу N А35-1306/06-С6
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2010 г. N ВАС-7200/07 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление ФАС ЦО от 5 марта 2007 г. N А35-1306/06-С6 и определение ФАС ЦО от 5 апреля 2007 г. по делу N А35-1306/06-С6
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: Б.С.В. - адвоката (уд. N 351 от 02.04.2003, дов. N 6-1246 от 12.10.2009); Д.В.В. (дов. N 6-1245 от 12.10.2009); К.М.Н. (дов. N 6-931 от 23.07.2009); от ответчиков: от ФГУП "Р" - не явились, извещены надлежаще; от иных ответчиков: Р.А.Р. (дов. N 1-1058 от 22.03.2010); П.Р.А. (дов. N1-130 от 19.01.2010); К.Б.В. (дов. N ДТ-08/190 от 02.06.2010); от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Р" а решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А35-1306/06-С6, установил:
Открытое акционерное общество "Р" (далее - ОАО "Р"), г. Санкт-Петербург, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области), филиалу ФГУП "Р" "К" (далее - ФГУП "Р"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве о признании права собственности на следующие объекты недвижимости: антенно-мачтовое сооружение высотой 180 м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, 120-в; здание РРС, лит. А, площадью 378,4 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, Советский район, с. Липовчик; здание дизельной с пристройкой лит. В, в, площадью 95,4 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, Советский район, с. Липовчик; признании незаконным включения в реестр федерального имущества РФ, обязав ТУ Росимущества в Курской области исключить из реестра федерального имущества вышеуказанные объекты недвижимости; признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения ФГУП "Р" на указанное имущество (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Курска; муниципальное образование "В"; Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области; ФГУП "Р" в лице Курского филиала; Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска; Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Курска; Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Курской области
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 31.10.2006, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2007 указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Курской области от 27.02.2009 настоящее дело объединено в одно производство с делом N А35-1370/09-С16 по иску ОАО "Р" об истребовании вышеуказанного имущества у ответчиков с присвоением объединенному делу номера N А35-1306/06-С16.
При новом рассмотрении истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования и просил:
- признать недействительным зарегистрированное за ФГУП "Р" право хозяйственного ведения, погасив запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве на антенно-мачтовое сооружение высотой 180 м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, 120-в;
- признать частично недействительным зарегистрированное за ФГУП "Р" право хозяйственного ведения на нежилое здание лит. А, площадью 1456,6 кв. м, погасив частично запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части (здания РРС) нежилых помещений площадью 378,4 кв. м, состоящих из комнат N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - 1-й этаж и комнат N 11, 12, 13, 14, 15, 16 - 2-й этаж в здании лит. А, расположенном по адресу: Курская область, Советский район;
- признать частично недействительным зарегистрированное за ФГУП "Р" право хозяйственного ведения на нежилое здание с пристройкой лит. В, в, площадью 506,9 кв. м, погасив частично запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части, касающейся площади нежилых помещений (дизельной) 95,4 кв. м, состоящих из комнат N 1 и 2 - первый этаж в здании лит. В и пристройки лит. в, расположенных по адресу: Курская область, Советский район, с. Липовчик;
- признать право собственности ОАО "Р"а антенно-мачтовое сооружение высотой 180 м, инвентарный номер 38:401:001:003738860, лит.5, расположенное по адресу: г. Курск ул. 50 лет Октября, 120-в; здание РРС - нежилые помещения площадью 378,4 кв. м, состоящие из комнат N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - 1-й этаж и комнат N 11, 12, 13, 14, 15, 16 - 2-й этаж в здании лит. А, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, с. Липовчик, и здание дизельной - нежилые помещения площадью 95,4 кв. м, состоящие из комнат N 1 и 2, первый этаж, в здании лит. В и пристройке лит. в, расположенных по адресу: Курская область, Советский район, с. Липовчик;
- истребовать от ответчиков указанное недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.12.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 18.12.2009 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2010 отменить, исковые требования удовлетворить. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы кассационной жалобы, представители ФГУП "Р" просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ОАО "Р" и ФГУП "Р", суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, в 1991-1994 годах была осуществлена структурная перестройка предприятий связи, подведомственных Министерству связи РФ. В результате указанных мероприятий были образованы республиканские, краевые, областные и окружные управления федеральной почтовой связи Минсвязи России, предприятия электрической связи (ГП "Р"), а также государственные предприятия связи и информатики (ГПСИ) "Р".
В 1992 году была проведена приватизация государственного предприятия связи и информатики "Р" (ГПСИ "Р"). При этом подразделения телевидения и радиовещания были выделены из состава имущества ГПСИ "Р" с образованием на базе этого имущества государственных предприятий с непосредственным подчинением Министерству связи РФ - областных, краевых либо республиканских радиотелевизионных передающих центров (РТПЦ) и радиоцентров (РЦ).
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом N 1507-р от 27.08.1993 государственное предприятие связи "Р" преобразовано в акционерное общество открытого типа междугородной и международной электрической связи "Р" (АООТ междугородной и международной связи "Р") и зарегистрировано Московской регистрационной палатой 23.09.1993.
В соответствии с актом оценки стоимости имущества приватизируемого предприятия по состоянию на 01.07.1992 в собственность акционерного общества было передано имущество, в том числе основные средства, включая здания и сооружения, числившиеся на балансе предприятия на момент приватизации, однако пообъектный перечень передаваемого имущества не составлялся.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N 3157-р от 10.09.2002 (в редакции от 28.11.2003) была создана комиссия по подтверждению пообъектного состава зданий и сооружений государственного предприятия связи "Р", включенных в уставный капитал АООТ междугородной и международной электрической связи "Р" согласно плану приватизации, а распоряжением N 7218-р от 24.12.2003 утвержден пообъектный перечень указанных зданий и сооружений в качестве приложения к акту оценки стоимости имущества государственного предприятия связи "Р" по состоянию на 01.07.1992.
Согласно названному перечню в уставный капитал АООТ "Р" среди прочих объектов недвижимости вошли: антенно-мачтовое сооружение, год ввода в эксплуатацию - 1959, высотой 180 м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 118а; здание РРС, год ввода в эксплуатацию - 1981, площадью 170 кв. м и здание дизельной, год ввода в эксплуатацию - 1981, площадью 96,6 кв. м, находящиеся в пос. Кшенский Советского района Курской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 884 от 27.07.1998 РТПЦ и РЦ были включены в состав ФГУП "В" (ВГТРК), в том числе и Курский ОРТПЦ.
Указом Президента РФ от 13.08.2001 N 1031 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Р" создано ФГУП "Р".
Пунктом 3 данного Указа Президента РФ Правительству РФ поручено обеспечить в установленном порядке передачу РТРС в хозяйственное ведение всего закрепленного за ВГТРК и находящегося в федеральной собственности имущества, обеспечивающего распространение и трансляцию телерадиопрограмм.
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2001 утвержден устав ФГУП "Р" и подготовлен разделительный баланс.
29.12.2001 распоряжением Правительства РФ N 1760-р утвержден разделительный баланс между ВГТРК и РТРС. К разделительному балансу по состоянию на 01.10.2001 прилагался сводный перечень имущества, передаваемого в ФГУП "Р", в который было включено и имущество Курского областного РТПЦ. В качестве приложения к названному сводному перечню имущества указан акт инвентаризации, сличительная ведомость движимого и недвижимого имущества Курского областного РТПЦ, утвержденные 29.10.2001 заместителем Губернатора Курской области Н.И.О.
В сличительной ведомости под порядковым номером 35 значиться техническое здание N 1, 01.12.1959 года постройки, балансовой стоимостью 582 918 руб., под номером 117 - техническое здание N 3, 01.03.1981 года постройки, балансовой стоимостью 942 975 руб., под номером 122 - здание подсобных служб, 01.03.1981 года постройки, балансовой стоимостью 60 481 руб.
Распоряжением Министерства имущества РФ от 25.04.2002 N 1085-р "Об утверждении передаточных актов по передаче имущества ФГУП "В" и ФГУП "Р" утверждены передаточные акты по передаче имущества, прав и обязанностей от ФГУП "В" - ФГУП "Р", подготовленные на основании разделительного баланса, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1760-р, а также закреплено за ФГУП "Р" на праве хозяйственного ведения имущество, включенное в передаточные акты. В данные передаточные акты также включен имущественный комплекс Курского ОРТПЦ, в том числе и спорные объекты, входящие в состав радиотелевизионного передающего центра.
Государственным актом А-I N 088476 от 26.11.1993 за Курским областным радиотелевизионным передающим центром закреплен в бессрочное пользование земельный участок площадью 5,36 га, в том числе для производственной деятельности - 4,633 га., расположенный по адресу: г. Курск, ул. 50-лет Октября, 120.
Право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Р" земельными участками с кадастровыми номерами 46:29:1 02 122:0046 и 46:21:05 14 11:0045, на которых расположены спорные объекты недвижимого имущества, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.06.2007 и 09.08.2004.
Ссылаясь на то, что ОАО "Р" приватизировало спорные объекты и эксплуатирует их по назначению - в целях предоставления услуг электрической связи, а также несет бремя содержания этих объектов и является их фактическим владельцем, указывая на незаконность включения спорных объектов в реестр федерального имущества и регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП "Р" на них, ОАО "Р" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В обоснование исковых требований ОАО "Р" указало на возникновение у него права собственности на спорное имущество в результате включения его стоимости в уставный капитал АООТ "Р" при реорганизации государственного предприятия "Р" в соответствии с условиями плана приватизации, утвержденного распоряжением Госкомимущества РФ от 27.08.1993 года N 1507-р.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 определение величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации.
Согласно абз. 2 п. 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66, величина уставного капитала акционерного общества устанавливалась в акте оценки стоимости имущества предприятия.
Между тем, в представленном в материалы дела акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия связи "Р" (приложение N 3 к плану приватизации) не содержится пообъектного перечня зданий и сооружений, стоимость которых подлежала включению в уставный капитал образуемого акционерного общества.
Согласно абз. 4 п. 1.3 названных методических указаний акты оценки имущества предприятия составлялись на основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества, которая, в свою очередь, осуществлялась предприятием на основе данных его полной инвентаризации. Поэтому в силу абзаца 5 пункта 1.5 документы, отражающие результаты инвентаризации, являлись обязательным приложением к акту оценки стоимости имущества предприятия.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "в силу абзаца 5 пункта 1.5" следует читать: "в силу абзаца 5 пункта 5.1 "
В этой связи, с учетом положений ст.ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суды первой и апелляционной обоснованно указали, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт включения стоимости конкретных объектов в уставный капитал образуемого в результате приватизации АООТ "Р", каковыми могут являться только акты оценки стоимости имущества предприятия, сопоставленные с приложенными к ним документами по его инвентаризации.
При этом, как верно отмечено судебными инстанциями, пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия "Р", включенных в уставный капитал АООТ "Р", утвержденный распоряжением Минимущества РФ от 24.12.2003 N 7218-р не может быть признан в качестве доказательства включения спорных объектов в уставный капитал АООТ "Р", поскольку остаточная стоимость зданий и сооружений по акту оценки по состоянию на 01.07.1992 и по пообъектному перечню от 24.12.2003 разнится на сумму 519 541 000 руб. Данный перечень составлен после приватизации государственного предприятия, осуществленной в 1993 году.
Представленные истцом документы по учету спорного имущества на балансе истца и его правопредшественников (инвентаризационные описи с 1980 по 1990 годы и с 1994 года по настоящее время) обоснованно не приняты судами в качестве надлежащих доказательств включения стоимости указанных объектов в уставный капитал АООТ при приватизации ввиду следующего.
Частью 1 статьи 16 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" от 03.07.1991 года N 1531-1 предусмотрено, что подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов.
В силу абзаца 3 пункта 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, по итогам указанной инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, в уставный капитал образуемого акционерного общества могли быть внесены только те основные средства, которые учитывались на балансе предприятия на момент его приватизации.
Однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт учета спорного имущества на балансе государственного предприятия на момент приватизации.
Не были представлены истцом и первичные документы - инвентаризационные описи за 1992 и 1993 годы, в которые происходило преобразование государственных предприятий в государственное предприятие связи "Р", а затем - в АООТ. Приказ N 26 от 16.11.1993 года о проведении инвентаризации не является доказательством ее проведения, а акт приема материальных ценностей РРС-10 от сентября 1992 года не может заменить инвентаризационную опись (форма N инв-1) ни по содержанию, ни по форме.
Судом учтено, что в соответствии с пунктом 2.1.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением ВС РФ от 11.06.1992 года N 2980-1, действие которой было продлено и на момент приватизации государственного предприятия "Р", приватизация объектов телерадиовещания была запрещена, указанные объекты подлежали включению в перечень имущества, для которого установлен особый режим приватизации.
Материалы дела, в том числе, задание на проектирование ретрансляционно-телевизионной станции от 15.04.1957 года, решение Курского Горисполкома N 228 от 13.03.1957 года, архитектурно-планировочное задание главного архитектора г. Курск от 22.04.1957 года свидетельствуют о том, что антенно-мачтовое сооружение, входящее в состав радиорелейной линии и ретрансляционной телевизионной станции (РТС), было построено не только для осуществления телефонной связи, но и для целей телерадиовещания.
Заключения экспертов, имеющиеся в материалах дела, исследовались и оценивались судами наряду с другими доказательствами по делу.
Обоснованно, по указанным в решении и постановлении мотивам, применен судами и срок исковой давности по заявленным требованиям.
В связи с изложенным, а также, принимая во внимание, что нарушений норм материального права или процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А35-1306/06-С6 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не были представлены истцом и первичные документы - инвентаризационные описи за 1992 и 1993 годы, в которые происходило преобразование государственных предприятий в государственное предприятие связи "Р", а затем - в АООТ. Приказ N 26 от 16.11.1993 года о проведении инвентаризации не является доказательством ее проведения, а акт приема материальных ценностей РРС-10 от сентября 1992 года не может заменить инвентаризационную опись (форма N инв-1) ни по содержанию, ни по форме.
Судом учтено, что в соответствии с пунктом 2.1.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением ВС РФ от 11.06.1992 года N 2980-1, действие которой было продлено и на момент приватизации государственного предприятия "Р", приватизация объектов телерадиовещания была запрещена, указанные объекты подлежали включению в перечень имущества, для которого установлен особый режим приватизации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2010 г. по делу N А35-1306/06-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании