Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 октября 2010 г. по делу N А14-19719/2009/687/30
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2012 г. N Ф10-4107/10 по делу N А14-19719/2009/687/30 и от 28 февраля 2012 г. N Ф10-4107/10 по делу N А14-19719/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А14-19719/2009/687/30, установил:
Открытое акционерное общество "В" (далее - ОАО "В", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент, ДИЗО) по отказу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0105039:41, площадью 32673 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. О., д. 43, выразившихся в письме от 30.11.2009 исх. N 17-11067д, и обязании Департамента принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0105039:41, площадью 32673 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. О., д. 43, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 36:34:0105039:41, площадью 32673 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. О., д. 43 и направить его в ОАО "В" (уточненное требование).
Решением суда от 10.03.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2010 решение от 10.03.2010 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановление апелляционного суда в связи с несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ОАО "В" решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2004 по делу N А14-3445/2004/28/16б признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства.
Определением суда от 19.09.2007 конкурсным управляющим назначен П.Д.А. Конкурсное производство в отношении ОАО "В" определением арбитражного суда от 06.05.2009 было продлено на шесть месяцев, начиная с 21.04.2009, с продлением полномочий П.Д.А. как конкурсного управляющего.
На основании дубликата от 20.06.2006 N 120 плана приватизации государственного предприятия "В", утвержденного решением от 12.11.1993 N 2254 комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области, Общество 10.07.2006 зарегистрировало право собственности на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Железнодорожный район, улица О., 43, инвентарный номер 10222, Литер Д. (свидетельство о государственной регистрации прав серия 36-АБ N 331135).
В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, занятый объектом недвижимости, на основании заявления Общества постановлением главы администрации городского округа город Воронеж от 07.04.2008 N 570 утверждены границы земельного участка, площадью 32673 кв. м (участок N 1) и площадью 4041 кв. м (участок N 2), фактически занимаемых производственной базой, по ул. О., 43.
27 августа 2008 года земельный участок площадью 32673 кв. м был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый номер 36:34:0105039:41.
Указанный земельный участок, согласно сведениям Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", расположен в координатах точек отвода по свидетельству о праве собственности на землю (бессрочное), выданному Заводу электровакуумных приборов в Железнодорожном районе города Воронежа 18.03.1993 для строительства производственных корпусов (площадь земельного участка 27,98 га).
26 октября 2009 года ОАО "В" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 32672 кв. м, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Письмом от 30.11.2009 N 17-11067з ДИЗО отказал Обществу в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 36:34:0105039:41, фактически занимаемого производственной базой, в связи непредставлением документа подтверждающего полномочия конкурсного управляющего, поскольку определением суда по делу N А14-3445/2004/28/16б процедура конкурсного производства в отношении ОАО "В" была продлена лишь до 21.10.2009 и на момент обращение в Департамент заявителем не представлен судебный акт о дальнейшим продлении процедуры конкурсного производства и полномочий конкурсного управляющего. Кроме того, принадлежащий на праве собственности заявителю объект незавершенного строительства, вследствие незавершенности его создания (находится на стадии строительства, не введен в эксплуатацию) не относится к тем объектам, собственники которых в соответствии с нормами ст. 36 Земельного кодекса РФ имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.
Посчитав что действия ДИЗО по отказу в принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность являются фактическим отказом в заключении договора купли-продажи и нарушают права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, Общество находится в процессе конкурсного производства.
Из п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ следует обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ, а в перечень лиц, которые не могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ), не входят юридические лица, находящиеся в процедуре банкротства. При этом введение конкурсного производства не прекращает правоспособности юридического лица, а Земельный кодекс РФ не запрещает указанной категории юридических лиц приобретение в собственность земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п. 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Ни Земельный кодекс РФ, ни Закон N 127-ФЗ не содержат запрета на приобретение должником права собственности на земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, несмотря на законодательный запрет распоряжения им (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ), представляет собой определенную имущественную ценность, поэтому отказ от него может нанести ущерб интересам кредиторов банкрота, следовательно, отказ банкроту в заключении договора аренды или в продаже соответствующего земельного участка не имеет под собой опирающихся на закон оснований. Отказ в оформлении права собственности препятствует включению земельного участка в состав конкурсной массы, что нарушает права и законные интересы должника и его кредиторов.
Согласно ч. 4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела испрашиваемый земельный участок на момент обращения с заявлением был сформирован и поставлен на кадастровый учет, а конкурсный управляющий П.Д.А. на момент обращения имел полномочия действовать единолично от имени Общества (определение Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2007 по делу N А14-3445/2004/28/16б) и общим собранием кредиторов ОАО "В" (протокол от 23.06.2009) ему было рекомендовано приобрести право собственности на земельные участки, принадлежащие должнику на праве бессрочного пользования, находящиеся по адресу Воронеж, Остужева, 43.
Доказательства того, что переоформление прав на спорный земельный участок нарушит интересы кредиторов и должника, отсутствуют.
Кроме того, на стадии принятия решения по заявлению о переоформлении прав, оплата не производится, поскольку обязанность оплаты возникает впоследствии из договора.
Таким образом, отказ в выкупе земельного участка является неправомерным, нарушает права и законные интересы Общества, а постановление апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований обоснованным.
Довод заявителя жалобы о незаконности взыскания с Департамента в пользу Общества 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отклоняется судом, поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче иска, но не расходов по государственной пошлине.
При решении вопросов о распределении расходов по государственной пошлине апелляционный суд правомерно руководствовался требованиями ст. 110 АПК РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно возложил расходы Общества по государственной пошлине на Департамент как на проигравшую сторону.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана правильная оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А14-19719/2009/687/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ни Земельный кодекс РФ, ни Закон N 127-ФЗ не содержат запрета на приобретение должником права собственности на земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, несмотря на законодательный запрет распоряжения им (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ), представляет собой определенную имущественную ценность, поэтому отказ от него может нанести ущерб интересам кредиторов банкрота, следовательно, отказ банкроту в заключении договора аренды или в продаже соответствующего земельного участка не имеет под собой опирающихся на закон оснований. Отказ в оформлении права собственности препятствует включению земельного участка в состав конкурсной массы, что нарушает права и законные интересы должника и его кредиторов.
Согласно ч. 4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2010 г. по делу N А14-19719/2009/687/30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4107/10
02.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4107/10
28.10.2011 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2901/10
04.07.2011 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-19719/09
12.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А14-19719/2009/687/30
12.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4107/10
10.03.2010 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-19719/09