Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 сентября 2010 г. по делу N А64-5694/08-14
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2010 г. N ВАС-14643/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области Ответчик: от Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); третье лицо: от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А64-5694/08-14, установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Комитету социального развития и демографии администрации города Тамбова (далее - Комитет) об истребовании из незаконного владения ответчика нежилых помещений N 12 (инвентарный номер 16542/329:1012) в подвале площадью 44,5 кв. м, N 13 (инвентарный номер 16542/329:1013) на 1-2 этаже площадью 833,7 кв. м, общей площадью 878,2 кв. м, в здании, учитываемом в реестре федерального имущества за номером П 24680000006, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8 (уточненные требования).
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области, Администрация города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.12.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Представители ответчика, Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Указанные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд кассационной инстанции находит возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 4 ст. 283 АПК РФ, в их отсутствие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 3 ст. 284 АПК РФ
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд центрального округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в виду следующего.
Как установлено судом и явствует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области от 11.09.2008 N 303-р за Управлением федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество общей площадью 815,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8.
Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2008 N 419 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области переименовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тамбовской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 419 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций"
Спорные помещения находятся в фактическом пользовании Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова, что препятствует Управлению в осуществлении своих прав на указанное имущество.
12 сентября 2008 года истцом в адрес ответчика направлено требование об освобождении указанных помещений в недельный срок с момента получения данного требования.
Поскольку в добровольном порядке в отведенный срок требование Управления исполнено не было, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя иск, суд правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, недвижимое имущество общей площадью 815,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д. 108/8 закреплено на праве оперативного управления за Управлением федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области.
Актом обследования помещений, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8 от 14.12.2009 подтверждено, что на день проведения осмотра 30.11.2009 Комитет социального развития и демографии администрации города Тамбова занимает следующие комнаты согласно техническим паспортам от 22.02.1996: NN 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 на 2-м этаже; NN 61, 61 а, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 на 1-ом этаже.
Нахождение спорного имущества в фактическом пользовании Комитета, последним не оспаривается.
Решением исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов от 05.12.1979 г. N 513 "О принятии на государственную охрану памятников истории и архитектуры" Градостроительный комплекс - женская гимназия и сиротский дом, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С., 108, поставлены на государственный учет памятников архитектуры как памятник местного значения.
Согласно историческому паспорту здание, расположенное по вышеназванному адресу и занятое Комитетом значится как памятник истории и культуры РФ "Градостроительный комплекс: женская гимназия и сиротский дом 1840-1845 годов.
Согласно п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.
До принятия данного закона действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного наследия и художественной ценности общероссийского значения.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов прав на отдельные объекты, является соответствующий реестр.
В материалы дела представлена выписка из реестра федерального имущества N 579 об административном здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8 по состоянию на 07.10.2008, а также свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации общей долевой собственности 99/100 долей на указанное здание, кадастровый номер 68:29:01/01/00:0:16542/329:1000/А, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2008 N 68-68-01/023/2008-832.
Помимо этого, статьей 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Формулировка указанной нормы "в котором участвуют те же лица" не означает полного тождества составов заинтересованных субъектов в прежнем и новом арбитражном процессе.
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Как следует из решения Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2006 по делу N А64-10886/05-14, оставленного без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности на градостроительный комплекс, состоящий из объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения - "Здание женской гимназии, кон. XVIII - нач. IX вв." и "Здание сиротского дома, кон. XVIII - нач. IX вв.", расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. С., строения N 108 и N 108а, и обязании ответчика исключить из реестра федерального имущества запись о данных объектах недвижимости отказано.
При этом, как видно из названного судебного акта решением исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов от 05.12.79 N 513 "О принятии на государственную охрану памятников истории и архитектуры" градостроительный комплекс - женская гимназия и сиротский дом, расположенный по адресу г. Тамбов, ул. С., 8, поставлен на государственный учет памятников архитектуры как памятник местного значения.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 указанный объект включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник архитектуры и строительства федерального значения.
В 2001 г. объекты внесены в Реестр федеральной собственности с присвоением реестрового номера 06 800 497, что подтверждено выпиской из реестра федерального имущества от 30.01.2001 и соответствующим свидетельством.
15 июня 2005 года на указанные объекты недвижимости выдан паспорт памятника истории и культуры Российской Федерации и оформлено охранное свидетельство.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.03.2009 по делу N А64-6449/08-13 также установлены вышеперечисленные обстоятельства отнесения спорного имущества к памятникам архитектуры и включения его в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
По указанным основаниям судом по делу N А64-6449/08-13 отказано в удовлетворении требований Комитета о признании недействительным распоряжения от 11.09.2008 N 303-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о закреплении за Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (Управление Россвязькомнадзора по Тамбовской области) на праве оперативного управления недвижимого имущества - комнат (NN 77, 78, 78а, 78б, 80, 81, 81а, 82, 83, 83а, 84, 84а, 85, 86, 87, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 94а, 95, 95а, 95б, 95в, 96, 97, 98. 98а, 986, 98в, 99, 100, 101, 101а, 102, 102а, 1026, 103, 103а, 1036, 104, 104а,105 на 1-м этаже; NN 61, 61а, 63, 63а, 64, 64а, 65, 66, 67, 68, 68а, 69, 70, 71, 74, 74а, 75, 76 на 2-м этаже; NN 52, 53 в подвале), общей площадью 815,3 кв. м в здании, расположенном по адресу г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2009 по делу N А64-6141/08-6, оставленным без изменений постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.03.2010, отказано в удовлетворении требований Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Тамбова к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области, о признании права собственности на помещение N 13 общей площадью 942, 1 кв. м, находящееся в здании по адресу: г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8. В указанном деле Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области участвовала в качестве третьего лица.
Определением ВАС РФ от 23.06.2010 N ВАС-7351/10 в передаче дела N А64-6141/08-6 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора вышеперечисленных судебных актов отказано.
Названными судебными актами также установлено, что спорное имущество является памятником архитектуры, входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и отнесено к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суд правомерно отметил, что правом собственности на спорное имущество обладает Российская Федерация.
В силу положений ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 ГК РФ установлено, что права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при применении статьи 301 ГК РФ следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
С учетом изложенного, заявитель должен доказать свое право собственности на вещь, факт незаконного владения ответчиком указанным имуществом, без надлежащего правового основания, либо по порочному основанию. Владение ответчиком истребуемым имуществом должно быть реальным.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств истцом подтверждено право федеральной собственности на спорное имущество и фактическое владение ответчиком данным имуществом.
В свою очередь Комитетом социального развития и демографии администрации г. Тамбова не представлено доказательств наличия правовых оснований для пользования помещениями, расположенными по адресу: г. Тамбов, ул. С./И., д. 108/8, согласно техническим паспортам от 22.02.1996: NN 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 на 2-м этаже; NN 61, 61 а, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 на 1-ом этаже.
С учетом вышеизложенных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А64-5694/08-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением ВАС РФ от 23.06.2010 N ВАС-7351/10 в передаче дела N А64-6141/08-6 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора вышеперечисленных судебных актов отказано.
...
В силу положений ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 ГК РФ установлено, что права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при применении статьи 301 ГК РФ следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А64-5694/08-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании