Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 марта 2011 г. N Ф10-749/2011 по делу N А48-1970/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 декабря 2011 г. N Ф10-749/11 по делу N А48-1970/2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец - не явились, ответчик - не явились, третьи лица - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, г. Орел, Управления Судебного департамента в Орловской области, г. Орел, на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу N А48-1970/2010, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования Свердловский район Орловской области (далее - Администрация района), Орловская обл., пос. Змиевка, о признании права федеральной собственности на часть административного здания, 1 этаж, лит. А, инвентарный номер 546252:002:000006570: (20001), расположенного по адресу: Орловская обл., Свердловский район, п. Змиевка, ул. Л., д. 48, общей площадью 366,4 кв. м, и о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на указанную часть здания.
Третьими лицами по делу были привлечены Управление Судебного департамента в Орловской области (далее - Управление Судебного департамента), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра), г. Орел, Отдел по управлению муниципальным имуществом Свердловского района Орловской области, Орловская обл., п. Змиевка.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.09.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010, в иске отказано.
В кассационных жалобах Управление Росимущества и Управление Судебного департамента просят отменить состоявшиеся судебные решения и иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Стороны и третьи лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но в суд округа не явились. Управление Росимущества, Администрация района ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие участвующих в деле лиц в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 09.09.2010 и постановление от 16.12.2010 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, во исполнение Распоряжения Президента РСФСР от 03.09.1991 N 32-рп "О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР" решением Исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов от 05.09.1991 N 435 "О мерах по улучшению условий работы судов в области" предписано горрайисполкомам, отделу юстиции облисполкома в месячный срок решить вопрос улучшения условий работы районных судов, используя для этого помещения партийных комитетов.
Решением Свердловского райисполкома от 05.10.1991 N 205 ранее принадлежавшие райкому компартии РСФСР помещения 1 этажа здания райкома переданы Свердловскому районному народному суду в целях улучшения условий ведения судопроизводства.
В дополнение к решению от 05.10.1991 N 205 постановлением Свердловского райисполкома от 09.04.1992 N 142 предписано передать помещение (1 этаж), ранее принадлежавшее райкому компартии РСФСР, на баланс Свердловского районного народного суда.
Постановлением Администрации Свердловского района от 24.01.2002 N 15 предписано передать с 01.01.2002 в оперативное управление Управлению Судебного департамента фактически занимаемые Свердловским районным судом помещения первого этажа здания администрации Свердловского района, расположенного по адресу: Орловская обл., п. Змиевка, ул. Л., 48, общей площадью 452,4 кв. м.
Постановлением Администрации Свердловского района от 02.07.2003 N 123 в вышеуказанное постановление от 24.01.2002 N 15 внесены изменения - занимаемая судом площадь составляет 365,4 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.09.2009 серии 57-АА N 849976 в ЕГРП 28.09.2009 сделана запись регистрации N 57-57-09/007/2009-163 о праве собственности муниципального образования Свердловский район Орловской области на административное здание, назначение - нежилое, двухэтажное, общей площадью 1053 кв. м, инв. N 54:252:002:010761070:0001, лит. А-А3, расположенное по адресу: Орловская обл., Свердловский район, пгт. Змиевка, ул. Л., д. 48.
Ссылаясь на то, что первый этаж площадью 366,4 кв. м указанного здания занимает Свердловский районный суд, а, следовательно, помещения первого этажа относятся к федеральной собственности, Управление Росимущества обратилось с названным иском в суд.
Отказывая в иске, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем что, обращаясь с иском о признании права федеральной собственности на бывшие помещения райкома компартии, Управление Росимущества должно было доказать, что эти помещения строились на государственные средства, а не на средства компартии, а таких доказательств не представлено, ссылка истца на п. 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) не верна.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не согласен с решениями судов первой и апелляционной инстанций, так как они вынесены при неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно пункту 1 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" в связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности Коммунистической партии РСФСР всё принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей, объявлено государственной собственностью РСФСР.
Постановлением Конституционного суда РФ от 30.11.1992 N 9-П данный пункт признан неконституционным только в той части что все имущество Коммунистической партии Советского Союза объявлено собственностью одной из республик Советского Союза - Российской Федерации, а также в отношении имущества, занимаемого органами и организациями КПСС и КП РСФСР, но собственник которого определен не был.
В части того, что всё имущество Коммунистической партии РСФСР объявлено государственной собственностью, пункт 1 названного Указа Президента РСФСР не признан неконституционным.
Как установлено судами, спорное здание построено на средства партийных органов Орловской области (т. 1, л.д. 30), собственник данного здания определен - Орловский Обком КПСС ( Коммунистическая партия РСФСР).
Согласно п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990, действующего на момент передачи имущества КП РСФСР в государственную собственность, в РСФСР имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).
Судом не установлено факта того, что спорное помещение до момента вселения в него Свердловского районного народного суда находилось в частной собственности или в собственности общественных организаций (не учитывая политическую организацию - компартию).
В силу п. 1 ст. 20 названного Закона государственная собственность в РСФСР выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей.
Указом Президента РСФСР имущество КП РСФСР объявлено государственной, а не муниципальной, собственностью.
Судом установлено, что после роспуска компартии спорное помещение с октября 1991 занял Свердловский районный народный суд. Суды являются учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета.
В силу п. 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению 3020-1 от 27.12.1991 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансируемых из государственного бюджета СССР, является исключительно федеральной собственностью.
Государственное имущество, поступившее во владение и пользование учреждения, финансируемого из федерального бюджета, является федеральной собственностью.
Так как ответчиком не представлено доказательств передачи спорного помещения из федеральной собственности в муниципальную в установленном законом порядке, у суда не было оснований полагать, что это помещение по праву является объектом муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, решение от 09.09.2010 и постановление от 16.12.2010 подлежат отмене.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим (а не путем признания недействительной регистрации права).
Поэтому, суд кассационной инстанции считает необходимым дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при новом рассмотрении уточнить требования истца.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу N А48-1970/2010 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 20 названного Закона государственная собственность в РСФСР выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей.
Указом Президента РСФСР имущество КП РСФСР объявлено государственной, а не муниципальной, собственностью.
...
В силу п. 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению 3020-1 от 27.12.1991 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансируемых из государственного бюджета СССР, является исключительно федеральной собственностью.
...
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим (а не путем признания недействительной регистрации права)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 марта 2011 г. N Ф10-749/2011 по делу N А48-1970/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3265/12
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3265/2012
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-749/11
09.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7540/10
27.06.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-1970/10
16.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-749/11
16.12.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7540/2010
09.09.2010 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-1970/10