Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.
и судей Рачиной К.А, Климовой С.В.
при помощнике судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Соколова А.Н. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 04 мая 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Соколова... к Отделу социальной защиты населения района Рязанский ЮВАО города Москвы, Управлению социальной защиты населения ЮВАО города Москвы (ИНН 7723307808) о признании незаконным решения, обязании присвоения звания - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Соколов А.Н. 18.11.2022 направил в суд иск к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы в лице Отдела Рязанского района (далее - УСЗН ЮВАО г. Москвы, третье лицо - Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (ДТСЗН г. Москвы) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание и выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный трудовой стаж, награжден ведомственными знаками отличия в труде, включая знак "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его права.
Определением суда от 02.03.2023 гражданское дело передано по подсудности в Люблинский районный суд города Москвы (л.д. 58-59) и принято его производству определением от 13.04.2023 (л.д. 63).
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель третьего лица иск не признала, ответчик в судебное заседание не явился.
04.05.2023 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Соколов А.Н. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 16.08.2023.
В заседании судебной коллегии истец Соколов А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, ответчик УСЗН ЮВАО г. Москвы и третье лицо ДТСЗН г. Москвы в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Соколов А.Н, 1960 года рождения, проживающий в городе Москве, согласно записям в трудовой книжке начал трудовую деятельность 13.04.1981, в период с 14.10.1985 по 15.10.2020 работал в подразделениях ОАО "РЖД", с 16.10.2020 работает начальником отдела кадров ИСПИ ФНИСЦ РАН (л.д. 22-39), с 19.09.2021 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 12-13).
Согласно записям в трудовой книжке и удостоверениям Соколов А.Н. приказами ОАО "РЖД" от 28.11.2012 N 351, от 24.02.2016 N 39/п награжден знаками "175 лет железным дорогам России", "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет" (л.д. 11).
26.07.2022 Соколов А.Н. обратился в ОСЗН района Рязанский УСЗН ЮВАО г. Москвы, а в дальнейшем в ДТСЗН г. Москвы по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для его присвоения, и решением ответчика от 28.07.2022 в присвоении звания "Ветеран труда" отказано, поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда" (л.д. 9-10).
В ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории ветеранов; так, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, а также ранее действовавшего законодательства о признании лиц ветеранами труда, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом заслуг, безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг гражданина.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ, а порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия, которое предусматривает, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, не вправе учреждать знаки отличия (п. 1); знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п. 2); федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, при этом вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п. 3).
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом положений федерального законодательства.
При этом действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде за определенные заслуги и достижения, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Так, положения ст. 191 Трудового кодекса РФ предусматривают, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем объявления благодарности, награждения ценным подарком, почетной грамотой.
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Согласно приказу ОАО "РЖД" от 29.06.2012 N 77 "О видах поощрений в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги", действовавшему в период награждения истца приказами ОАО "РЖД" от 28.11.2012 N 351, от 24.02.2016 N 39/п, в целях совершенствования системы мотивации в ОАО "Российские железные дороги" и реализации решения правления ОАО "РЖД" в обществе установлены виды поощрений: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой ОАО "РЖД", объявление Благодарности президента ОАО "РЖД", присвоение званий: "Лучший по профессии на железнодорожном транспорте", "Лучший мастер на железнодорожном транспорте", "Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте", "Лучший уполномоченный по охране труда на железнодорожном транспорте", "Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте", "Лучший организатор технического творчества ОАО "РЖД", "Новатор ОАО "РЖД", "Лучший изобретатель ОАО "РЖД", награждение именными часами президента ОАО "РЖД", награждение знаками: "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км", "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км", "За безаварийное проследование 500000 вагонов", "За безаварийное проследование 1000000 вагонов", "За безопасность движения", "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет", "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет", "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет", "За заслуги в развитии ОАО "Российские железные дороги" 1 и 2 степени, награждение знаком "Почетный железнодорожник ОАО "Российские железные дороги", при этом награждение знаками, в том числе "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет" производится за добросовестный труд, существенный вклад в повышение эффективности работы, обеспечение безопасности движения, реализацию социальных программ, выдающиеся достижения, иную плодотворную деятельность, принесшую пользу ОАО "РЖД".
Таким образом, как действующее, так и ранее действовавшее законодательство различают меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы (прохождение службы) и ведомственные знаки отличия в труде, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд первой инстанции правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Соколова А.Н, поскольку представленные истцом удостоверения о награждении знаками ОАО "РЖД" не могут рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, наличие которого является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации в установленном законом порядке.
Доводам истца о том, что ОАО "РЖД" учреждено в 2003 году постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", учредителем которого является Российская Федерация, а знак "За безупречный труд на железнодорожном транспорте" учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения РФ судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с применением положений с Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, Устава ОАО "РЖД", Указов Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в которой ОАО "РЖД" не предусмотрено, а также Положения Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395, которым Министерству транспорта РФ предоставлены полномочия учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности, приказами которого от 18.10.2005 N 130, от 30.09.2016 N 285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что ведомственным знаком отличия Министерства транспорта РФ, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", является нагрудный знак "Почетный работник транспорта России".
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также на то, что имеющиеся у него знаки ОАО "РЖД" относятся к ведомственным наградам.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, а сведений о том, что знак "175 лет железным дорогам России", являющийся юбилейным, и знак "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет" выданы в соответствии с приказами Министерства транспорта РФ от 18.10.2005 N 130, от 30.09.2016 N 285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации" не имеется, также отсутствуют сведения о награждении истца знаками отличия в труде до 2003 года в период его работы в системе Министерства путей сообщения РФ.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 04 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.