Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Вишнякова "данные изъяты" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 апреля 2023 года по административному делу N 2а-3410/2022 по административному исковому заявлению Вишнякова С.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "данные изъяты" о признании незаконным отказа от 07.02.2022 г. N оз-844 об отнесении земельного участка к определённой категории, об обязании принять решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя Вишнякова С.А. - ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Вишняков С.А. обратился в Выборгской городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным отказа от 7 февраля 2022 года N оз-844 об отнесении земельного участка к определённой категории, об обязании принять решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории.
В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 3800, 0 кв.м, кадастровый N, находящийся по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке и внесено в ЕГРН. Разрешенное использование участка для ведения личного подсобного хозяйства. Категория земельного участка не установлена. Он обратился в администрацию с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории, однако, письмом Nоз-844 от 07.02.2022 ему отказано, поскольку данный участок не входит в черту установленных границ населенного пункта п. Улыбино согласно утвержденному генеральному плану.
Как указывает административный истец, в связи с отсутствием указания категории земельного участка Вишняков С.А. не имеет возможности в полной мере распоряжаться своим участком.
Административный истец просил суд признать незаконным отказ КУМИГ в отнесении земельного участка с кадастровым номером N к категории земель "земли населенных пунктов", изложенный в письме от 07.02.2022 Nоз-844 и обязать принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к землям определенной категории.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области ФИО5.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Вишнякова С.А. отказано.
В кассационной жалобе Вишнякова С.А. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 30 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 2 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Вишняков С.А. является собственником земельного участка площадью 3800, 0 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" на основании решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 01.06.2021 г. по делу N 2-1694/2021 по наследованию.
Изначально земельный участок был предоставлен отцу Вишнякова С.А. - ФИО6 на основании Постановления главы администрации сельского совета от 17 декабря 1992 года N 171 для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок поставлен на кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый N, категория земли не установлена. Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
19 января 2022 года Вишняков С.А. обратился в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением об отнесении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" к землям населенных пунктов.
Письмом от 7 февраля 2022 года N оз-844, Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области административному истцу в отнесении ответила истцу отказом об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов отказано, поскольку земельный участок, согласно утвержденному генеральному плану МО "Гончаровское сельское поселение", не входит в черту населенного пункта п.Улыбино, при этом разъяснено право на обращение с заявлением о внесении изменений в генеральный план в части включения земельного участка в границы населенного пункта (т.1, л.д. 130).
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), заявление Вишнякова С.А. рассмотрено административным ответчиком, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда признала решение суда первой инстанции обоснованным и правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами нижестоящих инстанций правильно.
Действительно, в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В соответствии с частью 12 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
По смыслу вышеприведенных положений статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.
На основании пунктов 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе, земли лесного фонда, земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Судами установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что земельный участок, принадлежащий Вишнякову С.А, частично находится в границах населенного пункта пос. Улыбино, и частично вне его границ, на землях лесного фонда.
Согласно статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, требований сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), - представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является как таковой федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 22 сентября 2023 года N 45-П; определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 5-О).
Частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 названного Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Указанным органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Таким образом, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза.
Нарушение установленного федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следует также учитывать, что перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов затрагивает и отношения собственности, поскольку земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Это означает, что включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов, о чем фактически ставит вопрос административный истец, существенно меняет правовое положение соответствующих земель как в части охраны лесов, так и в части соответствующих имущественных отношений, непосредственно затрагивая интересы Российской Федерации.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен за установленными границами населенного пункта и на землях лесного фонда, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и администрация указанного муниципального образования не наделены полномочиями по владению и распоряжению земельными участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Судами установлено, что Генеральный план муниципального образования "Гончаровское сельского поселение" Выборгского района Ленинградской области утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 537. Сведения о границах п. Улыбино внесены в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суды верно исходили из того, что заявление об отнесении земельного участка к категории земель населенных пунктов не является тождественным предложению о внесении изменений в генеральный план городского поселения.
Сведений о том, что административный истец обращался с предложением о внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки МО "Гончаровское сельского поселение", в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в рассматриваемом случае административным истцом фактически ставится вопрос именно об изменении категории земель, в частности земель лесного фонда на земли населенных пунктов. В оспариваемом им отказе административному истцу разъяснен порядок отнесения земель к категории населенных пунктов, внесения изменений в генеральный план и изменения границ населенного пункта.
Сам по себе факт отсутствия категории земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости препятствий в использовании земельного участка по его целевому назначению административному истцу не создает. При этом доводы административного истца о невозможности ввиду отсутствия категории земельного участка распорядиться им путем его продажи, исходя из материалов дела, носят характер предположения, какими-либо объективными доказательствами не подтверждены.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вишнякова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.