Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-637/2023, УИД: 38RS0022-01-2023-000464-98 по иску Заика Александра Михайловича к администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" о взыскании единовременной выплаты, в связи с прекращением полномочий главы Тайшетского городского поселения, по кассационной жалобе Заика Александра Михайловича на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 15 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Заика А.М. обратился в суд с иском к администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение", в обоснование заявленных исковых требований указал, что 20 сентября 2017 г. приступил к исполнению обязанностей главы Тайшетского городского поселения. 14 сентября 2022 г. полномочия Главы Тайшетского городского поселения Заики А.М. прекращены по пункту 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации - неизбрание на должность.
30 ноября 2022 г. Заика А.М. обратился к Главе Тайшетского городского поселения К. с заявлением, в котором просил выплатить единовременную выплату в размере трехмесячного денежного содержания. Согласно справке N от 27 февраля 2023 г. трехмесячное содержание составляет 657513, 21 руб. В соответствии с частью 2 статьи 25 Устава Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение", единовременная выплата в размере трехмесячного денежного содержания является гарантированной выплатой, которая не может быть изменена или отменена кем-либо в одностороннем порядке, а решением Думы определяется порядок данной выплаты, а не решается вопрос о ее выплате или отказе в выплате.
Истец Заика А.М. просил взыскать с администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" в пользу Заика А.М. единовременную выплату в размере трехмесячного денежного содержания в сумме 657513, 21 руб.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 15 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 августа 2023 г, исковые требования Заика А.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Заика А.М. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Заика А.М. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, представитель истца Войченко О.И. получила судебное извещение 13 ноября 2023 г, администрация Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" получило судебное извещение 20 ноября 2023 г, Дума Тайшетского городского поселения получила судебное извещение 20 ноября 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 12 марта 2012 г. N, Устава Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" Заика А.М. приступил к исполнению обязанностей главы Тайшетского городского поселения с 13 марта 2012 г, о чем было вынесено распоряжение N от 13 марта 2012 г.
На основании решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 18 сентября 2017 г. N, Устава Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" Заика А.М. приступил к исполнению обязанностей главы Тайшетского городского поселения с 20 сентября 2017 г, о чем было вынесено распоряжение N от 20 сентября 2017 г.
Согласно приказу N от 14 сентября 2022 г, в связи с неизбранием на должность, по пункту 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации Заика А.М. уволен 15 сентября 2022 г.
30 ноября 2022 г. Заика А.М. обратился к главе Тайшетского городского поселения К. с заявлением о выплате единовременной выплаты в размере трехмесячного денежного содержания, в связи с прекращением полномочий главы Тайшетского городского поселения.
Из ответов главы Тайшетского городского поселения от 30 декабря 2022 г, 6 февраля 2023 г. следует, что вопрос об единовременной выплате Заике А.М. включен в повестку Думы на 27 декабря 2022 г, снят с рассмотрения; на 26 января 2023г. по результатам голосования решение не принято.
Как следует из содержания протокола заседания Думы Тайшетского городского поселения от 26 января 2023 г. N, на повестке дня, в числе прочих, стоял вопрос о единовременной выплате Заике А.М. По результатам голосования, единогласно принято решение: отклонить проект решения Думы "Об единовременной выплате Заике А.М.".
Согласно справке администрации Тайшетского городского поселения от 27 февраля 2023 г. N, трехмесячное содержание Заика А.М. при выходе на пенсию, согласно статье 25 Устава Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение", составит 657513, 21 руб.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, и учитывая, что установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, а также получение единовременной выплаты осуществляется нормативно правовым актом представительного органа муниципального образования и Уставом муниципального образования, принятие решения о выплате главе муниципального образования единовременной выплаты относится к исключительной компетенции Думы Тайшетского городского поселения, при этом порядок, определяющий выплату главе муниципального образования гарантированной единовременной выплаты в размере его трехмесячного денежного содержания, соответствующим решением Думы Тайшетского городского поселения не определен, такого решения Думой не принималось, вопрос о порядке на рассмотрение не ставился и не рассматривался, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований к удовлетворению заявленного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствие со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Как установлено частью 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ была дополнена абзацем 2, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 8 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
Представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.
Увеличение (индексация) денежного вознаграждения и денежного поощрения выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится в соответствии с федеральными законами.
Статьей 14 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" установлено, что Уставом муниципального образования может устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета единовременная выплата выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе и в этот период достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность, в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно). Указанная выплата не может быть установлена в случае прекращения полномочий указанного лица по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 15-П выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Указанные особенности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления обусловливают необходимость специального регулирования, предполагающего, что гарантии осуществления полномочий, в частности, главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющего местную администрацию, устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации также устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом, и относит принятие муниципальных правовых актов по указанному вопросу к числу оснований возникновения расходных обязательств муниципального образования (пункты 1 и 4 статьи 86). (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 36-О).
Вопросы правовой, территориальной, экономической организации местного самоуправления в Тайшетском муниципальном образовании "Тайшетское городское поселение" регулируются Уставом Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение".
Статьей 31 Устава закреплены полномочия Думы Тайшетского городского поселения. Так, в исключительной компетенции Думы Тайшетского городского поселения находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, (пункты 2, 8, 9 статьи 31)
Из анализа вышеуказанных правовых норм, Устава Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" следует, что установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, а также получение единовременной выплаты осуществляется нормативно правовым актом представительного органа муниципального образования и Уставом муниципального образования, принятие решения о выплате главе муниципального образования единовременной выплаты относится к исключительной компетенции Думы Тайшетского городского поселения. При этом, как следует из подп. 4 пункта 2 статьи 25 Устава, главе Тайшетского городского поселения гарантируется единовременная выплата в порядке, определяемом решением Думы Тайшетского городского поселения.
Кроме того, данная выплата в размере трехмесячного денежного содержания гарантируется при условии осуществления полномочий на постоянной основе и достижения в этот период пенсионного возраста или потери трудоспособности, в связи с прекращением полномочий Главы Тайшетского городского поседения (в том числе досрочно).
Установив, что что Заика А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг пенсионного возраста 60 лет в 2013 году, распоряжением N от 20 сентября 2017 г. вступил в должность главы Тайшетского городского поселения 20 сентября 2017 г, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что спорная выплата в размере трехмесячного денежного содержания гарантируется при условии осуществления полномочий на постоянной основе и достижения в этот период пенсионного возраста или потери трудоспособности, в связи с прекращением полномочий Главы Тайшетского городского поседения (в том числе досрочно), пришли к выводу, что Заика А.М. на дату окончания полномочий 14 сентября 2022 г. не соответствовал условиям, определенным подп. 4 пункта 2 статьи 25 Устава.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды также обоснованно указали, что для разрешения вопроса о выплате истцу единовременной выплаты в размере трехмесячного денежного содержания должно быть принято отдельное решение Думы. Однако, соответствующего решения Думой Тайшетского городского поселения о порядке единовременной выплаты истцу не принималось.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом, и относит принятие муниципальных правовых актов по указанному вопросу к числу оснований возникновения расходных обязательств муниципального образования (статья 86).
Не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы доводы о том, что указанная выплата гарантирована истцу Уставом муниципального образования, поскольку Уставом предоставление данной гарантии обусловлено наличием соответствующих финансовых средств в бюджете муниципального образования и принятие соответствующего решения Думы о порядке выплаты, тогда как судами выполнение таких условий не установлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований повторяют основания заявленного иска, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 15 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Заика Александра Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.