Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Рогачевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Филиной Л.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г. по гражданскому делу N 2-588/2023 по иску Филиной Л.В. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 120 Федерального медико-биологического агентства" о взыскании заработной платы, признании приказов недействителньыми, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 120 Федерального медико-биологического агентства" - Шамхалова Р.Л,
УСТАНОВИЛА:
Филинова Л.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центральная медико- санитарная часть N 120 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России), просила произвести перерасчет и выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 за период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г.; взыскать недополученную заработную плату за специализированный прием, исходя из оклада врача 7500 рублей, с учётом северного коэффициента за период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г.; признать увольнение с должности врача-терапевта дневного стационара терапевтического отделения по совместительству на 0, 25 ставки незаконным; произвести и выплатить перерасчет за период временного прогула с 22 августа по 6 ноября 2022 г. в размере 27608 руб.; взыскать недополученную плату за оказание услуг по диспансеризации; признать приказ N 103 от 16 февраля 2022 г. "Об иных выплатах стимулирующего характера" недействительным.
В обоснование заявленных требований истец указала, что между сторонами заключен трудовой договор N 9-21 от 25 января 2021 г. в соответствии с которым Филинова Л.В. принята на работу в терапевтическое отделение поликлиники для взрослых на должность врача-терапевта участкового на неопределенный срок. Истец полагает, что ответчик в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" доплата "дорожная карта" не произвел стимулирующую выплату за период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022г. Кроме того, в связи с отсутствием профильных специалистов, ей приходится принимать пациентов, не относящихся к терапевтическим больным, в связи с чем полагает, что ответчик должен произвести доплату за специализированный прием, исходя из оклада врача терапевта участкового, с учётом северного коэффициента за период с 1 января 2021г. по 31 декабря 2022 г. Также, в апреле 2022 года истец принята на должность терапевта дневного стационара в терапевтическое отделение на 0, 25 ставки. В августе она была извещена работодателем об увольнении в связи с принятием на работу сотрудника, для которого эта работа будет основной, однако сотрудник был принят в круглосуточный стационар, в то время как Филинова Л.В. занимала должность врача дневного стационара, полагала, что действия работодателя по ее увольнению являются незаконными.
В обоснование требований о праве на получение денежной выплаты по приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 3 июня 2011 г. N 463н истец указала, что ответчик, являясь ответственным за его выполнение, в январе 2022 года издал приказ N 103 от 16 февраля 2022 года, в котором оставляет за собой право снимать указанные денежные выплаты без уведомления сотрудников, в связи с чем, полагает приказ N 103 незаконным.
Решением Полярного районного суда Мурманской области от 25 апреля 2023 г. исковые требования Филиновой Л.В. удовлетворены.
На ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить Филиновой Л.В. выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 за период с 01 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г.
С ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России в пользу Филиновой Л.В. взыскана недовыплаченная заработная плата в размере 664 180 руб.
На ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России возложена обязанность произвести доплату Филиновой Л.В. за специализированный прием, исходя из оклада врача 7500 руб. с учётом северного коэффициента за период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г.
Увольнение Филиновой Л.В. с должности врача-терапевта дневного стационара терапевтического отделения по совместительству на 0, 25 ставки признано незаконным.
На ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России возложена обязанность произвести и выплатить Филиновой Л.В. перерасчёт за период вынужденного прогула за период с 22 августа 2022 г. по 06 ноября 2022 г. в размере 27608 руб.
С ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России в пользу Филиновой Л.В. взыскана невыплаченная плата за оказание услуг по диспансеризации в размере 60313 руб.
Приказ от 16 февраля 2022 г. N 103 "Об иных выплатах стимулирующего характера" ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России признан недействительным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г. решение Полярного районного суда Мурманской области от 25 апреля 2023 г. отменено, принято по делу новое решение.
В удовлетворении требований Филиновой Л.В. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 120 Федерального медико-биологического агентства" отказано.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г. как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 120 Федерального медико-биологического агентства" Шамхалов Р.Л. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что между ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России и Филиновой Л.В. заключен трудовой договор от 25 января 2021 года N 9-21. По условиям указанного договора Филинова Л.В. принята на работу в терапевтическое отделение поликлиники для взрослых на должность врача-терапевта участкового на неопределенный срок.
Также судом установлено и материалами дела подтверждено, что должностной инструкцией врача-терапевта участкового отделения поликлиники для взрослых ФГБУЗ ЦМСЧ-120 ФМБА России определены функции врача-терапевта участкового. В связи с отсутствием профильных специалистов, Филиновой Л.В. приходилось принимать пациентов, не относящихся к терапевтическим больным.
1 апреля 2022 г. Филинова Л.В. принята на должность врача-терапевта терапевтического отделения стационара ФГБУЗ ЦМСЧ N120 на 0, 25 ставки.
10 августа 2022 г. она была ознакомлена с уведомлением о прекращении трудового договора как с лицом, работающим по совместительству, и 25 августа 2022 г. уволена.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 июня 2011 года N 463н "О порядке и условиях осуществления денежных выплат, связанных с оказанием дополнительной медицинской помощи, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Российской академии наук и Сибирского отделения Российской академии наук, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи, а также федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства" утвержден Порядок и условия осуществления денежных выплат, связанных с оказанием дополнительной медицинской помощи, врачам-терапевтам участковым врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Российской академии наук и Сибирского отделения Российской академии наук, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи, а также федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, согласно приложению.
Пунктом 4 Приложения к указанному приказу установлено, что денежные выплаты медицинским работникам осуществляются в размере 10000 рублей в месяц врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и 5000 рублей в месяц медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 июня 2011 года N 463н является действующим, в связи с чем ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 издан приказ от 16 февраля 2022 г. N103 "Об иных выплатах стимулирующего характера".
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом, установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по своевременной и полной выплате истцу заработной платы, в соответствии с положениями трудового договора, действующими у работодателя локальными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России, исходя из квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции нашел заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы, и не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" на Правительство Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала-повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, возложена обязанность по принятию до 1 декабря 2012 года программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 г. средней заработной платы работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 Правительством Российской Федерации принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р (далее также - Программа).
В приложении N 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы.
Закрепленные указанными нормативными правовыми актами положения предусматривают утверждение средних показателей заработной платы определенных категорий работников в конкретном регионе в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы, которые, по своей сути, не являются гарантированным каждом конкретному работнику минимальным размером оплаты его труда.
Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников (далее - Методика), определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, приведена в приложении N 5 (далее - Приложение) к Программе.
В соответствии с пунктом 3 этого Приложения расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.
Показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
В качестве среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" (пункт 4 Приложения).
Отношение средней заработной платы по соответствующей категории работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации рассчитывается путем деления средней заработной платы по данной категории работников, исчисленной в соответствии с пунктом 3 настоящей методики, на среднюю заработную плату по субъекту Российской Федерации, исчисленную в соответствии с пунктом 4 настоящей методики, и умножения полученного результата на 100 процентов (пункт 5 Приложения).
В соответствии с разделом "Порядок расчета стимулирующих выплат" распределение стимулирующих выплат конкретным работникам Учреждения производится на основе бальной оценки. Стимулирующие выплаты по программе "дорожная карта" рассчитываются за фактически отработанные дни в отчетном периоде. Показатели и критерии оценки эффективности работы медицинских работников утверждаются соответствующим приказом начальника учреждения.
Таким образом, согласно Положению, оценка эффективности деятельности медицинских работников ответчика осуществляется ежеквартально по бальной системе исходя из размера доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.
В этой связи, само по себе включение в систему оплаты труда возможности материального стимулирования работника не влечет безусловную обязанность и гарантированность таких выплат, так как основанием для их выплаты является соблюдение условий, предусмотренных Указом Президента и локальными нормативными актами работодателя.
Денежные средства, выплачиваемые по программе "дорожная карта" являются планом мероприятий, направленных на улучшение качества оказания медицинских услуг по запланированным законодательством направлениям и, как следствие, ежемесячная выплата может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.
При расчете размера стимулирующих выплат за 2021, 2022 годы учитывается, что размер средней заработной платы категории работников ответчика: врачей, младшего и среднего медицинского персонала достиг необходимых показателей относительно размера средней заработной платы по субъекту Мурманской области.
Указ Президента N 597 считается исполненным, если уровень заработной платы по каждой категории работников по итогам выплат, произведенных в течение всего года, достиг уровня, указанного в данном Указе.
Материалами дела подтверждается, что Министерство экономического развития Российской Федерации направляло в Минтруда России для использования в работе информацию о прогнозных значениях среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации. Так, по Мурманской области среднемесячное начисление заработной платы в 2021 году составляет 63700 рублей, в 2022 году - 70300 рублей.
Согласно представленному ответчиком расчету, средняя заработная плата Филиновой Л.В. составила: за 2021 год - 1209988, 10 руб, средняя заработная плата в месяц - 128722, 14 руб, при средней заработной плате по Мурманской области в 63700 руб, целевой показатель составляет 202%; за 11 месяцев 2022 года - 1532 277, 44 руб, средняя заработная плата в месяц 148764, 80 руб, при средней заработной плате в Мурманской области в 70300 руб, целевой показатель составляет 212 %, за 2022 год - 1655740, 78 руб, средняя заработная плата в месяц 146525, 73 руб, при средней заработной плате в Мурманской области в 70300 руб, целевой показатель - 208 %.
На основании установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований Филиновой Л.В. в части произведения перерасчета по "дорожной карте" у суда первой инстанции не имелось, так как занимаемая ею должность относится к категории врачей, в отношении которой показатели, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации N 597, в 2021 и 2022 году выполнены.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены требования Филиновой Л.В. в части возложения обязанности на ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России произвести доплату за специализированный прием, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" (далее - Приказ N 923н) первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Так, пунктом 8 Приказа N 923н установлено, что при затруднении в диагностике и выборе лечебной тактики, а также при осложненном течении заболевания и при наличии медицинских показаний для лечения пациента врачом-специалистом по профилю его заболевания, врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) направляет пациента на консультацию к врачу-специалисту в соответствии с профилем его заболевания и в последующем осуществляет наблюдение за клиническим состоянием пациента, его лечение в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания.
Кроме этого, в соответствии приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2022 года N 168н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми" (далее - Приказ N 168н) диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
Пунктом 6 Приказа N 168н установлено, что диспансерное наблюдение осуществляют следующие медицинские работники медицинской организации (структурного подразделения иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность), где пациент получает первичную медико-санитарную помощь:
- врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) (далее - врач-терапевт);
Согласно пункту 8 Приказа N 168н наличие медицинских показаний для проведения диспансерного наблюдения, периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций), длительность диспансерного наблюдения, объем профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий определяются медицинским работником, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, в соответствии с настоящим Порядком, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций.
Пункт 10 Приказа N 168н регламентирует следующее, в случае если пациент нуждается в диспансерном наблюдении врачом-специалистом по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и такой врач-специалист отсутствует в медицинской организации, в которой пациент получает первичную медико-санитарную помощь, врач-терапевт организует консультацию пациента соответствующим врачом-специалистом другой медицинской организации, в том числе с применением телемедицинских технологий, и осуществляет диспансерное наблюдение по согласованию и с учетом рекомендаций этого врача-специалиста.
В соответствии с пунктом 12 Приказа N 168н медицинский работник, указанный в пункте 6 настоящего Порядка, при проведении диспансерного наблюдения: устанавливает группу диспансерного наблюдения; ведет учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением; информирует о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения; организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных реабилитационных мероприятий; организует в случае невозможности посещения лицом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) в амбулаторных условиях, в том числе на дому; организует консультацию пациента врачом-специалистом по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) другой медицинской организации, в том числе с применением телемедицинских технологий, и осуществляет диспансерное наблюдение по согласованию и с учетом рекомендаций этого врача-специалиста; осуществляет при необходимости дистанционное наблюдение за пациентами в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Кроме того, пунктом 13 Приказа N 168н установлено, что диспансерный прием (осмотр, консультация) медицинским работником, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, включает:
- оценку состояния лица, сбор жалоб и анамнеза, физикальное исследование, назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований;
- установление или уточнение диагноза заболевания (состояния); оценку приверженности лечению и эффективности ранее назначенного лечения, достижения целевых значений показателей состояния здоровья, необходимую коррекцию проводимого лечения, а также повышение мотивации пациента к лечению;
- проведение краткого профилактического консультирования и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи; назначение по медицинским показаниям дополнительных профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе направление пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья для проведения углубленного профилактического консультирования (индивидуального или группового).
Пункт 15 Приказа N 168н ссылается на то, что медицинский работник, указанный в пункте 6 настоящего Порядка, проводит анализ результатов проведения диспансерного наблюдения на основании сведений, содержащихся в контрольных картах, при этом врач-терапевт, фельдшер, акушер пункта, в том числе ведет учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением у врачей-специалистов, и формирует сводный план проведения диспансерного наблюдения для каждого лица с учетом всех заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), по поводу которых оно нуждается в диспансерном наблюдении.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года N 293 н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" утверждено описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. В трудовую функцию врача терапевта-участкового входит: направление пациента на консультацию к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза, возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно материалам дела, в том числе данных статического учета, принятых судебной коллегией суда апелляционной инстанции в качестве новых доказательств по делу, следует, что в 2021 и 2022 годах истцом выполнено и включено в реестр оказание первичной медицинской помощи пациентам по профилю "Терапия". По другим профилям оказания медицинской помощи истцом в статистику не предоставлялось.
Из представленных в материалы дела истцом распечаток о принятых ею пациентах с указанием кодов, установленных диагнозов, и рукописными отметками истца о профиле установленного диагноза, не усматривается оказание Филиновой Л.В. пациентам специализированной медицинской помощи в качестве узкого специалиста. Кроме того, из анализа представленных документов следует вывод, что прием указанных пациентов был осуществлен Филиновой Л.В. во время ведения приема пациентов в качестве врача-терапевта, то есть в те же рабочие часы.
Как следует из вышеприведённых нормативных актов, в трудовую функцию врача-терапевта входит организация и проведение диагностики и лечения различных заболеваний и состояний, в том числе восстановительное лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому, оказание неотложной медицинской помощи и в случае необходимости направление пациентов на консультации к врачам-специалистам. Из указанных нормативных актов не усматривается, что врачу-терапевту предоставлено право проведения манипуляций в качестве врача-специалиста узкого профиля.
При этом, истцом не представлены документы (свидетельства об аккредитации), подтверждающие наличие у неё права оказывать пациентам специализированную медицинскую помощь.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при отсутствии у Филиновой Л.В. права на оказание специализированной медицинской помощи, в отсутствие какого-либо документа, подтверждающего возложение на неё обязанностей врачей соответствующего профиля, не имеется оснований для взыскания в пользу истца доплаты за специализированный прием, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что выплата за проведение I и II этапов углубленной диспансеризации взрослого населения за 2022 год произведена истцу в соответствии с приказом ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России от 18 апреля 2022 года N 237 "О правилах и порядке расходования средств, полученных из территориального фонда обязательного медицинского страхования за проведение I и II этапов углубленное диспансеризации взрослого населения" (с изменениями и дополнениями), протоколом собрания от 16 февраля 2023 года, выписки из протокола собрания от 11 февраля 2023 года N1 за фактически выполненный объем - 208-ми комплексных посещений I этапа углубленной диспансеризации взрослого населения по комплексу 1.3.
Все 208 случаев приняты и оплачены страховыми организациями. Окончательные расчеты за 2022 год произведены: Мурманским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" 01 марта 2023 года; Мурманским филиале ООО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ОМС" 03 февраля 2023 года.
Таким образом, истцу в марте 2023 года произведены начисления за 208 комплексных посещений I этапа углубленной диспансеризации взрослого населения по комплексу 1.3. на общую сумму 18728, 53 руб.
При проверке соотношения распределения причитающихся сумм за одно комплексное посещение между врачом-терапевтом участковым и медицинской сестрой участковой установлено: пропорция, установленная протоколом собрания от 16 февраля 2023 года, соблюдена, а именно 55% врач-терапевт участковый и 45% медицинская сестра участковая.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований Филиновой Л.В. в части взыскания доплаты за оказание услуг по диспансеризации у суда первой инстанции также не имелось, при этом, несогласие истца с установленным порядком оплаты ее работы при проведении диспансеризации не является основанием для удовлетворения требований, поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции нарушений распределения ответчиком денежных средств, полученных за проведение диспансеризации взрослого населения, в том числе на оплату труда медицинского персонала, включая врачей и медсестер, не установлено.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда в части наличия у истца права получать денежную выплату согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N 463н "О порядке и условиях осуществления денежных выплат, связанных с оказанием дополнительной медицинской помощи, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Российской академии на Сибирского отделения Российской академии наук, при условии размещения в медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи, а также федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства" суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Финансирование расходов из федерального бюджета в рамках приказа N463н согласно приказу Федерального медико-биологического агентства от 27 января 2012 г. N 12 "Об утверждении Правил предоставления в 2012 - 2014 гг. из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых ФМБА России осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ)" осуществлялось до 2013 года (далее - Приказ N 12).
Приказом ФМБА России от 08 апреля 2015 г. N 56 вышеназванный приказ N 12 утратил силу.
С 2013 года финансирование расходов из федерального бюджета в рамках приказа N463н России не производится. Начисление денежных выплат врачам-терапевтам участковым осуществляется за фактически отработанное время по основной должности на 1 ставку в соответствии с трудовым договором и с учетом оценки эффективности деятельности на основании приказа ФГБУЗ ЦМСЧ N120 ФМБА России от 16 февраля 2022 г. N 103 "Об иных выплатах стимулирующего характера" (с изменениями от 01.03.2022 г. N 157) (далее - Приказ N103). Начисление выплат производится ежемесячно за счет средств обязательного медицинского страхования. В расчетных листах имеется вид начисления "Участковая доплата".
Материалами дела подтверждено, что к трудовому договору от 25 января 2021 г. N 9-21 с Филиновой Л.В. заключено дополнительное соглашение от 16 февраля 2022 года N 9-21/2 по установлению денежной выплаты согласно Приказу N103.
Порядок начисления денежных выплат в Учреждении осуществляется с учетом требований постановления Правительства Мурманской области от 31 января 2022 года N 53-ПП "Об установлении в 2022 году денежных выплат отдельным категориям работников государственных областных учреждений здравоохранения Мурманской области" (далее - Постановление N53-ПП), так как средства обязательного медицинского страхования имеют целевой характер, и расходы на денежные выплаты врачам-терапевтам участковым выплаты включены в тариф на оплату медицинской помощи в рамках Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2022 год.
Пунктом 2 постановления N 53-ПП установлено, что начисление денежных выплат осуществляется за фактически отработанное время по основной должности, но не более чем на 1 ставку, в соответствии с трудовым договором, с учетом оценки эффективности деятельности медицинских работников.
Приказом N 103 уставлены критерии оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового, согласно которым, как установлено проверкой, ежемесячно осуществляется оценка эффективности деятельности каждого врача-терапевта участкового. Для оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового установлены критерии: полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением, профилактические осмотры, диспансеризация взрослого населения, углублённая диспансеризация; показатель смертности населения; стабилизация уровня заболеваемости болезнями.
Осуществление денежных выплат Учреждением производится в соответствии с вышеуказанными документами с учетом названных критериев оценки эффективности деятельности.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод, что оспариваемый приказ от 16 февраля 2022 г. N 103, издан ответчиком в развитие положений постановления Правительства Мурманской области от 31 января 2022 года N 53-ПП, не имеет отношения к выплатам, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 июня 2011 года N 463н. У указанных выплат различная природа финансирования, выплата, установленная постановлением Правительства Мурманской области от 31 января 2022 года N 53-ПП финансируется за счет средств областного бюджета, а выплата по приказу N 463н финансировалась за счет средств федерального бюджета и была прекращена в 2013 году в связи с отсутствием соответствующего финансирования из федерального бюджета. Из указанного следует, что обжалуемый приказ работодателя соответствует требованиям нормативных актов, не влечет нарушения прав истца, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания приказа ФГБУЗ ЦМСЧ N120 ФМБА России от 16 февраля 2022 года N103 "Об иных выплатах стимулирующего характера" недействительным.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда в части требований о признании увольнения с должности врача-терапевта дневного стационара терапевтического отделения по совместительству на 0, 25 ставки незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить истцу денежные средства за время вынужденного прогула, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции также не согласился, указав следующее.
1 апреля 2022 г. истец принята на работу в порядке внутреннего совместительства врачом-терапевтом терапевтического отделения стационара ФГБУЗ ЦМСЧ N 120 ФМБА России на 0, 25 ставки на неопределённый срок.
В связи с принятием в Учреждение работника, для которого выполняемая истцом по совместительству работа будет являться основной, истцу было вручено уведомлением о прекращении трудового договора как с лицом, работающим по совместительству. С указанным уведомлением, истец ознакомлена 10 августа 2022 г.
Согласно приказу по личному составу от 12 августа 2022 г. N 1877-л фактическим днем увольнения явилось 25 августа 2022 г.
Ответчиком в суд апелляционной инстанции представлены копии приказа от 09 августа 2022 г. N 1850-л и трудового договора от 09 августа 2022 года N 92-22, а также копии приказа от 09 августа 2022 г. N 1849-л и трудового договора от 09 августа 2022 года N 91-22, согласно которым в терапевтическое отделение стационара врачами-терапевтами приняты Шодиматова С.М. и Мизовалиев Д.Р. Данная работа является для указанных лиц основной и постоянной. Также в материалы дела представлены документы, подтверждающие внесение изменений в штатное расписание медицинского учреждения. Представленные документы приняты судебной коллегий в силу представленных ей полномочий в качестве дополнительных доказательств.
На основании установленных обстоятельств, принимая во внимание положения ст. 288 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца о признании увольнения с должности врача-терапевта стационара терапевтического отделения по совместительству на 0, 25 ставки незаконным.
Судебная коллегия Третьего кассационной суда общей юрисдикции не усматривает оснований для признания вышеуказанных выводов суда апелляционной инстанции незаконными и необоснованными по аналогичным доводам кассационной жалобы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и являются необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли, и противоречат нормам действующего законодательства.
Все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворения иска и для отказа в удовлетворения требований истца.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Филиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.