Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1215/2023 (УИД: 38RS0032-01-2022-006858-61) по иску Ковалевич Галины Анатольевны к министерству здравоохранения Иркутской области о взыскании премии, денежной компенсации за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе министерства здравоохранения Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 24 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ковалевич Г.А. обратилась в суд с иском к министерству здравоохранения Иркутской области о взыскании премии, денежной компенсации за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Ковалевич Г.А. указала, что с 2020 г. состояла в трудовых отношениях с министерством здравоохранения Иркутской области в должности консультанта отдела государственной гражданской службы кадровой работы, с 10 февраля 2021 г. в должности заместителя начальника отдела финансового контроля до 30 декабря 2021 г. Согласно пункта 4 распоряжения "О предоставлении отпуска Ковалевич Г.А. с последующим увольнением" от 24 декабря 2021 г. Nл/с днём освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы Иркутской области считается последний день отпуска 30 декабря 2021 г.
В декабре 2021 г. министерством здравоохранения Иркутской области производились выплаты работникам, в том числе премий (или иных выплат) за периоды 2020 и 2021 гг. Основная часть выплат (отпускные, расчёт при увольнении) Ковалевич Г.А. были получены до 27 декабря 2021 г, то есть до начала отпуска (отпуск с 27 декабря 2021 г. по 30 декабря 2021 г.).
Министерством здравоохранения Иркутской области в период нахождения Ковалевич Г.А. в отпуске и до прекращения с ней трудовых отношений (с 27 декабря 2021 г. по 30 декабря 2021 г.) издавались распоряжения о премировании или выплате иных выплат. Ковалевич Г.А. получена выплата за 2020 г, так как распоряжение о данной выплате датировано датой ранее ухода Ковалевич Г.А. в отпуск, то есть до 27 декабря 2021 г.).
30 декабря 2021 г. Ковалевич Г.А. стало известно от коллег, что министерством здравоохранения Иркутской области была произведена ещё одна выплата премии или иной выплаты за 2021 г.
В устной форме Ковалевич Г.А. обратилась 30 декабря 2021 г. в министерство здравоохранения Иркутской области за разъяснениями по факту невыплаты ей премии. Согласно пояснениям министерства здравоохранения Иркутской области, выплата премии не полагается, так как распоряжение на выплату за 2021 г. датировано в период нахождения Ковалевич Г.А. в отпуске. На устное предложение решить вопрос с выплатой в досудебном порядке получен отказ, так как всё финансирование в 2021 г. уже распределено.
Ковалевич Г.А. считает, что имеет право на получение премии поскольку все условия для выплаты премии за 2021 г. ею выполнены - отработан весь период, никаких замечаний, дисциплинарных взысканий нет. В связи с тем, что днём увольнения является 30 декабря 2021 г, она имеет право на выплаты, распоряжения на выплату которых изданы до 30 декабря 2021 г.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ковалевич Г.А. просила суд взыскать с министерства здравоохранения Иркутской области премию за ноябрь-декабрь 2021 г. в сумме 59 058 рублей 56 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты премии в сумме 18 422 рубля 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в сумме 50 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 24 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 августа 2023 г, исковые требования Ковалевич Г.А. удовлетворены частично.
С министерства здравоохранения Иркутской области в пользу Ковалевич Г.А. взыскана премия за ноябрь-декабрь 2021 г. в размере 59 058 рублей 56 копеек, денежная компенсация за задержку выплаты премии в размере 18 629 рублей 02 копейки, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в большем размере суд отказал.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, министерство здравоохранения Иркутской области просит отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 24 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 августа 2023 г.
На кассационную жалобу Ковалевич Г.А. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Ковалевич Г.А, представитель министерства здравоохранения Иркутской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Ковалевич Г.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 7 сентября 2020 г. между министерством здравоохранения Иркутской области (наниматель) и Ковалевич Г.А. (гражданский служащий) на основании распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области от 15 сентября 2020 г. Nл/с "О назначении на должность Ковалевич Г.А." заключён срочный служебный контракт N сск-20 о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области (консультант отдела государственной гражданской службы, кадровой работы министерства здравоохранения Иркутской области (ведущая группа должностей категории "специалисты") на период отсутствия основного работника Е.М.А.).
10 февраля 2021 г. на основании распоряжения министра здравоохранения Иркутской области от 16 февраля 2021 г. N л/с о назначении с 10 февраля 2021 г. Ковалевич Г.А. на должность заместителя начальника отдела финансового контроля министерства здравоохранения Иркутской области (ведущая группа должностей категории "руководители") между истцом и ответчиком заключён служебный контракт N/ск-25 о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области (далее - служебный контракт).
Согласно пункту 1 служебного контракта, гражданский служащий берёт на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Иркутской области, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В силу пункта 12 служебного контракта, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Иркутской области (должностного оклада) в размере 7 362 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным в установленном порядке классным чином областной государственной гражданской службы Иркутской области (оклада за классный чин) в размере 1 669 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30 % должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия областной государственной гражданской службы в размере 120 процентов должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 2, 5 должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, размер которых определяется в соответствии с законодательством; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется положением, утверждённым в установленном порядке.
К денежному содержанию гражданского служащего, определённому в части 12 настоящего служебного контракта, устанавливается: районный коэффициент к заработной плате в размере 1, 3; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в южных районах Иркутской области, в размере 30 процентов денежного содержания (пункт 13 служебного контракта).
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и областным законодательством (пункт 14 служебного контракта).
Служебный контракт заключён с 10 февраля 2021 г. на неопределённый срок (пункт 18 служебного контракта).
Согласно распоряжению министра здравоохранения Иркутской области N л/с от 24 декабря 2021 г. "О предоставлении отпуска Ковалевич Г.А. с последующим увольнением", Ковалевич Г.А, заместителю начальника отдела финансового контроля министерства здравоохранения Иркутской области, предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 4 календарных дней с 27 декабря 2021 г. по 30 декабря 2021 г. за период работы с 7 сентября 2020 г. по 6 сентября 2021 г. Расторгнут служебный контракт N/ск-25 от 10 февраля 2021 г, Ковалевич Г.А освобождена от замещаемой должности начальника отдела финансового контроля министерства здравоохранения Иркутской области 30 декабря 2021 г. по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Последним служебным днём Ковалевич Г.А. считается 24 декабря 2021 г, днём освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы Иркутской области считается последний день отпуска 30 декабря 2021 г.
С указанным распоряжением Ковалевич Г.А. ознакомлена лично 24 декабря 2021 г.
Распоряжением министра здравоохранения Иркутской области N л/с от 28 декабря 2021 г. "О премировании за ноябрь-декабрь 2021 г." (с учётом распоряжения от 30 декабря 2021 г. N л/с о внесении изменения в распоряжение министерства здравоохранения Иркутской области от 28 декабря 2021 г. Nл/с) в соответствии с Положением о премировании государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области за выполнение особо важных и сложных заданий, утверждённым приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 8 июля 2016 г. N 60-мпр, Положением о премировании работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области, в министерстве здравоохранения Иркутской области, утверждённым приказом от 8 июля 2016 г. N 59-мпр, статьёй 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. N1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" определён размер премии за ноябрь-декабрь 2021 г. государственным гражданским служащим министерства здравоохранения Иркутской области и работникам, не являющимся гражданскими служащими, согласно приложению 1 и 2.
Ковалевич Г.А. в перечне лиц, указанных в приложении 1 и 2, не поименована.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные Ковалевич Г.А. к министерству здравоохранения Иркутской области исковые требования о взыскании премии, компенсации за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда и судебных расходов, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения статей 2, 21, 22, 56, 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о премировании государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области, утверждённого приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 8 июля 2016 г. N 60-мпр, исходил из того, что в соответствии с нормами закона и локальными нормативными актами, действующими у ответчика, премия как стимулирующая выплата является одной из составляющих заработной платы и направлена на стимулирование работников к повышению качества труда и производительности. Ковалевич Г.А. была необоснованно лишена нанимателем права на получение премии как стимулирующей выплаты при отсутствии причин для её лишения, доказательств ненадлежащего выполнения Ковалевич Г.А. своих должностных обязанностей ответчиком не представлено, как и не представлено сведений о наличии у истца дисциплинарных взысканий, нарушений трудовой дисциплины, иных причин, которые могли быть расценены ответчиком как некачественная работа и повлияли на выплату истцу премии за ноябрь-декабрь 2021 г.
Определяя ко взысканию размер премии за ноябрь-декабрь 2021 г. в размере 59 058 рублей 56 копеек, суд первой инстанции принял во внимание расчёт истца, признав его правильным, основанным на положениях служебного контракта и Положения о премировании государственных гражданским служащих министерства здравоохранения Иркутской области.
Установив нарушение трудовых прав истца в связи с необоснованным лишением премии, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, счёл возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку выплаты премии в размере 18 629 рублей 02 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь положениями статей 88, 94, 98, 100 ГПК РФ, установив факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, принимая во внимание объём оказанных представителем услуг, учитывая сложность и продолжительность рассмотрения дела, пришёл к выводу о том, что заявленный истцом во взысканию размер расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей является завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости, в связи с чем снизил размер взыскиваемой суммы до 20 000 руб.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с частью первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части первой статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", положения закона приведены в редакции, действовавшей на дату увольнения Ковалевич М.А. со службы - 30 декабря 2021 г.).
Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (часть 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
На момент издания министром здравоохранения Иркутской области распоряжения N л/с от 28 декабря 2021 г. "О премировании за ноябрь-декабрь 2021 г." порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственными гражданскими служащими министерства здравоохранения Иркутской области регулировался Положением о премировании государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, утверждённым приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 8 июля 2016 г. N 60-мпр (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения премия, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премия) выплачивается областному гражданскому служащему при условии своевременного и качественного выполнения порученного задания, в том числе особо важного и сложного, с учётом его личного вклада по обеспечению задач и функций министерства, исполнения им должностного регламента.
Премия максимальным размером не ограничивается (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 4 Положения выплата премии государственным гражданским служащим осуществляется по результатам работы за месяц, квартал, год с учётом качества и своевременности выполнения заданий, в том числе особо важных и сложных. Решение о периоде, за который выплачивается премия работникам министерства, принимает министр здравоохранения Иркутской области (далее - министр).
В соответствии с пунктом 5 Положения премия государственному гражданскому служащему не выплачивается в следующих случаях: 1) невыполнение или ненадлежащее выполнение по вине областного гражданского служащего порученного задания; 2) неисполнение положений должностного регламента; 3) освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы за виновные действия на дату принятия решения о выплате премий.
Выплаты премий производятся за счёт и в пределах средств областного и федерального (отдел лицензирования) бюджетов, предусмотренных министерству в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (пункт 6 Положения).
Решение о выплате премий государственным гражданским служащим или уменьшении премии принимается министром с учётом рекомендаций заместителей министра и руководителей отделов министерства, непосредственно подчиняющихся министру (пункт 8 Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения размер премий государственным гражданским служащим устанавливается в процентном отношении к их месячному денежному содержанию. Премия не выплачивается за период временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 10 Положения размер премий уменьшается:
1) на 15% - государственным гражданским служащим, которым в периоде, за который выплачивается премия, вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания;
2) на 25% - государственным гражданским служащим, которым в периоде, за который выплачивается премия, вынесено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
3) по решению министра, по ходатайству заместителей министра и руководителей отделов министерства, непосредственно подчиняющихся министру.
Уменьшение размера премии производится за тот период, в котором вынесено дисциплинарное взыскание, указанное в пункте 10 настоящего положения (пункт 11 Положения).
Премирование государственных гражданских служащих осуществляется на основании распоряжения министерства с указанием в нём конкретных размеров премий (пункт 13 Положения).
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями премирование государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определённых критериев.
Основными критериями при решении вопроса о выплате премии и определении её размера для государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области являются своевременное и качественное выполнение порученного задания, в том числе особо важного и сложного, личный вклад по обеспечению задач и функций министерства, исполнение должностного регламента. Выплата премии государственным гражданским служащим осуществляется по результатам работы за месяц, квартал, год с учётом качества и своевременности выполнения заданий, в том числе особо важных и сложных. При этом выплата премий производится за счёт и в пределах средств областного и федерального (отдел лицензирования) бюджетов, предусмотренных министерству в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда. Решение о выплате премий государственным гражданским служащим или уменьшении премии принимается министром с учётом рекомендаций заместителей министра и руководителей отделов министерства, непосредственно подчиняющихся министру.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением министра здравоохранения Иркутской области от 28 декабря 2021 г. N л/с (с учётом изменений, внесённых распоряжением от 30 декабря 2021 г. N л/с) определён размер премии за ноябрь-декабрь 2021 г. государственным гражданским служащим министерства здравоохранения Иркутской области и работникам, не являющимся гражданскими служащими, согласно приложениям 1 и 2. Ковалевич Г.А. в указанных приложениях не поименована.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика указывал на то, что в отношении Ковалевич Г.А. министром здравоохранения Иркутской области было принято решение о лишении премии с учётом рекомендаций непосредственного начальника Ковалевич Г.А. - начальника отдела финансового контроля министерства здравоохранения Иркутской области Ш.Н.Н. в связи с ненадлежащим выполнением порученного руководителем задания.
Руководствуясь приведёнными выше положениями норм материального права, принимая во внимание, что премирование государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области является компетенцией представителя нанимателя и зависит, в частности, от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, выполнения им основных и дополнительных показателей, от наличия дисциплинарного взыскания и иных факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего персонально, установив, что стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о невыполнении (ненадлежащем выполнении) истцом поручений руководителя, нарушений требований трудовой дисциплины, которые бы служили основанием для отрицательной оценки работы Ковалевич Г.А, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии у нанимателя оснований для лишения истца премии за ноябрь-декабрь 2021 г, в связи с чем удовлетворили заявленные Ковалевич Г.А. требования о взыскании с ответчика премии за ноябрь-декабрь 2021 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что премирование гражданских служащих является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определённых критериев не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
Статьёй 37 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 3, 132 Трудового кодекса Российской Федерации запрещена какая бы то было дискриминация в сфере труда, в том числе при установлении и изменении условий оплаты труда. Поэтому, пока не доказано иное, следует считать, что каждый работник в равной степени участвует своим трудом в достижении поставленных перед ним задач.
С учётом того, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность принятого представителем нанимателя решения о лишении истца премии за ноябрь-декабрь 2021 г, о недобросовестном выполнении истцом своих должностных обязанностей, с учётом того, что решение о невыплате премии не может быть основано только на волеизъявлении нанимателя, без существования на то объективных фактических причин, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении требований Ковалевич Г.А. о взыскании премии за ноябрь-декабрь 2021 г.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с определённым судом размером премии, были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Определяя размер премии, подлежащей выплате истцу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, принял во внимание, что в соответствии с пунктом 9 Положения о премировании государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, размер премий государственным гражданским служащим устанавливается в процентном отношении к их месячному денежному содержанию; премия не выплачивается за период временной нетрудоспособности.
Иного порядка определения размера премии Положение о премировании государственных гражданских служащих министерства здравоохранения Иркутской области, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, не содержит, как и не содержит указаний о размере процента.
При расчёте размера премии, суд принял во внимание положения пункта 12 служебного контракта, предусматривающего состав денежного содержания, фактически отработанное истцом время в ноябре - декабре 2021 г, учёл период временной нетрудоспособности истца, в связи с чем определилразмер премии пропорционально отработанному времени.
Несогласие с произведённым расчётом премии, направлено на переоценку исследованных доказательств и не подтверждает наличия нарушений норм материального и (или) процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 24 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.