Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре
ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича, общества с ограниченной ответственностью "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы" по апелляционным жалобам Правительства Республики Марий Эл, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2023 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. - адвоката Макарова Р.В, представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Закировой Л.Д, представителей заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Полевщикова В.А, Смирновой В.Э, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы" (далее также постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552), опубликованным 20 декабря 2022 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф и 21 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы (далее также Документ планирования регулярных перевозок).
Приложением к Документу планирования регулярных перевозок является Перечень межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл с 30 июля 2023 года (далее также Перечень маршрутов, подлежащих отмене).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 июля 2023 года N 335 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552", опубликованном 17 июля 2023 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл https://mari-el.gov.ru/other/pravo и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, внесены изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552, которыми приложение к Документу планирования регулярных перевозок изложено в новой редакции.
Административный истец индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г, осуществляющий перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 50К (пос. Новый - микр "Восточный" - пос. Новый), обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском о признании недействующим пункта 9 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, на основании которого до 30 июля 2023 года маршрут N 50К подлежал отмене и исключению из Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (далее также Реестр межмуниципальных маршрутов) по основанию оптимизации маршрутной сети.
Административный истец Жилин Г.А, осуществляющий перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 20К, обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском о признании недействующим пункта 6 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, на основании которого до 30 июля 2023 года маршрут N 20К подлежал отмене и исключению из Реестра межмуниципальных маршрутов по основанию оптимизации маршрутной сети.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 6 июня 2023 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство (т.1 л.д.172-173).
Административный истец ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл", осуществляющее перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 8-П (сады "Ветеран" - Йошкар-Ола (остановочная площадка "Очистные сооружения")), N16К (Савино - Медведево), N 40-П (сады "Ветеран" - Йошкар-Ола (остановочная площадка "Туруново-3")), обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском о признании недействующими пунктов 1, 5, 8 Перечня межмуниципальных маршрутов, подлежащих отмене, на основании которых до 30 июля 2023 года маршруты NN 8-П, 16К, 40-П подлежали отмене и исключению из Реестра межмуниципальных маршрутов по основанию оптимизации маршрутной сети.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 июля 2023 года указанные административные дела по административным исковым заявлениям индивидуальных предпринимателей Кудрявцева Д.Г, Жилина Г.А. и ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" объединены в одно производство (т.2 л.д.200-201).
Требования административных истцов мотивированы тем, что они осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл по маршрутам N 50К, N 20К, N 8-П, N 16К, N 40-П. Оспариваемым в части постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 предусмотрено исключение указанных маршрутов из Реестра межмуниципальных маршрутов в связи с оптимизацией маршрутной сети.
По мнению административных истцов, имеются основания для признания недействующими пунктов 1, 5, 6, 8, 9 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок, поскольку, в частности, его положения нарушают права и законные интересы административных истцов и не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 июля 2023 года N 335 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552" внесены изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552, которыми приложение к Документу планирования регулярных перевозок изложено в новой редакции. В новой редакции Перечня маршрутов, подлежащих отмене:
- маршрут N20К (пункт 6 в первоначальной редакции) исключен из Перечня маршрутов, подлежащих отмене, в связи с оставлением данного маршрута в Реестре межмуниципальных маршрутов;
- маршрут N 16К, (пункт 5 в первоначальной редакции), включен в Перечень маршрутов, подлежащих отмене, под пунктом 3;
- маршрут N 40- П, (пункт 8 в первоначальной редакции), включен в Перечень маршрутов, подлежащих отмене, под пунктом 4;
- маршрут N 50К (пункт 9 в первоначальной редакции), включен в Перечень маршрутов, подлежащих отмене, под пунктом 5.
С учетом внесенных в Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 изменений административный истец индивидуальный предприниматель Жилин Г.А. заявил отказ от административного иска, поскольку исключен оспариваемый им пункт 6 Перечня маршрутов, подлежащих отмене (т.3 л.д.245-250; т.4 л.д.73-74).
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2023 года производство по делу в части административных исковых требований индивидуального предпринимателя Жилина Г.А. прекращено в связи с отказом административного истца от иска (т.4 л.д.86-88).
С учетом внесенных в Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 изменений административные истцы индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. и ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" изменили заявленные требования, индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5, ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" пункты 1, 3, 4 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок, как не соответствующих части 4 статьи 2, части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 годаN 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом на территории Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (т.3 л.д.238, т.4 л.д.1).
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2023 года административные исковые заявления индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г, ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы" удовлетворены.
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 3, 4 и 5 Перечня межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 14 июля 2023 года N 335 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552").
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С Правительства Республики Марий Эл в пользу индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
С Правительства Республики Марий Эл в пользу ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
В апелляционных жалобах административный ответчик Правительство Республики Марий Эл и заинтересованное лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать административным истцам в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционных жалоб, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Закирова Л.Д, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционных жалоб поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Полевщиков В.А, Смирнова В.Э, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционных жалоб поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. - адвокат Макаров Р.В, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок установлено статьей 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, согласно которой законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные указанными нормативными правовыми актами регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
На основании частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Установление, изменение, отмена межмуниципального маршрута регулярных перевозок регламентируется статьей 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, согласно которой порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений данного Федерального закона: в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1). Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2). Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3).
Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).
В силу части 5 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 данной статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за 180 дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлено, что документ планирования регулярных перевозок это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
При этом, как правило, указанный документ планирования разрабатывается на средне- и долгосрочную перспективы на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного, территориального, социально- экономического планирования, в том числе программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.
На основании части 4 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений данного Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) на территории Республики Марий Эл, а также установления полномочий Правительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в целях создания условий для безопасных и регулярных перевозок урегулированы Законом Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года N 26-З "О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл", согласно статье 4 которого Правительство Республики Марий Эл в сфере организации регулярных перевозок осуществляет, в частности, такие полномочия, как: определяет уполномоченный орган Республики Марий Эл по организации регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, осуществляющий функции, возлагаемые Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл); утверждает порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл; утверждает документ планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года N 64 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее также Министерство) определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл по межмуниципальным маршрутам, возлагаемые федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 марта 2017 года N 101 утвержден Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (далее Порядок подготовки документа планирования), которым предусмотрено, что подготовка документа планирования и изменений в документ планирования осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (пункт 4). Документ планирования утверждается постановлением Правительства Республики Марий Эл (пункт 5).
Документ планирования устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (далее - межмуниципальные маршруты), который включает мероприятия, в том числе по установлению, изменению и отмене межмуниципальных маршрутов (пункт 6).
В случае включения в документ планирования мероприятия по отмене межмуниципального маршрута в документе планирования указывается дата исключения сведений о межмуниципальном маршруте из реестра межмуниципальных маршрутов (пункт 7).
Подготовка документа планирования осуществляется на основании проводимого Министерством на постоянной основе анализа действующей сети межмуниципальных маршрутов, а также предложений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, владельцев (балансодержателей) автомобильных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам, по развитию регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам (далее - предложения к документу планирования) (пункт 8).
Предложения к документу планирования с обоснованием необходимости их включения в документ планирования направляются в Министерство в срок, указанный в информационном сообщении Министерства о начале подготовки документа планирования, которое размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, которая утратила силу в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р.
Данным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее - Транспортная стратегия с прогнозом на период до 2035 года). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Транспортной стратегии с прогнозом на период до 2035 года при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. Одной из целей Транспортной стратегии с прогнозом на период до 2035 года (цель N 3) предусмотрено - обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
Распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее Социальный стандарт транспортного обслуживания населения), которым установлены рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы", утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл на 2023 - 2025 годы.
Приложением к Документу планирования является Перечень межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл с 30 июля 2023 года.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что административные истцы индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. и ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" на основании действующих лицензий и в соответствии со свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданными Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл осуществляли перевозки пассажиров автобусами:
- индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. на основании лицензии N АК-12-000188 от 5 июня 2019 года и в соответствии со свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на срок с 27 августа 2021 года по 5 марта 2027 года, на срок с 6 марта 2017 года по 5 марта 2027 года осуществлял перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 50К (т.1 л.д.8-10);
- ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" на основании лицензии от NАК-12-000381 от 17 ноября 2019 года и в соответствии со свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на срок с 29 марта 2023 года до 29 марта 2033 года осуществлял перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 8-П, N16К и N40-П (т.3 л.д.5, 51-53).
Положениями подпункта 2 пункта 3 Документа планирования регулярных перевозок предусмотрено, что в рамках реализации поставленных целей мероприятиями развития сферы перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл в связи с оптимизацией маршрутной сети является отмена межмуниципальных маршрутов перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл и исключение из Реестра межмуниципальных маршрутов уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл по организации регулярных перевозок сведений о межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по перечню согласно приложению к Документу планирования регулярных перевозок.
В Перечне маршрутов, подлежащих отмене (в оспариваемой редакции), под пунктами 1, 3, 4, 5 указаны маршруты N8-П, N16К, N40-П и N50К как подлежащие отмене до 30 июля 2023 года в связи с оптимизацией маршрутной сети.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 29 января 2004 года N 2-П, от 17 июня 2013 года N 13-П, от 15 февраля 2019 года N 10-П и др.), при этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 25 июня 2015 года N 17-П, от 19 апреля 2018 года N 16-П, от 20 июля 2018 года N 34-П, от 28 февраля 2019 года N 13-П и др.).
Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года N 19-П).
Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти (постановление от 2 июля 2013 года N 17-П).
Таким образом, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, правовой природы документа планирования регулярных перевозок, изменение в документе планирования регулярных перевозок маршрута регулярных перевозок, в том числе и в части отмены маршрутов регулярных перевозок, безусловно, является правом уполномоченного в этой сфере органа власти, однако должно быть предсказуемым, объективно необходимым и при этом не являться произвольным.
Такой подход направлен на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобные перевозки, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти документа планирования регулярных перевозок, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 января 2015 года N 225-О.
Иное означало бы несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности перевозчиков, отсутствие сохранения разумной стабильности правового регулирования в сфере регулярных перевозок пассажирским транспортом, возможности предоставления заинтересованным лицам переходного периода в целях адаптации к вносимым изменениям, что создало бы угрозу нарушения нормального режима хозяйствования субъектов данной сферы деятельности.
Суд первой инстанции указал, что применительно к обстоятельствам настоящего дела вышеприведенные нормы и принципы в толковании, которое придает им Конституционный Суд Российской Федерации исходя из правовой природы Документа планирования регулярных перевозок, Правительством Республики Марий Эл при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были учтены.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что отмена маршрутов N8-П, N16К, N40-П, N50К, по которым административными истцами осуществлялись перевозки пассажиров, произведены административным ответчиком произвольно, без проведения анализа объективной необходимости их отмены.
Анализируя представленную Министерством аналитическую справку состояния маршрутной сети Республики Марий Эл, суд пришел к выводу, что она не содержит сведений о периоде времени, на момент которого она была выполнена, поэтому указанные в ней сведения не могут свидетельствовать об актуальном анализе объективной необходимости изменения маршрутной сети Республики Марий Эл по межмуниципальным маршрутам, в частности, отмены маршрутов N8-П, N16К, N40-П, N50К на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (т.1 л.д.118-121), кроме того, в указанной Аналитической справке не приведено конкретных и объективных причин необходимости отмены указанных маршрутов. В пояснительной записке к проекту постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 данный анализ отсутствует, каких-либо ссылок на аналитическую справку не приведено (т.1 л.д.234-235).
Разрешая заявленные требования по существу применительно к требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ суд указал, что административным ответчиком и заинтересованным лицом Министерством не представлено каких-либо иных доказательств, подтверждающих обоснованность и объективную необходимость, а не произвольность, отмены уполномоченным органом государственной власти межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К, на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Признавая необоснованной ссылку на результаты выполненной по государственному контракту от 25 июня 2021 года научно-исследовательской работы "Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее научно-исследовательская работа "Разработка комплексной транспортной схемы"), как соответствие выводов аналитических исследований текущего состояния маршрутной сети Республики Марий Эл, суд исходил из того, что результаты данного исследования носят рекомендательный характер и его выводы не подтверждают наличия объективных причин необходимости отмены маршрутов N8-П, N16К, N40-П, N50К. Также суд указал, что данный вывод подтверждается включением в Документа планирования регулярных перевозок и последующим исключением из него маршрута регулярных перевозок N 20К, осуществляемого индивидуальным предпринимателем Жилин Г.А, в связи с признанием необоснованности включения в Перечень маршрутов, подлежащих отмене, с учетом большого количества жалоб граждан на отмену маршрута.
Отклоняя как несостоятельные возражения административного ответчика и заинтересованного лица о том, что вопрос о необходимости отмены межмуниципальных маршрутов, включенных в Перечень маршрутов, подлежащих отмене, который является приложением к Документу планирования регулярных перевозок, затрагивает аспект целесообразности принятия нормативного правового акта суд исходил из того, что отмена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок административных истцов произведена произвольно, без проведения анализа объективной необходимости отмены действующих маршрутов, что объективно нарушает права и законные интересы административных истцов и не связано с вопросом целесообразности принятия органом оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем суд пришел к выводу о признании недействующим пунктов 1, 3, 4, 5 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, как не соответствующих части 4 статьи 2, статье 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Определяя момент, с которого следует признать нормативный правовой акт недействующим в части, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся к административным истцам и на основании его были реализованы права административных истцов, приходит к выводу о признании его не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
При обращении в суд с административным иском административный истец индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. оплатил государственную пошлину в размере 300 руб, административный истец ООО "Транспортная Компания Автобусы Марий Эл" оплатил государственную пошлину в размере 4 500 руб, в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу административных истцов судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и 4 500 руб. соответственно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных требований, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Удовлетворяя требования административных истцов, суд проанализировал положения Федерального закона N 220-ФЗ, Транспортной стратегии на период до 2030 года, Социального стандарта транспортного обслуживания населения, Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года N 26-З "О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл", Порядка подготовки документа планирования, дал должную оценку представленным в материалы дела доказательствам, включая аналитическую справку, государственный контракт и научно-исследовательскую работу "Разработка комплексной транспортной схемы", и пришел к верному выводу о том, что применительно к требованиям части 2 статьи 62, частям 8 и 9 статьи 213 КАС РФ административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта обоснованность и объективную необходимость, а не произвольность отмены уполномоченным органом государственной власти межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К, что и явилось основанием для признания пунктов 1, 3, 4, 5 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, недействующими как не соответствующих части 4 статьи 2, статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ.
В апелляционных жалобах указано, что Документ планирования регулярных перевозок был утвержден на основании совокупного анализа результатов научно-исследовательской работы "Разработка комплексной транспортной схемы", предложений граждан, проработки способов реализации предложенных мероприятий по оптимизации существующей маршрутной сети межмуниципальных маршрутов на территории Республики Марий Эл; результаты совокупного анализа нашли свое отражение в аналитической справке, прилагаемой к проекту постановления Правительства Республики Марий Эл об утверждении Документ планирования регулярных перевозок; представление промежуточных результатов анализа не представляется возможным, ввиду того, что решение о проведении таких мероприятий принимались в ходе рабочих совещаний после устного доклада профильного отдела Министерства и обсуждения вопросов. Аналитические справки, представленные Министерством в материалы дела, являются приложением к служебной записке, на которой стоят дата ее составления- 6 октября 2022 года и дата принятия к исполнению - 7 октября 2022 года.
Судебная коллегия не может согласиться с такими доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В пояснительной записке к проекту постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2022 года N 552 (т.1 л.д.234-235) указано, что данным проектом предлагается утвердить Документ планирования регулярных перевозок, согласно которому с учетом результатов научно-исследовательской работы "Разработка комплексной транспортной схемы" провести процедуру оптимизации транспортной сети на территории Республики Марий Эл; подготовка Документа планирования регулярных перевозок осуществлялась на основании проводимого Министерством на постоянной основе анализа действующей сети межмуниципальных маршрутов. При этом в пояснительной записке ссылка на аналитические справки отсутствует.
Представленные в материалы дела выписки из отчета о научно-исследовательской работе "Разработка комплексной транспортной схемы" (т.1 л.д.84-90, 91-106, т.2 л.д.1-6, 7-11, т.3 л.д.106-125, 126-172, 173-174) и пояснительная записка к выписке из отчета о научно-исследовательской работы "Разработка комплексной транспортной схемы", представленная Министерством, (т.3 л.д.181-185, 105) также не содержат обоснование и не подтверждают обоснованность отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К. В указанной пояснительной записке Министерства межмуниципальные маршруты регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К не упоминаются.
Кроме того, как правильно указал суд, результаты данной научно-исследовательской работы "Разработка комплексной транспортной схемы", хотя и выполнены в рамках государственного контракта от 25 июня 2021 года, однако носят рекомендательный характер, а выводы не подтверждают наличия объективных причин необходимости отмены маршрутов NN 50К, 8-П, 16К, 40-П.
В служебной записке начальника отдела транспортного комплектования от 6 октября 2022 года, адресованной Министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, представленной в суд Министерством, содержится просьба дать поручение юридическому отделу разработать Документ планирования регулярных перевозок и предусмотреть мероприятия об отмене и исключению из Реестра межмуниципальных маршрутов ряда маршрутов, в том числе межмуниципальных маршрутов N8-П, N16К, N40-П, N50К. В данной служебной записке указано, что к ней прилагаются аналитические материалы на 14 листах, которые не поименованы (т.3 л.д.194-195).
Министерство представило в материалы дела аналитическую справку состояния маршрутной сети Республики Марий Эл (т.3 л.д.196-199), аналитическую справку состояния маршрутной сети межмуниципальных маршрутов, проходящих по территории городского округа "Город Йошкар-Ола" (т.3 л.д.200-202), аналитическую справку состояния маршрутной сети с учетом Социального стандарта транспортного обслуживания населения (т.3 л.д.203-209). Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что указанные справки не содержат дату, на которые они выполнены, что не может свидетельствовать об актуальном анализе объективной необходимости изменения маршрутной сети Республики Марий Эл по межмуниципальным маршрутам, в частности, отмены маршрутов NN 50К, 8-П, 16К, 40-П, на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В аналитической справке состояния маршрутной сети Республики Марий Эл и в аналитической справке состояния маршрутной сети межмуниципальных маршрутов, проходящих по территории городского округа "Город Йошкар-Ола", содержится ничем не подтвержденная справочная информация по существующей транспортной сети города Йошкар-Ола с указанием на задублированность существующих межмуниципальных маршрутов, необходимость формирования новой маршрутной сети, приоритетность троллейбусных маршрутов, без указания на основании анализа каких данных сделаны выводы о необходимости разработки и принятия Документа планирования регулярных перевозок, предусматривающего существенную корректировку маршрутной сети, в том числе вплоть до отмены некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе маршруты N8-П, N16К, N40-П, N50К и установления новых, а также учитывались ли при этом уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, предусмотренные Социальным стандартом транспортного обслуживания населения.
Аналитическая справка состояния маршрутной сети с учетом Социального стандарта транспортного обслуживания населения не содержит указание на необходимость изменения или отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Представленные Министерством формы учета пассажиров маршрута N 18 от 8 июня 2021 года и маршрута N 20 от 20 августа 2021 года (т.3 л.д.175-180) также не подтверждают обоснованность отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К.
Представленные Министерством справки государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Управление транспортом" по результатам мониторинга осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок N8-П от 3 июля 2023 года, N16К от 6 июля 2023 года, N40-П от 3 июля 2023 года (т.3 л.д.210-214) также не подтверждает обоснованность отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих на дату принятия Документа планирования регулярных перевозок, а также на дату внесения в него изменений Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 июля 2023 года N 335, обоснованность и объективную необходимость, а не произвольность отмены межмуниципальных маршрутов N8-П, N16К, N40-П, N50К, в деле не имеется.
Ссылки в апелляционных желобах на то, что Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, Порядок подготовки документа планирования или иные нормативные правовые акты не устанавливают требований к оформлению и содержанию аналитических материалов, в соответствии с которыми разрабатывается Документ планирования регулярных перевозок, подлежат отклонению, поскольку не опровергают того обстоятельства, что какое-либо обоснование отмены маршрутов регулярных перевозок N8-П, N16К, N40-П, N50К в аналитических справках отсутствует. Доводы о том, что сотрудники Министерства, в должностные обязанности которых входят полномочия по организации транспортного обслуживания населения, провели анализ действующей сети межмуниципальных маршрутов и оформили его результаты в виде аналитической справки, которая подтверждает необходимость ее оптимизации, об обратном не свидетельствуют.
Подлежат отклонению как необоснованные и не подтвержденные материалами дела доводы апелляционных жалоб о том, что что принятие оспариваемого нормативного правового акта не носило произвольного характера, а было обусловлено подтвержденной необходимостью развития и оптимизации транспортной сети, что обжалуемое судебное решение ущемляет права неопределенного круга лиц на получение надлежащей услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом и на доступность транспортной сети в интересах жителей города и иных граждан, пользующихся данными услугами.
Доводы апелляционных жалоб о том, что перевозчики, включая административных истцов, имели право отправить в Министерство свои предложения по проекту Документа планирования регулярных перевозок, однако свои предложения и возражения не представили, не могут быть признаны состоятельными, поскольку выбор способа защиты нарушенных прав является прерогативой самого административного истца.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд в решении ссылался на Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, которая утратила силу в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р, судебная коллегия отклоняет, поскольку данным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Транспортной стратегии с прогнозом на период до 2035 года при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. Одной из целей Транспортной стратегии с прогнозом на период до 2035 года (цель N 3), также как и целью N 3 Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, предусмотрено - обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
Распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которым установлены рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.
Данный Социальный стандарт транспортного обслуживания не отменен, действует в настоящее время в редакции от 18 октября 2023 года.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Транспортная стратегия и Социальный стандарт транспортного обслуживания носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, которым должен соответствовать Документ планирования регулярных перевозок, не влекут отмену решения суда, поскольку при рассмотрении настоящего дела установлено несоответствие Документ планирования регулярных перевозок в оспариваемой части иным нормативным правовым актам большей юридической силы, нормам и принципам, которые исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации при его принятии не могут быть не учтены.
Также судебная коллегия отмечает, что приказом Министерства от 30 декабря 2020 года N 292 "О некоторых вопросах в сфере организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", вступившим в силу с 1 января 2021 года, установлено, что в целях организации и повышения качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, следует применять уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные Социальным стандартом транспортного обслуживания; учитывать уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, при разработке Документа планирования регулярных перевозок, в том числе, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб со ссылкой на подпункт "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что суд вышел за пределы своих полномочий и рассмотрел вопрос целесообразности принятия Документа планирования регулярных перевозок, а не вопрос его соответствия нормативным правовым актам высшей юридической силы. Вопреки указанным доводам в данном случае судом проверялась не целесообразность принятия оспариваемого нормативного правового акта, что является исключительной компетенцией Правительства Республики Марий Эл, а обоснованности исключения спорных маршрутов из Реестра межмуниципальных маршрутов, а также наличие объективной и документально подтвержденной необходимости отмены межмуниципальных маршрутов N8-П, N16К, N40-П, N50К, в результате чего установлена произвольность такой отмены, которая не соотносится с приведенными выше нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и правовой природой Документа планирования регулярных перевозок.
Иные доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком и заинтересованным лицом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Марий Эл, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.