Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-784/2024 по административному исковому заявлению ООО "Оружейная Слобода" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
УСТАНОВИЛ:
ООО "Оружейная Слобода" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило по состоянию на 01.01.2021 год установить кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении нежилого помещения общей площадью 5195, 2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004011:5455, расположенное по адресу: г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тверский, пер. Оружейный д. 15А, пом. 1/1; установить кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении квартиры общей площадью 164, 5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004011:3134, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Оружейный д. 15А, кв. 21 этаж 6.
В обоснование требований истец указал на то, что является собственником указанных объектов недвижимости, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушают права истца, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов.
Представители административных истцов ООО "Оружейная Слобода" действующие по доверенности Соловьев В.В, Хрущева А.В. в судебное заседание явились, требования поддержали.
Представитель ДГИ г. Москвы Жердов В. просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав в открытом судебном заседании материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое помещение общей площадью 5195, 2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004011:5455, расположенное по адресу: г.Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тверский, пер. Оружейный д. 15А, пом. 1/1; квартира общей площадью 164, 5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004011:3134, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Оружейный д. 15А, кв. 21 этаж 6.
В отношении указанного недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2021 года установлена кадастровая стоимость.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 29 августа 2023 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, предоставив в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой объектов недвижимости отчет, составленный ООО "Центральное бюро оценки".
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертному учреждению ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению ГБУ "БТИ Московской области" отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01.01.2021 год рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004011:5455 составляет 1 018 454 000 рублей; квартиры с кадастровым номером 77:01:0004011:3134 - составляет 58 720 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного недвижимого имущества, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Центральное бюро оценки" и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки "Отчет об оценке" (VI) экспертом составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов, в частности, их площадь, месторасположение; количественные и качественные характеристики элементов, входящих в состав объектов оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объектов оценки; характеристика здания, в котором расположены объекты оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость.
Экспертом определен сегмент рынка к которому относятся объекты оценки, - офисно-торговые объекты свободного и смешанного назначения и жилой фонд бизнес класса, произведен обзор рынка офисной торговой недвижимости и жилого фонда, произведен анализ данных о сделках и предложениях о продаже относящихся к данным сегментам рынка. Подробно описан процесс оценки объектов недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного и доходного подходов и обоснован отказ от применения затратного подходов.
Доводы представителей административного истца о несоответствии рыночной стоимости объектов оценки рыночной стоимости по причине того, что экспертиза проведена без учета фактического состояния объекта оценки, в частности квартиры N21, находящейся в стадии ремонта и используемой под склад, судом отклоняются поскольку в соответствии с разделом VI Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 в основе оценки недвижимости лежит анализ ее наиболее эффективного использования, который может не совпадать с фактическим использованием объекта оценки. В связи с изложенным ненадлежащее содержание дорогостоящего жилого объекта бизнес класса и его использование под склад не является основанием для отнесения объекта к сегменту складской недвижимости. Суд отмечает, что при проведении оценки экспертом применена корректировка на наличие в квартире мебели (-3, 85%) и состояние отделки (-25, 49%), таким образом фактическое состояние квартиры экспертом учтено при определении ее рыночной стоимости.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что рыночная стоимость объектов оценки определенная ГБУ "БТИ Московской области" наиболее достоверно отображает действительную рыночную стоимость, в связи с чем полагает, что по состоянию на 1 января 2021 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004011:5455 рыночная стоимость должна быть установлена в размере 1 018 454 000 рублей; в отношении квартиры с кадастровым номером 77:01:0004011:3134 - в размере 58 720 000 рублей.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд -29 августа 2023 года.
Разрешая вопрос о судебных расходах по делу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 N 20-П в системе действующего правового регулирования судебное оспаривание лицом результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости путем предъявления требования о ее установлении в размере, равном рыночной стоимости данного объекта, связано для него прежде всего с необходимостью установления экономически обоснованной налоговой базы по соответствующему налогу, а возникающие в связи с этим расходы, как правило, определяются соблюдением императивных требований процессуального законодательства, устанавливающих порядок рассмотрения дел данной категории, а также инициативной деятельностью суда, т.е. не обусловлены процессуальным поведением самого этого лица.
П ри решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков. Соответственно, достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения, укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.
Таким образом, при распределении судебных расходов правовое значение имеет установление того обстоятельства, является ли расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки столь значительным, что бесспорно указывает на ошибки, допущенные при проведении кадастровой оценки стоимости имущества.
В данном случае ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость двух объектов превышает рыночную максимально на 17 %, то есть находится в пределах допустимой математической погрешности, то есть признак многократного превышения кадастровой стоимости над рыночной отсутствует, что не позволяет прийти к выводу об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца.
Таким образом, необходимость разрешения вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не вызвана незаконностью действий лиц, участвующих в деле и нарушением ответчиком прав истца, а связана с намерением истца, действовавшего в своем интересе и по своему усмотрению, осуществить оценку принадлежащего ему имущества путем определения его рыночной стоимости и установлении её в качестве кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, ООО "Оружейная Слобода" в пользу ДГИ г. Москвы подлежат взысканию расходы по оплате экспертизы в сумме 183 198 рублей 72 копейки рублей
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Оружейная Слобода" удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 год кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении нежилого помещения общей площадью 5195, 2 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004011:5455, расположенного по адресу: г. Москва, вн.тер. г. муниципальный округ Тверской переулок Оружейный дом 15А, помещение 1/1 в размере 1 018 454 000 руб.
Установить по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 год кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении квартиры площадью 164, 5 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004011:3134, расположенного по адресу: г. Москва, Тверской переулок Оружейный дом 15А, кв.21 в размере 58 720 000 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 29 августа 2023 года.
Взыскать с ООО "Оружейная Слобода" в пользу ДГИ г. Москвы расходы за проведение экспертизы в сумме 183 198 рублей 72 копейки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.