Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-374/2024 по административному исковому заявлению ООО "ФОРЕС" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФОРЕС" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило по состоянию на 01.01.2021 год установить кадастровую стоимость в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003020:1109 в размере рыночной 522 642 754 рублей.
В обоснование требований истец указал на то, что является собственником нежилого здания, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данного объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права истца, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта.
В подтверждение своих требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, в открытом судебном заседании исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца по доверенности Рублеву А.Б, не согласившуюся с выводами экспертов ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России и просившую о назначении дополнительной экспертизы, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО "ФОРЕС" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003020:1109 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 31, площадью 10113, 6 кв.м.
В отношении указанного недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2021 года установлена кадастровая стоимость в размере 742 320 136, 66 рублей.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 26 декабря 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, предоставив в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой объекта недвижимости отчет, составленный ООО КГ "ПраймАудит", оценщиком Жирновым Е.В.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертному учреждению ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России
Согласно заключению ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01.01.2021 год рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003020:1109 определена в размере 703 804 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного недвижимого имущества, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО КГ "ПраймАудит" и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки "Отчет об оценке" (VI), экспертом составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта, в частности, его площадь, месторасположение; количественные и качественные характеристики элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки.
Экспертом определен сегмент рынка к которому относится объект оценки, - офисное здание класса В, установлены особенности месторасположения -расположение в САО, между ТТК и ЧТК, район Коптево, на удалении от метро 22 минуты пешком, произведен обзор рынка офисной недвижимости, произведен анализ данных о сделках и предложениях о продаже относящихся к данному сегменту рынка. Подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного и доходного подходов и обоснован отказ от применения затратного подхода.
Доводы представителя истца о том, что используемые экспертом в качестве аналогов объекты не сопоставимы с объектом оценки и значительно удалены во временном интервале от даты оценки, судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно п. 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611 (далее - ФСО N 7) при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.
Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке;
г) для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за единицу площади или единицу объема;
д) в зависимости от имеющейся на рынке исходной информации в процессе оценки недвижимости могут использоваться качественные методы оценки (относительный сравнительный анализ, метод экспертных оценок и другие методы), количественные методы оценки (метод регрессионного анализа, метод количественных корректировок и другие методы), а также их сочетания;
е) для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения: передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); вид использования и (или) зонирование; местоположение объекта; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные 10 характеристики); наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость;
ж) помимо стоимости, сравнительный подход может использоваться для определения других расчетных показателей, например арендных ставок, износа и устареваний, ставок капитализации и дисконтирования. При применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
В силу пункта 25 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7) выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
В соответствии с вышеприведенными нормами стандарта оценки, эксперт подобрал и использовал для сравнения объекты-аналоги со сравнимыми ценообразующими факторами (аналогичный сегмент рынка, площадь, местоположение). Примеры аналогов с иной рыночной стоимостью об ошибках в подборе аналогов и несоответствии полученной экспертом стоимости рыночной не свидетельствуют, поскольку как видно из предоставленной административным истцом выборки объектов-аналогов по адресу: г.Москва, ул. Волкова 31, чем меньше площадь объекта, сдаваемого в аренду тем выше арендная ставка, эксперт при определении рыночной стоимости в рамках доходного подхода, пришел к выводу, что наиболее эффективным будет сдача в аренду блоками, в связи с чем, в качестве аналогов принял объекты, меньшей площадью, сдаваемые в аренду, при этом арендная ставка объекта-аналога N3, расположенного по указанному выше адресу сопоставима с арендными ставками, объектов, имеющих сопоставимую площадь и не является максимальной. Что касается объекта-аналога N2 то экспертом использованы доступные данные о данном объекте, указанные в объявлении, при этом указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено спорное нежилое здание, приведена фотография здания, соответственно, используемая экспертом информация является проверяемой. Экспертом подобраны объявления наиболее близкие к дате оценки, а при отдалении даты указанной в объявлении от даты оценки, экспертом применена соответствующая корректировка.
Доводы специалиста Сорокиной В.А. о необходимости учитывать в расчете рыночной стоимости данные о свободных арендопригодных площадях объекта оценки и как следствие о применении в расчетах максимального значения недозагрузки для исследуемого типа недвижимости, судом отклоняются, поскольку необходимость исследования экспертом действующих в отношении спорного объекта недвижимости договоров аренды в целях определения рыночной стоимости не основано на положениях подпункта "г" пункта 22 Приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", согласно которому для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за единицу площади или единицу объема. Суд отмечает, что в предоставленном истцом отчете, выполненном ООО ГК "ПраймАудит", также не проводился анализ на наличие действительных свободных арендопригодных площадей при расчете рыночной стоимости на дату оценки, вместе с тем, отчет выполненной ООО ГК "ПраймАудит" принят истцом без замечаний относительно его корректности и достоверности.
Таким образом, доводы, приведенные административным истцом фактически выражают несогласие с выбранным экспертом методом расчета по причине того, что существует иной метод позволяющий получить иной результат рыночной стоимости с достоверностью об ошибках при проведении экспертизы свидетельствовать не могут, поскольку при определении конкретной величины рыночной стоимости различными субъектами оценочной деятельности допустимы расхождения в стоимости объекта недвижимости, связанные с профессиональным усмотрением эксперта и объемом использованной им информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, являющихся, по мнению субъекта оценочной деятельности, ценообразующими для оцениваемого объекта.
В названной ситуации, суд не находит оснований для проведения по делу дополнительной судебной оценочной экспертизы и проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2021 год должна быть определена на основании экспертного заключения ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 26 декабря 2022 года.
Разрешая вопрос о судебных расходах по делу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 N 20-П в системе действующего правового регулирования судебное оспаривание лицом результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости путем предъявления требования о ее установлении в размере, равном рыночной стоимости данного объекта, связано для него прежде всего с необходимостью установления экономически обоснованной налоговой базы по соответствующему налогу, а возникающие в связи с этим расходы, как правило, определяются соблюдением императивных требований процессуального законодательства, устанавливающих порядок рассмотрения дел данной категории, а также инициативной деятельностью суда, т.е. не обусловлены процессуальным поведением самого этого лица.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков. Соответственно, достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения, укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.
Таким образом, при распределении судебных расходов, правовое значение имеет установление того обстоятельства, является ли расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки столь значительным, что бесспорно указывает на ошибки, допущенные при проведении кадастровой оценки стоимости имущества.
В данном случае ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость объекта превышает рыночную на 5 %, то есть признак многократного превышения кадастровой стоимости над рыночной отсутствует, что не позволяет прийти к выводу об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца.
Таким образом, необходимость разрешения вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не вызвана незаконностью действий лиц, участвующих в деле и нарушением ответчиком прав истца, а связана с намерением истца, действовавшего в своем интересе и по своему усмотрению, осуществить оценку принадлежащего ему имущества путем определения его рыночной стоимости и установлении её в качестве кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, с административного истца в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России подлежат взысканию расходы в сумме 297 175 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "ФОРЕС" удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года до 31 декабря 2023 года кадастровую стоимость в отношении нежилого помещения общей площадью 10113, 6 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003020:1109, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова д. 31 в размере рыночной стоимости 703 804 000 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 26 декабря 2022 года.
Взыскать с ООО "ФОРЕС" в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России юридический и фактический адрес: 109028, г. Москва, Хохловский пер, д. 13, стр. 2, ИНН 7704055136, КПП 770901001, к\сч 40102810545370000003, р\с 03214643000000017300, л/сч 20736Ц37040, БИК 004525988, Банк ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва, КБК 00000000000000000130, ОКТМО 45375000, ОКПО 02844624, ОКОГУ 1318000, ОКФС 12, ОКОПФ 20903, ОКВЭД 71.20, ОГРН 1027700335849 расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 297 175 руб. 00 коп.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.