Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3255/2023 (УИД 17RS0017-01-2023-000580-55) по иску Донгак Надежды Михайловны к прокуратуре Республики Тыва о взыскании компенсации за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав представителя ответчика прокуратуры Республики Тыва по доверенности прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Донгак Н.М. обратилась в суд с иском к прокуратуре Республики Тыва о взыскании компенсации за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Донгак Н.М. ссылалась на то, что в период с 1 сентября 2004 г. по 31 января 2022 г. проходила службу в органах прокуратуры Республики Тыва на различных должностях: с 31 августа 2004 г. по 3 июля 2005 г. в должности следователя прокуратуры Сут-Хольского района, с 25 июля 2006 г. по 12 февраля 2009 г. заместителем прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва, с 13 февраля 2009 г. по 10 сентября 2018 г. прокурором Овюрского района, 11 сентября 2018 г. по 31 января 2022 г. прокурором Улуг-Хемского района.
Ссылаясь на приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к "О предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в органах прокуратуры Российской Федерации", утративший силу в связи с изданием приказа Генерального прокурора Российской Федерации N 95 от 2 марта 2015 г, а также иные ведомственные нормативные правовые акты, подтверждающие установление ненормированного рабочего дня для прокурорам районов и их заместителям, на положения статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что в этом случае предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее трёх календарных дней, Донгак М.Н. указала, что за период времени службы в органах прокуратуры на должностях следователя, заместителя прокурора района и прокурора района в период с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г.; с 25 июля 2006 г. по 2 марта 2015 г. дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий ей не предоставлялся. В сумме указанный период составляет 9 лет 5 месяцев (10 месяцев службы в должности следователя, 8 лет 7 месяцев службы на последующих должностях). Приказом прокурора Республики Тыва N-к от 31 января 2022 г. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 23 календарных дней за период службы с 1 сентября 2021 г. по 31 января 2022 г. в размере 180 897 рублей 11 копеек (за вычетом подоходного налога), при этом начислено 207 927 рублей 70 копеек.
Донгак Н.М. (с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) считает, что продолжительность не предоставленного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий составляет 28 дней, в связи с чем сумма компенсации за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день за 28 дней составляет 263 782 рубля.
С учётом того, что при увольнении не была выплачена компенсация за непредоставление дней дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, Донгак Н.М. считает, что имеет право на взыскание процентов (денежной компенсации), предусмотренной статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, в размере 5 842 771 рубль 30 копеек.
Нарушением трудовых прав Донгак Н.М. причинён моральный вред, который она оценивает в размере 1 000 рублей.
На основании изложенного, Донгак Н.М. просила суд взыскать с прокуратуры Республики Тыва в свою пользу компенсацию за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день в размере 263 782 рубля, компенсацию за невыплату в день увольнения компенсации за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день в размере 5 842 771 рубль 30 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 апреля 2023 г. исковые требования Донгак Н.М. удовлетворены частично. С прокуратуры Республики Тыва в пользу Донгак Н.М. взыскано в счёт компенсации за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день 263 782 рубля, в счёт компенсации морального вреда 1 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2023 г, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 апреля 2023 г. изменено. Абзац второй резолютивной части решения изложен в новой редакции, в соответствии с которой с прокуратуры Республики Тыва в пользу Донгак Н.М. взыскано 195 964 рубля 72 копейки в счёт компенсации за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, 57 966 рублей 36 копеек в счёт компенсации за задержку выплаты, 1 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.
Внесены исправления в мотивировочную часть решения. Указаны периоды работы Донгак Н.М. в органах прокуратуры Республики Тыва: с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г. в должности следователя прокуратуры Сут-Хольского района; с 4 июля 2005 г. по 24 июля 2006 г. в должности старшего помощника прокурора Сут-Хольского района; с 17 февраля 2009 г. по 10 сентября 2018 г. в должности прокурора Овюрского района.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокуратура Республики Тыва просит отменить решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2023 г, указывая на отсутствие договора между прокуратурой республики и истцом, в котором содержались бы положения о ненормированном рабочем дне и вытекающими из этого правами и обязанностями сторон.
По мнению прокуратуры Республика Тыва, суды надлежащим образом не исследовали табели рабочего времени, как единственно подтверждающий факт службы в органах прокуратуры Донгак Н.М. в условиях ненормированного рабочего дня в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва и приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
Само по себе, привлечение к работе в выходные дни (которое компенсируется днями отдыха либо оплатой по заявлению работника), и работа за пределами установленного рабочего времени по трудовому договору с 9.00- 13.00 ч.ч. и 14.00 - 18.00 ч.ч. (которое зависит от инициативы самого работника) не является автоматически признанием трудового договора с ненормированным рабочим днём.
Судами не дана надлежащая оценка такому понятию как "Особые условия несения службы прокурорскими работниками", которые компенсируются предоставлением времени отдыха, установлением доплат к заработной плате. В этой связи, ущемление прав истца при расчёте оплаты труда и иных социальных гарантий прокуратурой республики за все периоды службы истца не имелось.
От Донгак Н.М. поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Донгак Н.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещалась посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция Донгак Н.М. получена, о причинах неявки в судебное заседание истец не сообщила.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения представителя ответчика, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Донгак Н.М. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Донгак Н.М. с 1 сентября 2004 г. по 31 января 2022 г. работала в органах прокуратуры Республики Тыва на различных должностях: с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г. в должности следователя прокуратуры Сут-Хольского района; с 4 июля 2005 г. по 24 июля 2006 г. в должности старшего помощника прокурора Сут-Хольского района; с 25 июля 2006 г. по 16 февраля 2009 г. в должности заместителя прокурора Сут-Хольского района; с 17 февраля 2009 г. по 10 сентября 2018 г. в должности прокурора Овюрского района; с 11 сентября 2018 г. по 31 января 2022 г. прокурором Улуг-Хемского района.
1 сентября 2004 г. с Донгак Н.М. при назначении на должность следователя прокуратуры Сут-Хольского района заключён трудовой договор, в соответствии с которым ей установлена нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю, с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). Время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания определяется Правилами внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней и дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней на основании статьи 321 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска работнику за выслугу лег предоставляется в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, дополнительный оплачиваемый отпуск. Иные виды дополнительных отпусков, в частности за ненормированный рабочий день, трудовым договором не предусматривались (пункт 5 трудового договора).
Трудовой договор от 25 июля 2006 г, в соответствии с которым Донгак Н.М. принята на службы в органы прокуратуры Республики Тыва на должность заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна содержал аналогичные условия относительно режима рабочего времени и продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с трудовым договором от 17 февраля 2009 г, в соответствии с которым истец принята на федеральную государственную службу в прокуратуру Республики Тыва на государственную должность прокурора Овюрского района на прокурорского работника распространяется установленная Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю, с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). Время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания определяется Правилами внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва. Прокурорскому работнику распоряжением представителя работодателя может устанавливаться ненормированный рабочий день. Прокурорскому работнику (прокурору, следователю, научному и педагогическому работнику) предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учёта времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, а прокурору, работающему в местностях с тяжёлыми и неблагоприятными климатическими условиями, - по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска за стаж службы в качестве прокурора, следователя, научного и педагогического работника ему предоставляется дополнительный отпуск в размере, установленном законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Соглашением к трудовому договору часть 1 раздела 5 "Режим рабочего времени и время отдыха" дополнена абзацем следующего содержания: "Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя".
В трудовом договоре N от 27 февраля 2015 г, в соответствии с которым Донгак Н.М. принята на федеральную государственную службу в прокуратуру Республики Тыва на государственную должность прокурора Овюрского района Республики Тыва, также предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю, с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), возможность установления работнику распоряжением представителя работодателя ненормированного рабочего дня, продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска 30 календарных дней, без учёта времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, а прокурору, работающему в местностях с тяжёлыми и неблагоприятными климатическими условиями, - по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней.
31 января 2022 г. Донгак Н.М. уволена из органов прокуратуры в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
Согласно приказу прокуратуры Республики Тыва от 31 января 2022 г. N-к "Об освобождении, увольнении и выплате выходного пособия", Донгак Н.М. выплачена денежная компенсация в количестве 23 календарных дней неиспользованного отпуска из расчёта 47 календарных дней за период службы с 1 сентября 2021 г. по 31 января 2022 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные Донгак Н.М. требования к прокуратуре Республике Тыва о взыскании компенсации за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, применяя к спорным отношениям положения статей 101, 116, 119, 127 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 40, части 1 статьи 41 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 45, части 6.1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к "О предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в органах прокуратуры Российской Федерации", Правил внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва, утверждённых приказами прокурора Республики Тыва от 22 декабря 2005 г. N 968-к, от 25 октября 2006 г. N 876-к, от 1 июня 2011 г. N 350-к, от 3 октября 2013 г. N 781-к, от 5 марта 2015 г. N 144-к, пришёл к выводу о том, что поскольку в период с 25 июля 2006 г. по 2 марта 2015 г. Донгак М.Н. занимала должности, которые входят в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём, то истец имеет право на дополнительный отпуск установленной продолжительности, независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня, фиксация часов в табеле учёта рабочего времени не требуется.
В связи с тем, что ответчик не представил доказательств предоставления истцу дополнительных дней отпуска за период её службы в органах прокуратуры Республики Тыва, суд первой инстанции счёл возможным взыскать с прокуратуры Республики Тыва в пользу Донгак М.Н. денежную компенсацию за все неиспользованные дни дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в размере 263 782 рубля.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Донгак М.Н. в о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку указанных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что спорная истцом сумма находилась в споре, в связи с чем не имеется оснований для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в заявленном истцом размере 1 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за дни ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, указав на то, что ведомственными правовыми актами было предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие табелей учёта рабочего времени в период исполнения служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также неполучение дней отдыха или денежных выплат, не может свидетельствовать о том, что такая работа истцом не проводилась и истец может быть лишена права на предоставление дополнительных дней отпуска или же получение компенсации за них в случае непредставления таких табелей.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с определённым судом первой инстанции размером компенсации за неиспользованные дни отпуска, указав на неверность произведённого судом расчёта.
Руководствуясь Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что при расчёте средней заработной платы не подлежат учёту денежные средства, выплаченные в счёт отпускных, больничных, материальная помощь, а также суммы, выплаченные в счёт пенсионной надбавки, в связи с чем, произведя новый расчёт, пришёл к выводу, что размер компенсации за неиспользованные дни отпуска (с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г, с 25 июля 2006 г. по 2 марта 2015 г.) составит 195 964 рубля 72 копейки.
Также суд апелляционной инстанции признал неправильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца процентов (денежной компенсации) за задержку спорных выплат.
Сославшись на положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 г. N 16-П, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты компенсации за дни неиспользованного дополнительного отпуска за период с 1 февраля 2022 г. (со следующего дня с момента увольнения истца) по 20 апреля 2023 г. в размере 57 966 рублей 36 копеек.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы прокуратуры Республики Тыва и материалам дела не имеется, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В силу статьи 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учётом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 41.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" работники органов и учреждений прокуратуры имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Прокурорам, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учёта времени следования к месту отдыха и обратно (абзац 1 пункта 1 статьи 41.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Прокурорам, работающим в местностях с тяжёлыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней (абзац 2 пункта 1 статьи 41.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Работникам, увольняемым из органов прокуратуры в связи с ликвидацией органа или организации прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), болезнью, выходом в отставку, на пенсию, по их желанию предоставляется очередной ежегодный оплачиваемый отпуск. За неиспользованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация пропорционально проработанному времени (пункт 5 статьи 41.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В силу части первой статьи 101 Трудового кодекса Российской Федерации, ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников.
Согласно статье 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днём, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьёй 119 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трёх календарных дней.
В соответствии с частью первой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в федеральных государственных учреждениях, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам федеральных государственных учреждений, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (пункт 1).
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом учреждения. В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддаётся точному учёту, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределённой продолжительности (пункт 2).
Продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днём, не может быть менее 3 календарных дней.
Работодатель ведёт учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня (пункт 3).
Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (пункт 4).
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к "О предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в органах прокуратуры Российской Федерации" в соответствии со статьёй 119 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884, в целях организации работы по предоставлению ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и упорядочения учёта рабочего времени, отработанного отдельными работниками органов прокуратуры Российской Федерации в условиях ненормированного рабочего дня прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур должны были утвердить перечни должностей работников, имеющих право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня, в соответствии с прилагаемым списком:
начальники управлений и отделов по расследованию уголовных дел, заместители начальников отделов и управлений по расследованию уголовных дел, следователи по особо важным делам, старшие следователи, следователи, помощники следователей, начальники отделов криминалистики, заместители начальников криминалистики, старшие прокуроры криминалисты и прокуроры-криминалисты в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним и специализированных прокуратур;
прокуроры городов и районов, их заместители, начальники отделов по расследованию уголовных дел, следователи по особо важным делам, старшие следователи, следователи, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты, специалисты 1 категории (помощники следователей);
а также внести соответствующие изменения в Правила внутреннего трудового распорядка прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним и специализированных прокуратур, указав в них, что максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не должна превышать 14 календарных дней, минимальная - не менее 3 календарных дней.
Согласно абзацу шестому пункта 1 указанного приказа генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к учёт времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня приказано фиксировать в отдельном табеле. Контроль за учётом рабочего времени возложен на руководителей подразделений.
При определении продолжительности дополнительного отпуска учитывать суммарное время, отражённое в табелях учёта рабочего времени (абзац седьмой пункта 1 приказа генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к).
Дополнительный оплачиваемый отпуск суммировать с ежегодным оплачиваемым отпуском. В случае переноса либо неиспользования дополнительного оплачиваемого отпуска, а также увольнения право на указанный отпуск реализовать в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков (абзац восьмой пункта 1 приказа генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к).
Приказом прокурора Республики Тыва от 22 декабря 2005 г. N 967-к, вступившим в силу с 1 января 2006 г, в исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22 марта 2004 г. N 210-к внесены изменения в Правила внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва, путём дополнения пунктом 5.6 следующего содержания: предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня, максимальная продолжительность которого не должна превышать 14 календарных дней, минимальная - не менее 3 календарных дней следующим категориям работников, перечень должностей которых утверждён приказом генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-в: а) начальнику следственного управления, начальнику отдела по расследованию особо важных уголовных дел, следователям по особо важным делам, прокурору-криминалисту аппарата прокуратуры Республики Тыва; б) прокурорам кожуунов и г. Кызыла, их заместителям, старшим следователям и следователям прокуратур кожуунов и г. Кызыла.
В соответствии с пунктом 2 приказа прокурора Республики Тыва от 22 декабря 2005 г. N 967-к контроль за учётом рабочего времени возложен на руководителей подразделений аппарата прокуратуры республики, на прокуроров г. Кызыла и кожуунов Республики Тыва. Учёт времени, фактически отработанного прокурорским работником в условиях ненормированного рабочего дня сверх установленного законодательством о труде Российской Федерации, фиксировать в отдельном табеле (приложение N 1), и через кадровое подразделение направлять в отдел планирования, труда, финансирования, бухгалтерского учёта и отчётности прокуратуры области к 05 числу каждого месяца. Отдельный табель заполняется и подписывается руководителем подразделения, прокурором г. Кызыла и кожуунов Республики Тыва. В табелях отражается суммарное время в часах.
Абзацем вторым пункта 3 указанного приказа установлено, что при определении продолжительности дополнительного отпуска учитывается суммарное время в часах, отражённое в отдельном табеле исходя из того, что для предоставления 14 дней отпуска необходимо не менее 120 часов в год.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва, утверждённых приказом прокурора Республики Тыва от 22 декабря 2005 г. N 968-к, режим рабочего времени для работников прокуратуры Республики Тыва предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Согласно пункту 5.4 указанных Правил внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва, в случае необходимости работники могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством о труде.
В соответствии с 5.6 Правил, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня, максимальная продолжительность которого не должна превышать 14 календарных дней, минимальная - не менее 3 календарных дней следующим категориям прокурорских работников, перечень должностей которых утверждён приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к:
а) начальнику следственного управления, начальнику отдела по расследованию особо важных уголовных дел, следователям по особо важным делам, прокурору - криминалисту аппарата прокуратуры Республики Тыва;
б) прокурорам кожуунов и г. Кызыла, их заместителям, старшим следователям, и следователям прокуратур кожуунов и г. Кызыла.
Аналогичные положения закреплены в Правилах внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва, утверждённых приказами прокурора Республики Тыва от 2 марта 2006 г. N 152-к, от 25 октября 2006 г. N 876-к.
В Правилах внутреннего трудового распорядка прокуратуры Республики Тыва, утверждённых приказом прокурора Республики Тыва от 11 февраля 2008 г. N 84-к, предусмотрено, что режим рабочего времени для работников прокуратуры республики предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботы и воскресенье. Продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю с началом работы в 9 часов и её окончанием в 18 часов, с перерывом на обед с 13 часов до 14 часов (пункт 5.2). Работодатель осуществляет учёт времени, фактически отработанного каждым работником (пункт 5.5). В случае необходимости работники могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о труде. Работники прокуратуры привлекаются к дежурству в прокуратуре республики. Перечень прокурорских работников, привлекаемых без освобождения от исполнения своих служебных обязанностей, утверждён приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 197 "Об утверждении Типового положения об организации дежурства в прокуратурах субъектов Российской Федерации: а) начальники отделов прокуратуры республики; б) старшие помощники и помощник прокурора республики; в) старшие прокуроры и прокуроры отделов прокуратуры республики; г) при необходимости - прокурор, его заместители, старшие помощники и помощники (пункт 5.7). Работникам, привлечённым к дежурству, компенсация за работу в выходной и нерабочий праздничный день производится в соответствии со статьёй 153 Трудового кодекса российской Федерации (пункт 5.8).
Аналогичные положения закреплены и в Правилах внутреннего трудового распорядка, утверждённых приказом прокурора Республики Тыва от 1 июня 2011 г. N 84-к.
Пунктом 5.6 данных Правил также закреплено, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней.
Типовым положением об организации дежурства в прокуратурах субъектов Российской Федерации, утверждённым приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 197, предусмотрено, что в прокуратуре субъекта Российской Федерации составляется график дежурства на каждый месяц, с которым под роспись должны быть ознакомлены все прокурорские работники, привлекаемые к дежурствам (пункт 2.2); положение о дежурстве и графики дежурств утверждаются прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2.3); перечень прокурорских работников, привлекаемых без освобождения от исполнения своих служебных обязанностей для дежурства в прокуратуре субъекта Российской Федерации, формируется из числа начальников управлений и их заместителей, начальников отделов и их заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших помощников и помощников прокуроров субъектов Федерации. В случае необходимости в этот перечень могут быть включены прокуроры городов и районов (районов и округов в городах), их заместители, а также старшие помощники и помощники (пункт 2.4); дежурство по месту службы в прокуратурах субъектов Российской Федерации устанавливается в выходные и праздничные дни с 09.00 час. до 18.00 час. В отдельных случаях, связанных с выборами и иными общественно значимыми событиями, дежурство может быть установлено на более продолжительное время. В остальное нерабочее время дежурства организовываются по месту жительства прокурорских работников с использованием средств связи, обеспечивающих своевременное получение и передачу информации и с условием вызова дежурного прокурора на работу по необходимости (пункт 2.5); компенсация работникам, привлекаемым к дежурству, производится в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации (пункт 2.10).
Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждёнными приказом прокурора Республики Тыва от 3 октября 2013 г, также предусмотрена возможность привлечения работников к выполнению своих обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях и в порядке, предусмотренных федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также к дежурству, на основании утверждённого прокурором республики графика дежурства, приказа, распоряжения. Работникам, привлечённым к дежурству в выходной и нерабочий праздничный день, компенсация производится в соответствии со статьёй 153 Трудового кодекса российской Федерации. Возможность предоставления дополнительный дней отпуска за ненормированный рабочий день Правилами не предусмотрена.
Аналогичные положения закреплены и в Правилах внутреннего трудового распорядка, утверждённым приказом прокурора Республики Тыва от 5 марта 2015 г. N 144-к.
Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждёнными приказом прокурора Республики Тыва от 1 ноября 2021 г. N 79-од, для работников прокуратуры устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю. Ненормированный рабочий день установлен только для водителей автомобилей прокуратуры с возможностью предоставления им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день в количестве пяти календарных дней (пункты 5.2, 5.8).
В соответствии с пунктом 2.9 Отраслевого соглашения по системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (утверждено Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации 31 марта 2008 г, Генпрокуратурой Российской Федерации 28 марта 2008 г.) в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорским работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учёта времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Прокурорским работникам, работающим в местностях с тяжёлыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней.
Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурорского работника в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
Пунктом 2.16. Отраслевого соглашения по системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на 2008 - 2010 годы предусмотрено, что работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка конкретного органа и учреждения прокуратуры в соответствии с Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884 (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к).
Аналогичные положения предусмотрены в Отраслевом соглашении между профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, утверждённом Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Генпрокуратурой Российской Федерации 31 декабря 2010 г.
Отраслевым соглашением между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утверждённым Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Генпрокуратурой Российской Федерации 18 марта 2014 г, предусмотрено, что для отдельных категорий прокурорских работников, гражданских служащих и других работников органов и учреждений прокуратуры при необходимости может быть установлен режим ненормированного рабочего (служебного) дня, в соответствии с которым по распоряжению работодателей, представителей нанимателя они могут привлекаться к выполнению своих трудовых, служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени. Перечень должностей прокурорских работников, гражданских служащих и других работников с ненормированным рабочим (служебным) днём устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа (пункт 2.8).
В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 4 октября 2007 г. N 158 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации" на прокуроров районов возложена обязанность по направлению специальных донесений в нерабочие и праздничные дни, незамедлительный выезд на места происшествий, в указанных в приказах случаях, в любое (не рабочее) время.
В соответствии пунктом 5.1 указанного приказа прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур должны организовать дежурство работников прокуратуры таким образом, чтобы обеспечить незамедлительное реагирование на чрезвычайные происшествия и преступные проявления повышенной общественной опасности и значимости, оперативное информирование руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены приказами Генпрокуратуры России от 16 июля 2010 г. N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации", от 27 мая 2021 г. N 265 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что табели учёта рабочего времени, как и отдельные табели учёта рабочего времени в условиях ненормированного рабочего дня за спорные периоды работы истца с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г, с 25 июля 2006 г. по 2 марта 2015 г. отсутствуют по причине истечения нормативного срока их хранения. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Донгак Н.М. привлекалась к дежурству в выходные и праздничные нерабочие дни за период с ноября 2017 года по январь 2022 года.
Руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, установив, что Догнак Н.М. в спорные периоды с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г, с 25 июля 2006 г. по 2 марта 2015 г. занимала должности, которые в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к "О предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в органах прокуратуры Российской Федерации", приказом прокурора Республики Тыва от 22 декабря 2005 г. N 967-к, Правилами внутреннего трудового распорядка, относятся к должностям, по которым устанавливался ненормированный рабочий день, в спорные периоды работы ежегодный дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня Донгак Н.М. не предоставлялся, пришли к выводу о том, что при увольнении истца ответчик должен был выплатить истцу компенсацию за неиспользованные дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Поскольку такая компенсация при увольнении Донгак Н.М. не была выплачена, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за непредоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня, в также процентов (денежной компенсации), предусмотренных статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что единственным доказательством факта службы истца в спорные периоды в условиях ненормированного рабочего дня являются табели учёта рабочего времени, привлечение к работе в выходные дни и работа за пределами установленного рабочего времени по трудовому договору не является автоматически признанием трудового договора с ненормированным рабочим днём, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку сам факт закрепления в правилах внутреннего распорядка или ином документе организации перечня должностей с ненормированным рабочим днём даёт право лицам, занимающим эти должности, на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от того, привлекались они к выполнению своих функций в нерабочее время или нет.
Указание в кассационной жалобе о том, что судами не дана надлежащая оценка такому понятию как "Особые условия несения службы прокурорскими работниками", которые компенсируются предоставлением времени отдыха, установлением доплат к заработной плате, не влечёт отмену обжалуемых судебных актов, поскольку не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций о праве истца на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня в связи с отнесением занимаемой ею должности к категориям прокурорских работников, перечень должностей которых утверждён приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 210-к.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, специфический характер работы истца не может свидетельствовать об отсутствии ненормированности её трудовой деятельности. Ведомственными правовыми актами в спорные периоды работы истца было предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня прокурорам кожуунов и г. Кызыла, их заместителям, старшим следователям, и следователям прокуратур кожуунов и г. Кызыла. В спорные периоды работы с 1 сентября 2004 г. по 3 июля 2005 г, с 25 июля 2006 г. по 2 марта 2015 г. Донгак Н.М. проходила службу в органах прокуратуры Республики Тыва в должностях следователя прокуратуры Сут-Хольского кожууна, заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец пропустила срок обращения в суд, установленный статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Постановлением от 25 октября 2018 г. N 38-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку они служат основанием для решения вопроса о размере взыскиваемой в судебном порядке причитающейся работнику при увольнении денежной компенсации за неиспользованные отпуска.
Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника права на её взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.
В соответствии с частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как следует из материалов дела, Донгак Н.М. была уволена из органов прокуратуры 31 января 2022 г, с настоящим иском в суд обратилась 23 января 2023 г, то есть в установленный частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 апреля 2023 г. (с учётом изменений, внесённых апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2023 г.), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2023 г, оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.