Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Ефименкова Андрея Викторовича к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "СпецАвто", Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о взыскании заработной платы, по кассационной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Промышленного района г. Смоленска обратился в суд с иском в интересах Ефименкова А.В. к МБУ "СпецАвто" (после реорганизации СОГБУ "СпецАвто, ), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о взыскании недополученной заработной палаты, указав в обоснование заявленных требований, что Ефименков А.В. являлся работником Муниципального бюджетного учреждения "СпецАвто" с 21 ноября 2014 г. в должности водителя 4-го разряда. С 1 января 2023 г. в результате осуществленной реорганизации Муниципальное бюджетное учреждение "СпецАвто" сменило учредителя и переименовано в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "СпецАвто", с внесением 23 января 2023 г. соответствующей записи в ЕГРН.
МБУ "СпецАвто" осуществляло деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска. Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляла деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: уборка территорий уличной дорожной сети, включающая в себя подметание, полив, очистку ото льда и снега, а так же посыпание песком и солью улиц и автомобильных дорог муниципального образования. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н.
После осуществленной с января 2023 года реорганизации специфика деятельности СОГБУ "СпецАвто" не изменилась.
11 декабря 2019 г. подписано, а 14 января 2020 г. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. N) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Администрация г. Смоленска в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ "СпецАвто", вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако, за период с 1 января 2020 г. до 1 августа 2022 г. заработная плата работникам МБУ "СпецАвто" выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производилось без учета общих принципов регулирования правоотношений по оплате труда, установлению гарантий и льгот, предусмотренных положениями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства.
Размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1, 15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности привело к заниженному начислению оплаты труда.
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с работодателя в пользу Ефименкова А.В. недополученную заработную плату за период с 1 июня 2021 г. по 31 июля 2022 г. в размере 274 376, 33 руб. с возложением на Администрацию г. Смоленска или Администрацию Смоленской области обязанности по выделению СОГБУ "СпецАвто" соответствующих денежных средств.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 10 мая 2023г. исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска удовлетворены. Суд взыскал с СОГБУ "СпецАвто" в пользу Ефименкова А.В. недополученную заработную плату за период с 1 июня 2021 г. по 31 июля 2022 г. в общем размере 274 376, 33 руб, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога. В случае отсутствия у СОБУ "СпецАвто" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, Администрация Смоленской области привлечена к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, на которую возложена обязанность выделить СОГБУ "СпецАвто" соответствующие денежные средства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 г. решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 10 мая 2023 г. в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ "СпецАвто" соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОБУ "СпецАвто" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств отменено, с постановлением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Смоленской области просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что отсутствовали основания для распространения Федерального отраслевого соглашения на работников СОГБУ "СпецАвто", поскольку в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности учреждения указано осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, что также следует из Устава учреждения. Судом неверно применены нормы материального права, в частности, положения Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы заключение отраслевых соглашений, не учтено, что МБУ "СпецАвто" не относился к работодателям, указанным в части 3 статьи 48 ТК РФ, в связи с чем, ОТС не может применяться к трудовым отношениям между работниками и МБУ "СпецАвто". Также, кассатор обращает внимание на то, что МБУ "СпецАвто" не уполномачивало Администрацию г. Смоленска (учредителя учреждения) на ведение переговоров и подписание от их имени Соглашения. Указывает на то, что МБУ "СпецАвто" является некоммерческой организацией, и указанная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2023 г. правовая позиция не распространяется на организации другой организационно-правовой формы.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Смоленска от 20 декабря 2010 г. учреждено муниципальное бюджетное учреждение "СпецАвто" с 1 января 2011 г. путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения "СпецАвто", функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация г. Смоленска.
Исходя из положений Устава Учреждения, утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 6 мая 2010 г. N 826-адм. с изменениями, внесенными постановлением г. Смоленска от 20 декабря 2010 г. N 838-адм.; постановлением г. Смоленска от 20 декабря 2013 г. N 2314-адм.; постановлением г. Смоленска от 21 декабря 2016 г. N 145, МБУ "СпецАвто" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г. Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 9 июня 2022 г. основным видом экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 2496-р к бытовым услугам.
Вместе с тем, постановлением г. Смоленска от 20 декабря 2013 г. N 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ "СпецАвто" изложен в следующей редакции: "Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска".
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29 апреля 2016 г. N 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в г. Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в г. Смоленске.
Муниципальными заданиями, утвержденными начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 годы и адресованными МБУ "СпецАвто" на Учреждение возложены обязанности по выполнению работ в части "организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе". Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
С 1 июля 2022 г. путем внесения изменений в ЕРГЮЛ изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Также судом установлено, что 21 ноября 2014 г. между МБУ "СпецАвто" и Ефименковым А.В. заключен трудовой договор N, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ N от 21 ноября 2014 г. о принятии Ефименкова А.В. на работу в структурное подразделение МБУ "Специализированная уборка территорий города" водителем ГАЗ-53-14-01 К0-309 с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 39, 47 руб. Приказом N л/с от 28 апреля 2018 г. работник с 1 мая 2018 г. переведен водителем К0-309 с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 73, 28 руб.
Механизм оплаты труда работников МБУ "СпецАвто" установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 годы, принятого на общем собрании трудового коллектива 18 марта 2020 г, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто", утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. N 2892-адм, Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто", утвержденного Генеральным директором МБУ "СпецАвто" 1 октября 2019 г, штатными расписаниями Учреждения.
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто" определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто" предусмотрено текущее и единовременное премирование (пункт 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении N 1.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ "СпецАвто" с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8 845 руб, увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто". Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто".
В случае выполнения работниками работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, им производится дополнительная оплата за сверхурочную работу, ночную работу, работу в выходные и праздничные дни, расширенный объем работ (интенсивность труда), совмещение должностей.
11 декабря 2019 г. было подписано, а 14 января 2020 г. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. N) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Данное Соглашение вступило в силу с 1 января 2020 г. и действовало по 31 декабря 2022 г.
Одной из сторон Соглашения является Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" как представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени. На основании решения Совета директоров Ассоциации "РАДОР" Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации "РАДОР". Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию "РАДОР" участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Названное Соглашение в период его действия в МБУ "СпецАвто" при начислении и выплате его работникам заработной платы не применялось.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 августа 2022 г. по заявлению ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к МБУ "Спецавто", Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации г. Смоленска от 21 декабря 2022 г. N 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. N 2892-адм "Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения "Спецавто". Данным постановлением на работников МБУ "СпецАвто" распространены положения отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых, определен в Приложении N 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16 749, 75 руб. (14565 х 1.15), межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0, 2.
С учетом данных показателей, начиная с 1 августа 2022 г. финансировалась деятельность МБУ "Спецавто", работникам которого, в том числе истцу, начислялась и выплачивалась заработная плата.
С 1 августа 2022 г. Администрация г. Смоленска и МБУ "СпецАвто" действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего, с указанной даты истец, работающий водителем К0-309, получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом пятого по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0, 2.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения "СпецАвто" (как правопреемника МБУ "СпецАвто") недополученной заработной платы за период с 1 июня 2021 г. по 31 июля 2022г, при этом исходил из того, что МБУ "СпецАвто" в течение всего периода действия Отраслевого соглашения фактически осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающую содержание автомобильных дорог местного значения, вплоть до настоящего времени фактическая деятельность учреждения не изменилась; положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, являющегося правовым актом и регулирующим наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения, равно как и положения в нем об оплате труда, распространяются на Администрацию г. Смоленска, МБУ "СпецАвто" и работников данной организации, однако его условия работодателем не исполнялись, как и условия Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, поскольку минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам названным соглашением, начиная с 2019 года, не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
Суд отклонил доводы Администрации г. Смоленска и Администрации Смоленской области о том, что основной деятельностью учреждения является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в связи с чем, Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы на МБУ "СпецАвто" не распространяется, сославшись на то, что анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 годы и адресованных МБУ "СпецАвто", свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как "организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе"; показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог; подавляющее большинство видов деятельности МБУ "СпецАвто" субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что свидетельствует о необходимости отнесения МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства; кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
Как указал суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 48 ТК РФ, при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему. При этом, обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
В соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30 августа 2019 г. N ЭЗ - 210 письмом от 9 сентября 2019 г. N ИС-407 Ассоциация "РАДОР" предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы.
7 февраля 2020 г. письмом N ИС-73 Ассоциация "РАДОР" проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11 марта 2020 г. N 14-4/10/В-1851 "О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы" работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему. Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г, регистрационный N 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Применительно к изложенным обстоятельствам суд первой инстанции пришел к выводу о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая предложений по проекту Соглашения не внесла, в коллективных переговорах участия не принимала, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, а, следовательно, данное Соглашение на Администрацию г. Смоленска и МБУ (СОГБУ) "СпецАвто" распространяется.
С учетом положений статей 123.21, 123.22, 399 ГК РФ, а также приняв во внимание, что СОГБУ "СпецАвто" достаточного самостоятельного дохода для выплаты работникам заработной платы не имеет и финансируется Администрацией Смоленской области, которая в результате произошедшей реорганизации является новым собственником имущества Учреждения, суд первой инстанции возложил субсидиарную ответственность за исполнение обязательств СОГБУ "СпецАвто" (в случае невозможности исполнения судебного решения) на Администрацию Смоленской области.
При разрешении спора суд руководствовался положениями статей 4, 11, 15, 21, 22, 45, 48, 56, 129, 392 ТК РФ, Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласившись с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания со Смоленского областного ГБУ "СпецАвто" в пользу истца недополученной заработной платы за период с 1 июня 2021 г. по 31 июля 2022г, исчисленной без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов, суд апелляционной инстанции, в то же время, не согласился с выводом суда первой инстанции о привлечении Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда, в связи с чем, решение суда в этой части отменил и в данных требованиях прокурору отказал.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в той части, в которой с ними согласился суд апелляционной инстанции, и с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Согласно статье 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права..
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 ТК РФ).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 ТК РФ).
В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац 2 части 2 статьи 22 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 ТК РФ).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 ТК РФ).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 ТК РФ).
В части 2 статьи 46 ТК РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
В соответствии со статьей 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2). Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5). В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7). По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9).
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений; соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 ТК РФ такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 ТК РФ, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам; в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении; в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
С учетом приведенных норм права, суды пришли к правильному выводу о распространении на работников МБУ (СОГБУ) "СпецАвто", в том числе истца, в спорный период Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в связи с чем, их вывод о взыскании со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения "СпецАвто" (как правопреемника МБУ "СпецАвто") в пользу истца недополученной заработной платы за период с 1 июня 2021 г. по 31 июля 2022 г. в соответствии с условиями указанного Соглашения основан на законе и установленных фактических обстоятельствах.
В кассационной жалобе кассатор ссылается на то, что в соответствии со статьей 48 ТК РФ в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса). Однако, данные доводы о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют, поскольку указанная норма права регламентирует лишь частный случай, когда Соглашение действует в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в связи с чем не отменяет иных указанных в статье 48 ТК РФ оснований распространения действия Соглашения на работодателей.
Кроме того, из анализа положений статьи 48 ТК РФ следует, что нормы части 3 данной статьи определяют работодателей, в отношении которых действует Соглашение и интересы которых были представлены объединениями работодателей, заключившими соглашение (независимо от членства работодателей в таких объединениях), в коллективных переговорах либо которые вступили в такие объединения работодателей в период действия соглашения, и не отменяют предусмотренного частями 8 и 9 статьи специального порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, путем присоединения к нему по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо путем не представления в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в указанный федеральный орган исполнительной власти мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.
Также являются несостоятельными доводы заявителя жалобы о том, что Отраслевое соглашение распространяется только на муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, и не распространяется на муниципальные бюджетные предприятия, поскольку в соответствии с пунктами 1.1, 1.2. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы Соглашение определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях (учреждениях, предприятиях) дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется на работников и работодателей - подрядных организаций, на работников и работодателей - организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (п. 1.5 Соглашения).
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, факт осуществления истцом в спорный период трудовой деятельности в организации дорожного хозяйства подтверждается материалами дела.
Иные приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В целом, доводы кассационной жалобы Правительства Смоленской области повторяют его позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 10 мая 2023 г, в той части, в которой оно оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.