Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В.
судей Курлаевой Л.И, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-758/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г.Смоленска в интересах ФИО1 к смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "СпецАвто", Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании недополученной заработной платы, по кассационной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора "адрес", действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к далее - МБУ "СпецАвто", после переименования с ДД.ММ.ГГГГ - смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Спецавто", далее - ФИО19 "Спецавто", Учреждение), Администрации "адрес" по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов "адрес", с учетом их уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, о взыскании задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 251 702 руб. 51 коп, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на учредителя организации.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 работает в названном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя МАЗ-5551 4-го разряда.
Учреждение осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации "адрес" в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации "адрес". Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн.
ДД.ММ.ГГГГ подписано, а ДД.ММ.ГГГГ в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. N) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства. Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Администрация "адрес" в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализована такая возможность и работодателем, вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работникам Учреждения выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производится без учета положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее - Отраслевое соглашение). Размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере не ниже 1, 15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что привело к заниженному начислению оплаты труда.
Решением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, требования заместителя прокурора "адрес", заявленные в интересах ФИО1, - удовлетворены. Постановлено взыскать со "адрес" государственного бюджетного учреждения "СпецАвто" в пользу ФИО1, недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 256 861 руб. 88 коп, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов. В случае отсутствия у ФИО19 "СпецАвто" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав выделить ФИО19 "СпецАвто" соответствующие денежные средства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить ФИО19 "СпецАвто" соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОБУ "СпецАвто" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, - отменено. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
В остальной части решение суда - оставлено без изменения, апелляционную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе "адрес", поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции полагает, что вывод судов о том, что фактической деятельностью МБУ "СпецАвто" является деятельность по содержанию дорог местного значения, осуществляемая в сфере дорожного хозяйства, является ошибочным, поскольку согласно ЕГРЮЛ и Уставу основной деятельностью учреждения является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Обращает внимание, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса); МБУ "СпецАвто" не относилось к работодателям, указанным в ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, Отраслевое соглашение к трудовым отношениям между работниками и МБУ "СпецАвто" применяться не может. Кроме того, МБУ "СпецАвто" не уполномочивало Администрацию "адрес" (учредителя учреждения) на ведение переговоров и подписание от их имени Соглашения. Также указывает, что МБУ "СпецАвто" является некоммерческой организацией, и указанная в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ правовая позиция не распространяется на организации другой организационно-правовой формы.
В материалы дела прокурором "адрес" предоставлены письменные возражения на кассационную жалобу ответчика об отсутствии оснований для отмены оспариваемых постановлений.
В суде кассационной инстанции представитель "адрес" по доверенности ФИО9 доводы кассационной жалобы поддержала.
Представитель Администрации "адрес" по доверенности ФИО10 полагала, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Представитель ФИО19 "Спецавто", по доверенности ФИО11, председатель "адрес" организации общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства ФИО12 возражали против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатова Е.Г. полагала оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Судебное заседание суда кассационной инстанции, назначенное на 10-55 час. ДД.ММ.ГГГГ было отложено на 10-40 час. ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатова Е.Г. ранее высказанные возражения поддержала.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора (N, N, N, N, N, N, N, N, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. "адрес" обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя кассатора. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ учреждено муниципальное бюджетное учреждение "СпецАвто" с ДД.ММ.ГГГГ путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения "СпецАвто", функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация "адрес".
Исходя из положений Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм. с изменениями, внесенными Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм.; Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм.; Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, МБУ "СпецАвто" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления "адрес" в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р к бытовым услугам.
Вместе с тем, Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм пункт 1.5 Устава МБУ "СпецАвто" был изложен в следующей редакции: "Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации "адрес" в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации "адрес"".
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение об органе администрации "адрес" в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации "адрес", которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации "адрес", обеспечивающим реализацию полномочий Администрации "адрес" по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ "СпецАвто", свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как "организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе". Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
С ДД.ММ.ГГГГ путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
ДД.ММ.ГГГГ между МБУ "СпецАвто" и ФИО13 заключен трудовой договор N, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ N л/с от указанной даты о принятии ФИО1 на работу в подразделение МБУ "Специализированная уборка территорий города" водителем МАЗ СДК-5551 с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 46 руб. 94 коп.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ переведен в том же подразделении на должность водителя МАЗ-5551 с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 73 руб. 58 коп.
Механизм оплаты труда работников МБУ "СпецАвто" установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г, принятого на общем собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто", утвержденного постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм, Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто", утвержденного Генеральным директором МБУ "СпецАвто" ДД.ММ.ГГГГ, штатными расписаниями Учреждения.
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административноуправленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто" определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению N к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто" предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении N.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатному расписанию.
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ "СпецАвто" с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8 845 руб, увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто". Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто".
ДД.ММ.ГГГГ было подписано, а ДД.ММ.ГГГГ в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. N) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Данное Соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовало по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Одной из сторон Соглашения является Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" как представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени. На основании решения Совета директоров Ассоциации "РАДОР" (протокол ЛЗ39 от ДД.ММ.ГГГГ) Управление дорожного хозяйства и строительства "адрес" принято в ассоциированные члены Ассоциации "РАДОР". Управление дорожного хозяйства и строительства "адрес" не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию "РАДОР" участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Названное Соглашение в спорный период в МБУ "СпецАвто" при начислении и выплате его работникам заработной платы не применялось.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 к МБУ "Спецавто", Администрации "адрес" о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной платы и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм. внесены изменения в постановление Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм "Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения "СпецАвто". Данным постановлением на работников МБУ "СпецАвто" распространены положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых определен в Приложении N, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16 749, 75 руб. (14 565 х 1.15), межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0, 2.
С учетом данных показателей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работникам МБУ "СпецАвто" начислялась и выплачивалась с учетом вышеприведенных показателей.
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Администрация "адрес" и МБУ "СпецАвто" действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего с указанной даты ФИО1, работающий водителя МАЗ-5551 4-го разряда, получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом четвертого по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0, 2.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 4, 11, 15, 21, 22, 45, 48, 56, 129, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 5, 12, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором в защиту интересов ФИО1 требований о взыскании со "адрес" государственного бюджетного учреждения "СпецАвто" (как правопреемника МБУ "СпецАвто") недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 256 861 руб. 88 коп.
Кроме того, суд первой инстанции на основании положений ст. ст. 123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что ФИО19 "СпецАвто" достаточного самостоятельного дохода для выплаты свои работникам заработной платы не имеет и финансируется "адрес", которая в результате произошедшей реорганизации является новым собственником имущества Учреждения, возложил субсидиарную ответственность за исполнение обязательств ФИО19 "СпецАвто" (в случае невозможности исполнения судебного решения) на "адрес".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о привлечении "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда, в связи с чем решение суда в этой части отменил и в данных требованиях прокурора отказал.
Остальные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признал правильными, отклонив как несостоятельные доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с приведенным судом расчетом недополученного заработка истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов по доводам кассационной жалобы ответчика не усматривает.
Из положений ст.16, ч.1 ст.129, ст.135, ст.143 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации: регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений; соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства.
В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам; в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении; в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Приходя к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что МБУ "СпецАвто" в течение всего периода действия Отраслевого соглашения фактически осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающую содержание автомобильных дорог местного значения, до настоящего времени фактическая деятельность учреждения не изменилась; положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, являющегося правовым актом и регулирующим наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения, равно как и положения в нем об оплате труда, распространяются на Администрацию "адрес", МБУ "СпецАвто" и работников данной организации, однако его условия работодателем не исполнялись, поскольку минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам названным соглашением, начиная с 2019 года, не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
Отклоняя как необоснованные доводы Администрации "адрес" и "адрес" о том, что Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы на МБУ "СпецАвто" не распространяется, суд первой инстанции исходил из того, что анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ "СпецАвто", свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как "организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе"; показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог; подавляющее большинство видов деятельности МБУ "СпецАвто" субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что свидетельствует о необходимости отнесения МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства; кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
При разрешении спора, суд учел, что в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
Обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
Так судом установлено, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N ЭЗ - 210 письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-407 Ассоциация "РАДОР" предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N ИС-73 (JI2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация "РАДОР" проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N/В-1851 "О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы" работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о надлежащем информировании Администрации "адрес" о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая предложений по проекту Соглашения не внесла, в коллективных переговорах участия не принимала, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, что повлекло распространение Соглашенияна Администрацию "адрес" и МБУ (ФИО19) "СпецАвто".
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса), не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов и их отмену не влекут, поскольку указанная норма права регламентирует лишь частный случай, когда Соглашение действует в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в связи с чем не отменяет иных указанных в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации оснований распространения действия Соглашения на работодателей.
Доводы кассатора о том, что Отраслевое соглашение распространяется только на муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, и не распространяется на муниципальные бюджетные предприятия, отклоняются как необоснованные, поскольку согласно п.п. 1.1, 1.2. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы Соглашение определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях (учреждениях, предприятиях) дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется на работников и работодателей - подрядных организаций, на работников и работодателей - организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (п. 1.5 Соглашения).
Иные доводы кассационной жалобы заявителя не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем на основании части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части оставленной без изменения апелляционным определением и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.