Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а919/2024 по административному исковому заявлению ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2022 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 1 058 696 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---- в размере 946 537 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 868 694 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 788 200 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. -- в размере 787 197 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---в размере 1 510 402 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельных участков. В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 01 января 2022 года Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03.11.2022 N 64489 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2022 г."
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к оценщику ООО "ПЕРСПЕКТИВА" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету об оценке N 23135-7 от 31 мая 2023 года рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административный истец является арендатором следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. ---, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. ---, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости, договорами аренды земельных участков.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 01 января 2022 года Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03.11.2022 N 64489 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2022 г." С установленной кадастровой стоимостью земельного участка административный истец не согласен.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "ПЕРСПЕКТИВА" N 23135-7 от 31 мая 2023 года. Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости земельного участка и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельных участков и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ БТИ Московской области.
Согласно заключению судебной экспертизы, отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 2 225 864 000 (Два миллиарда двести двадцать пять миллионов восемьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 1 172 278 000 (Один миллиард сто семьдесят два миллиона двести семьдесят восемь тысяч) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 1 478 334 000 (Один миллиард четыреста семьдесят восемь тысяч триста тридцать четыре тысячи) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 1 718 398 000 (Один миллиард семьсот восемнадцать тысяч триста девяносто восемь) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. -- в размере 1 403 860 000 (Один миллиард четыреста три миллиона восемьсот шестьдесят тысяч) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---в размере 3 097 163 000 (Три миллиарда девяносто семь миллионов сто шестьдесят три тысячи) рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений к заключению эксперта не представили, ходатайств о назначении по делу повторной, дополнительно судебной экспертизы не заявляли.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебные эксперты, проводившие судебную экспертизу, ответили на поставленные перед ними вопросы, мотивировали свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 18 сентября 2023 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
Экспертным учреждением направлено ходатайство о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы в размере в размере 1 978 546, 16 рублей.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления N 28, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков. Из материалов дела усматривается, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью объектов недвижимости следующая:
- земельного участка с кадастровым номером --- - 24%, - земельного участка с кадастровым номером --- - 28%, - земельного участка с кадастровым номером --- - 17%, - земельного участка с кадастровым номером --- - 7%, - земельного участка с кадастровым номером --- - 22%, - земельного участка с кадастровым номером --- - 4%, что не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, признается приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, связанных с профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, которые не учитывались при проведении массовой государственной кадастровой оценки. При изложенных обстоятельствах, расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию с административного истца. Размер расходов признается судом обоснованным, поскольку экспертное исследование проведено в отношении восьми земельных участков, по двум из которых рыночная стоимость определена экспертом выше кадастровой стоимости, административным истцом заявлен отказ от иска в отношении двух земельных участков, который принят судом.
Оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины, расходов по договору оказания услуг от 25 мая 2022 года суд не находит, поскольку в судебном заседании установлено, что уполномоченным государственным органом не допущено ошибок при установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2022 года.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2022 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 2 225 864 000 (Два миллиарда двести двадцать пять миллионов восемьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 1 172 278 000 (Один миллиард сто семьдесят два миллиона двести семьдесят восемь тысяч) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 1 478 334 000 (Один миллиард четыреста семьдесят восемь тысяч триста тридцать четыре тысячи) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 1 718 398 000 (Один миллиард семьсот восемнадцать тысяч триста девяносто восемь) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. --- в размере 1 403 860 000 (Один миллиард четыреста три миллиона восемьсот шестьдесят тысяч) рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 3 097 163 000 (Три миллиарда девяносто семь миллионов сто шестьдесят три тысячи) рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 сентября 2023 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Взыскать с ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в пользу ГБУ БТИ Московской области расходы по оплате судебной экспертизы в размере 1 978 546, 16 рублей.
Отказать в удовлетворении требований ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" о взыскании расходов по оплате госпошлины, расходов по договору оказания услуг от 25 мая 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.