Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Сенчуковой Е.В, Стешовиковой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 года по гражданскому делу N 2-2622/2023 по иску Сергеева А.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" о возложении обязанностей по установлению размера тарифной ставки, перерасчете заработной платы и выплате задолженности, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сергеев А.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее также - ООО "Водоканал", Общество) о возложении обязанностей по установлению размера тарифной ставки, перерасчете заработной платы и выплате задолженности, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований Сергеев А.В. указал, что работает в ООО "Водоканал" в должности грузчика 2 разряда.
Дополнительным соглашением от 9 января 2023 г. к трудовому договору с 1 января 2023 г. Сергееву А.В. установлен оклад в размере 16 773 руб. в месяц.
Вместе с тем, как указывает истец в иске, 8 декабря 2016 г. от имени и по поручению ООО "Водоканал" подписано Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее также - Отраслевое тарифное соглашение). Данным соглашением на 2023-2025 годы (Приложение N 1) установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда на 2023 год в размере минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, что с 1 января 2023 г. составляет 16 242 руб.
Приказом ООО "Водоканал" от 31 декабря 2013 г. N 1587т утверждена схема тарифных коэффициентов по 18 разрядам тарифной сетки. Для 2 разряда установлен тарифный коэффициент 1, 36.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Сергеев А.В. указал, что ему с 1 января 2023 г. должна быть установлена тарифная ставка (оклад) в размере 22 089 руб. 12 коп, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением на 2023-2025 годы и тарифного коэффициента (16 242 руб. х 1, 36).
На основании изложенного, Сергеев А.В... просил суд возложить на ООО "Водоканал" обязанности установить истцу с 1 января 2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 22 089 руб. 12 коп, произвести перерасчет заработной платы с 1 января 2023 г. и выплатить недополученную заработную плату, взыскать с ООО "Водоканал" компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 г, на ООО "Водоканал" возложена обязанность установить Сергееву А.В. с 1 января 2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 22 089 руб. 12 коп, произвести перерасчет заработной платы и выплатить задолженность с 1 января 2023 г. С ООО "Водоканал" в пользу Сергеева А.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. и в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ООО "Водоканал" просит решение и апелляционное определение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новое решение об отказе Сергееву А.В. в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что суд необоснованно пришел к выводу о несоблюдении порядка отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению, указанный вывод противоречит положениям статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок присоединения к Отраслевому соглашению и отказа от присоединения к нему. Полагает, что при наличии первичной профсоюзной организации, в которой состоит менее половины работников, у Общества отсутствовала обязанность на проведение консультаций с данной профсоюзной организацией. Обращает внимание, что ООО "Водоканал" находится в стадии банкротства, увеличение Фонда оплаты труда повлечет ухудшение финансово-экономического состояния Общества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы ООО "Водоканал" не имеется.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что Сергеев А.В. работает в ООО "Водоканал" в должности грузчика 2 разряда, и с ним заключен трудовой договор от 1 декабря 2009 г. N 541.
Приказом ООО "Водоканал" от 31 декабря 2013 г. N 1587т утверждена тарифная сетка, тарифный коэффициент для 2 разряда установлен в размере 1, 36.
В соответствии с Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО "Водоканал", размер оклада определяется штатным расписанием и трудовым договором между работником и работодателем; в состав оклада не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
12 мая 2022 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы" в редакции, действующей с 1 января 2023 г. Данное соглашение опубликовано 20 июня 2022 г. на официальном сайте Министерства труда России и зарегистрировано в Министерстве труда России 18 июля 2022 г. N В-76816.
В соответствии с пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г. составляет минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации на соответствующий год.
Основным видом деятельности ООО "Водоканал" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, сбор водостоков, то есть Общество относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
14 июля 2022 г. ООО "Водоканал" направило в Министерство труда России мотивированный отказ от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению. При этом протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации представлен не был со ссылкой на отсутствие у Общества обязанности проводить консультации с профсоюзным органом, который не представляет интересы всех или большинства работников. Данный мотивированный отказ поступил в Министерство труда России 14 июля 2022 г.
Решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО "Водоканал" принято
учредительным собранием работников ООО "Водоканал" 27 февраля 2022 г.
Разрешая исковые требования Сергеева А.В, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на дату отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в ООО "Водоканал" была создана первичная профсоюзная организация, консультация ООО "Водоканал" с выборным органом первичной профсоюзной организации не была проведена, и протокол консультации не приложен к мотивированному отказу от присоединения к Отраслевому федеральному соглашению, пришел к выводу о несоблюдении порядка отказа от присоединения к Отраслевому федеральному соглашению, предусмотренного статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ООО "Водоканал" распространяется Отраслевое тарифное соглашение на 2023-2025 годы, в связи с чем не имеется оснований для освобождения Общества от выполнения обязанности по предоставлению Сергееву А.В. предусмотренных данным Отраслевым соглашение гарантий и компенсаций в виде установленной Отраслевым тарифным соглашением тарифной ставки в размере минимального размера оплаты труда.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции возложил на ООО "Водоканал" обязанность установить Сергееву А.В. с 1 января 2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 22 089 руб. 12 коп, произвести перерасчет заработной платы и выплатить задолженность с 1 января 2023 г. Установив нарушение трудовых прав Сергеева А.В, суд также взыскал в его пользу с ООО "Водоканал" компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы ООО "Водоканал", суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в принятом по делу решении соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с решением и апелляционным определением, принятыми в соответствии нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что вывод суда о несоблюдении ООО "Водоканал" порядка отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению противоречит положениям статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем на Общество не распространяются гарантии и компенсации работникам, установленные Отраслевым тарифным соглашением с 1 января 2023 г, являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.
В соответствии с часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя.
Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
В соответствии с частью 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации, к основным задачам трудового законодательства отнесено создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, которые не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (часть 1);
отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8).
Таким образом, соглашение является правовым актом и регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (часть 1);
в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы); гарантиям, компенсациям и льготам работникам (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации, проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
В соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
В соответствии со статьей 23 Трудового кодекса Российской Федерации, под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со статьей 25 Трудового кодекса Российской Федерации, сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
В соответствии со статьей 29 Трудового кодекса Российской Федерации, представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных данным кодексом.
В соответствии со статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном данным кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом установлено, что в ООО "Водоканал" создана первичная профсоюзная организация.
То обстоятельство, что первичная профсоюзная организация работников ООО "Водоканал" объединяет менее половины работников Общества, на что ссылается ответчик в кассационной жалобе, само по себе не является основанием для принятия руководителем организации единоличного решения об отказе от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению без получения консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации. Положения части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат формулировок, дающих работодателю право единоличного принятия такого решения, поскольку предусматривают, что в случае отказа от присоединения к соглашению работодателем должен быть приложен протокол его консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Кроме того, положения части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат указаний в части большинства работников - членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия первичной профсоюзной организации, от выборного органа которой работодатель обязан получить консультацию. На отсутствие выборного органа первичной профсоюзной организации ООО "Водоканал" стороны по настоящему делу в обоснование своей процессуальной позиции не ссылались. Кроме того, статьями 29 и 31 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены формы представительства работников в социальном партнерстве, в том числе в случае, когда имеющаяся первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя.
Таким образом, поскольку положения трудового законодательства являются обязательными для сторон трудового договора, Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы заключено в рамках социального партнерства, целями данного соглашения являются, в том числе установление минимальных отраслевых гарантий по оплате труда, по компенсациям и льготам работникам и определение механизма их предоставления, вывод суда первой и апелляционной инстанции о необходимости проведения работодателем консультаций с представительным органом работников в случае отказа от присоединения к Отраслевому соглашению является правильным.
Поскольку ООО "Водоканал" в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования Отраслевого тарифного соглашения не представило в Министерство труда России письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в установленном законом порядке, с 1 января 2023 г. положения Отраслевого тарифного соглашения подлежали применению ООО "Водоканал" при определении расходов на оплату труда работников предприятия.
Рассчитывая размер тарифной ставки (оклада) с 1 января 2023 г, суд исходил из положений Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 522-ФЗ "О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений", которым установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2023 г, а также тарифного коэффициента, предусмотренного приказом ООО "Водоканал" от 31 декабря 2013 г. N 1587т.
Установив, что заработная плата с 1 января 2023 г. выплачивалась Сергееву А.В. в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и выплате задолженности, а также с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ООО "Водоканал" в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Судом учтены критерии определения размера компенсации морального вреда, определенные в статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе характер нарушенных прав истца, объем и характер причиненных нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ООО "Водоканал" о введении процедуры банкротства, недостаточности финансирования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные доводы не влияют на законность принятого решения и не опровергают правильность выводов суда по существу спора.
В судебных постановлениях приведено верное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что расходы работодателей учитываются органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение водоотведение при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, что не может являться основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанции дана оценка всем представленным доказательствам, результаты оценки приведены в судебных актах, в том числе в отношении порядка отказа работодателя от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению.
Приведенные ответчиком доводы повторяют его процессуальную позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией заявителя жалобы, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены принятых по делу решения и апелляционного определения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трёх лет.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 6 марта 2024 г. удовлетворено ходатайство ООО "Водоканал" о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, с ООО "Водоканал" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН N) государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.