Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-289/2023 (УИД:19RS0001-02-2022-009122-90) по иску Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" к Журавлевой Марине Александровне о признании приказов незаконными, взыскании убытков, по кассационной жалобе Журавлевой Марины Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия", истец) обратилось с иском к Журавлевой Марине Александровне (далее - Журавлева М.А, ответчик) о признании приказов незаконными, взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" указало, что с 27 марта 2013 г. Журавлева М.А. работала директором ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", в дальнейшем преобразованного в ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" и присоединенного к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия".
18 февраля 2022 г. трудовые отношения с Журавлевой М.А. прекращены.
В период с 30 июля 2021 г. по 18 февраля 2022 г. Журавлева М.А. самостоятельно и без согласования с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) издавала приказы о своем поощрении за увеличение объема продаж, дополнительный объем работ, за выполнение срочных разовых заданий руководителя, за высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Обращаясь с иском в суд, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" ссылалось на то, что действия Журавлевой М.А, выразившиеся в начислении себе премии, являются незаконными и повлекли для ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" убытки в размере 898 270, 20 рублей.
С учетом уточнения исковых требований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" просило суд признать незаконными приказы от 30 июля 2021 г. N и N, от 31 августа 2021 г. N, от 30 сентября 2021 г. N и N, от 29 октября 2021 г. N и N, от 30 ноября 2021 г. N, от 24 декабря 2021 г. N и N в части премирования Журавлевой М.А, взыскать с Журавлевой М.А. материальный ущерб в размере 898 270, 20 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. исковые требования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" удовлетворены. Признаны незаконными приказы от 30 июля 2021 г. N, от 30 июля 2021 г. N, от 31 августа 2021 г. N, от 30 сентября 2021 г. N, от 30 сентября 2021 г. N, от 29 октября 2021 г. N, от 29 октября 2021г. N, от 30 ноября 2021 г. N, от 24 декабря 2021 г. N, от 24 декабря 2021 г. N в части премирования Журавлевой М.А. С Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" взысканы убытки в размере 898 270, 20 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 мая 2023 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. изменено в части суммы, взысканной с Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия". С Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" взыскан материальный ущерб в размере 400 000 рублей. В остальной части решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 мая 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - в Верховный суд Республики Хакасия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2023 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. изменено в части взысканной с Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" суммы. С Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" взыскан материальный ущерб в размере 798 270 рублей. В остальной части решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Журавлевой М.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2023 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители истца ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Роспотребнадзора, сведений о причине неявки не представили, ответчик Журавлева М.А, просившая рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 19 октября 2012 г. между ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" и Журавлевой М.А. заключен трудовой договор N, согласно которому Журавлева М.А. принята на работу в ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" на должность врача-дезинфектолога.
Приказом руководителя Роспотребнадзора от 27 марта 2013 г. N Журавлева М.А. назначена на должность директора ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" с 27 марта 2013 г. сроком на 5 лет.
Приказом руководителя Роспотребнадзора от 26 марта 2018 г. N полномочия директора ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлевой М.А. продлены с 27 марта 2018 г. на 5 лет.
Согласно приказу руководителя Роспотребнадзора от 30 ноября 2021 г. N в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 405-р "О реорганизации федеральных государственных предприятий", предусматривающим преобразование федеральных государственных унитарных предприятий Роспотребнадзора в федеральные бюджетные учреждения здравоохранения Роспотребнадзора с последующим присоединением к центрам гигиены и эпидемиологии в соответствующих субъектах Российской Федерации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" реорганизовано в форме присоединения к нему ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" с сохранением наименования. Установлена дата, на которую проводится реорганизация - 1 февраля 2022 г.
13 июля 2021 г. ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" преобразовано в ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан".
На основании приказа руководителя Роспотребнадзора от 23 июня 2021 г. Nо в связи реорганизацией в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 405-р "О реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий" в форме преобразования ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" в ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" с целью последующего присоединения к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" трудовые отношения с Журавлевой М.А. - директором ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" продолжены.
На основании приказа руководителя Роспотребнадзора от 15 февраля 2022 г. N Журавлева М.А. - директор ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" 18 февраля 2022 г. уволена по собственной инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно приказу руководителя Роспотребнадзора от 23 марта 2022 г. N 126 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" является правопреемником ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", реорганизованного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 405-р "О реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий" и приказом руководителя Роспотребнадзора от 30 ноября 2021 г. N 737.
Судами также установлено, что директор ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлева М.А. в период с 30 июля 2021 г. по 18 февраля 2022 г. самостоятельно устанавливала себе выплаты за увеличение объема продаж, дополнительного объема работ, срочных разовых заданий руководителя, за высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В результате издания директором ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлевой М.А. приказов в отношении себя о поощрении путем премирования за высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия ею получены выплаты на основании приказа от 30 июля 2021 г. N в размере 9 235, 20 рублей, приказа от 30 июля 2021 г. N в размере 55 000 рублей, приказа от 31 августа 2021 г. N в размере 9 235, 20 рублей, приказа от 30 сентября 2021 г. N в размере 9 235, 20 рублей, приказа от 30 сентября 2021 г. N в размере 150 000 рублей, приказа от 29 октября 2021 г. N в размере 9 235, 20 рублей, приказа от 29 октября 2021 г. N в размере 150 000 рублей, приказа от 30 ноября 2021 г. N в размере 179 235 рублей, приказа от 24 декабря 2021 г. N в размере 57 094, 20 рубля, приказа от 24 декабря 2021 г. N в размере 170 000 рублей.
Обращаясь с иском в суд, представитель истца ссылался на то, что суммы выплат устанавливались Журавлевой М.А. самостоятельно без согласования руководителя Роспотребнадзора. Издание Журавлевой М.А, являющейся директором ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", приказов о своем поощрении путем премирования являлось незаконным. В результате незаконного издания приказов о выплате премий Журавлевой М.А. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" причинен материальный ущерб в размере 898 270, 20 рублей. Сумма незаконно полученных денежных средств подлежит взысканию с бывшего руководителя ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлевой М.А. в качестве неосновательного обогащения, поскольку в ее действиях усматривается недобросовестность, выразившаяся в нарушении порядка поощрения.
Возражая относительно заявленных исковых требований Журавлева М.А. ссылалась на то, что действовала в соответствии с коллективным договором, которым предусмотрено премирование директора, в связи с чем, оснований для признания приказов незаконными в части ее премирования, не имеется.
Согласно Уставу ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", утвержденному приказом Роспотребнадзора от 23 июня 2021 г. N, функции и полномочия учредителя ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" осуществляет Роспотребнадзор (п. 4); ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" возглавляет руководитель - директор, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем Роспотребнадзора (п. 18).
Таким образом, работодателем Журавлевой М.А. являлся Роспотребнадзор.
На федеральном уровне с целью определения в договорном порядке согласованных позиций по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для федеральных государственных гражданских служащих, работников бюджетных и казенных учреждений и организаций Роспотребнадзора и обеспечения стабильной и эффективной деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора заключено Отраслевое соглашение по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2016 - 2018 годы (далее - Отраслевое соглашение по территориальным органам и организациям Роспотребнадзора), утвержденное 20 сентября 2016 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и председателем Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации. Действие документа продлено до 31 декабря 2021 г. Дополнительным соглашением к отраслевому соглашению по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2016 - 2018 годы.
Согласно п. 2.3.3.8 Отраслевого соглашения по территориальным органам и организациям Роспотребнадзора выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений производятся по решению Роспотребнадзора с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.
Согласно п. 2.3.3.9 Отраслевого соглашения по территориальным органам и организациям Роспотребнадзора для поощрения руководителей предприятий Роспотребнадзора устанавливаются выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются по результатам достижения предприятием показателей экономической эффективности его деятельности, утвержденных Роспотребнадзором, за соответствующий период с учетом личного вклада руководителя предприятия в осуществление основных задач и функций, определенных уставом предприятия. Размер и периодичность выплат стимулирующего характера руководителям предприятий Роспотребнадзора определяются Роспотребнадзором с учетом достижения показателей экономической эффективности деятельности предприятия.
Для работников и руководителей федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора, система оплаты труда регламентируется Приказом Роспотребнадзора от 14 августа 2008 г. N 285 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора" (далее - Приказ от 14 августа 2008 г. N 285).
Согласно п. 5.4 Приказа от 14 августа 2008 г. N 285 премирование руководителя осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, за счет ассигнований федерального бюджета централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета на эти цели, в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера руководителям учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и примерных показателях стимулирования (Приложение N 2). Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.
Положением о выплатах стимулирующего характера руководителям учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и примерных показателях стимулирования предусмотрена выплата премии по итогам работы за квартал, полугодие, девять месяцев, год, за выполнение важных и особо важных работ (п. 1).
В соответствии с пунктами 3, 4 указанного Положения к премиальным выплатам относятся: премия по итогам работы (квартал, полугодие, девять месяцев, год); премия за выполнение особо важных и срочных работ. Премирование осуществляется руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Условия премирования руководителей федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и науки, федеральных казенных учреждений здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены Приказом Роспотребнадзора от 10 марта 2009 г. N 282 "Об утверждении условий премирования руководителей федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и науки, федеральных казенных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора" (далее - Приказ от 10 марта 2009 г. N 282).
В соответствии с пунктом 4.2 Приказа от 10 марта 2009 г. N 282 премирование руководителя учреждения производится по результатам оценки целевых показателей эффективности деятельности учреждений (приложения N N 2 - 4); итогов работы учреждения за соответствующий отчетный период, при условии выполнения количественных показателей и показателей качества, финансовых показателей государственных заданий и с учетом выполнения показателей, предусмотренных положениями о выплатах стимулирующего характера руководителям учреждений и примерными показателями стимулирования, утвержденными приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 г. N 285 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора"; личного вклада руководителя учреждения в реализацию задач и функций, возложенных на учреждение, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
Руководитель учреждения ежеквартально, не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом месяца, представляет отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности учреждения и об итогах работы учреждения за соответствующий отчетный период (п. 4.3 Приказа от 10 марта 2009 г. N 282).
Журавлевой М.А. представлена копия коллективного договора ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" на период с 1 января 2016 г. по 30 декабря 2018 г, утвержденного на общем собрании работников 25 декабря 2015 г, подписанного 25 декабря 2015 г. от работодателя директором ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлевой М.А. и представителем работников П.
Приложением N 3 к коллективному договору, представленному Журавлевой М.А. является Положение о премировании, согласно которому под премированием следует понимать выплату директору, работникам денежных сумм сверх оплаты труда, включающей оклад и надбавки, установленные штатным расписанием организации (п. 1.3); премирование директора, работников по результатам их труда есть право, а не обязанность предприятия и зависит от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и других факторов, могущих оказывать влияние на сам факт и размер премирования (п. 1.5); размер текущих премий директора, работников предприятия может устанавливаться в объеме до 500% от ежемесячной суммы оплаты труда (или оклада) (п. 3.1); размер единовременной премии определяется для директора и каждого работника директором в твердой сумме или в процентах от заработной платы (п. 3.2); максимальный размер материального поощрения директора и работников не ограничивается и зависит только от финансового положения организации (п. 3.3); премирование директора, работников организации производится на основании приказа директора, устанавливающего размер премии (п. 3.4).
Дополнительными соглашениями коллективный договор продлевался, а также в связи с изменением наименования 22 октября 2021 г. и 15 ноября 2021 г. зарегистрированы дополнительные соглашения об изменении названия и продления действия коллективного договора на 3 года до 31 декабря 2024 г.
Судами установлено, что коллективный договор ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" на период с 1 января 2016 г. по 30 декабря 2018 г, зарегистрирован Министерством труда и социального развития Республики Хакасия 15 января 2016 г. за N. С 2018 года дополнительные соглашения к коллективному договору, регистрировались Комитетом муниципальной экономики администрации г. Абакана.
Представителем истца представлена копия коллективного договора ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", полученная по запросу из Комитета муниципальной экономики администрации г. Абакана.
Согласно Положению о премировании, являющемуся приложением N к коллективному договору ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" на период с 1 января 2016 г. по 30 декабря 2018 г. (продленному на период до 31 декабря 2024 г.), представленному представителем истца, под премированием следует понимать выплату работникам денежных сумм сверх оплаты труда, включающей оклад и надбавки, установленные штатным расписанием организации (п. 1.3); источником выплаты премии является фонд заработной платы, включаемый в расходы предприятия на производство работ (услуг) (п. 1.4); премирование работников по результатам их труда есть право, а не обязанность предприятия и зависит от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и других факторов, могущих оказывать влияние на сам факт и размер премирования (п. 1.5); премирование работников организации осуществляется при наличии свободных денежных средств, которые могут быть израсходованы на материальное стимулирование без ущерба для основной деятельности (п. 3.1); размер текущих премий работников предприятия может устанавливаться в объеме до 100% от ежемесячной суммы оплаты труда (или оклада) (п. 3.2); размер единовременной премии определяется для каждого работника директором в твердой сумме или в процентах от заработной платы (п. 3.3); максимальный размер материального поощрения работников не ограничивается и зависит только от финансового положения организации (п. 3.4); премирование работников организации производится на основании приказа директора, устанавливающего размер премии каждому работнику (п. 3.5).
Проанализировав представленные копии коллективного договора ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлевой М.А. и представителем истца, суды пришли к выводам о том, что в представленных копиях Положения о премировании (приложение N к коллективному договору) имеются существенные расхождения в тексте. В представленной Журавлевой М.А. копии перечисленные выше пункты имеют иное содержание. Положение о премировании работников (приложение N к коллективному договору) в редакции, представленной по запросу истца регистрирующим органом - Комитетом муниципальной экономики администрации г. Абакана, не регулирует вопросы премирования директора, не наделает директора полномочиями по изданию приказов в отношении себя о премировании.
Журавлева М.А. не смогла пояснить причину расхождения текста Положения о премировании работников, представленного ею и стороной истца. Указала, что коллективный договор и дополнительные соглашения к нему подписаны ею собственноручно.
Установив указанные обстоятельства, суды приняли за основу вариант коллективного договора, представленный директором ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" Журавлевой М.А. в 2015 году для регистрации в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и переданный в Комитет муниципальной экономики администрации г. Абакана, в котором вопросы премирования директора не урегулированы.
Разрешая заявленные исковые требования, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку вопрос о премировании директора ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан" к компетенции директора не отнесен, данными полномочиями наделен Роспотребнадзор, начисление и выплата Журавлевой М.А. себе премий произведены в отсутствие правовых оснований, в связи с чем признал приказы от 30 июля 2021 г. N, от 30 июля 2021 г. N, от 31 августа 2021 г. N, от 30 сентября 2021 г. N, от 30 сентября 2021 г. N, от 29 октября 2021 г. N, от 29 октября 2021 г. N, от 30 ноября 2021 г. N, от 24 декабря 2021 г. N, от 24 декабря 2021 г. N в части премирования Журавлевой М.А. незаконными.
Установив, что неправомерными действиями Журавлевой М.А, как руководителем ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", выразившимися в необоснованном начислении и выплате себе премий, причинены убытки, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" убытков в размере 898 270, 20 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части неправомерного принятия Журавлевой М.А. в отношении себя приказов о премировании за спорный период, и совершении действий по выплате себе премий при отсутствии достаточных на то оснований.
Установив, что общая сумма полученной Журавлевой М.А. на основании оспариваемых истцом приказов премии составила 798 269, 80 рублей (с учетом того, что представитель истца не поддержал исковые требования в части признания незаконными приказов от 31 августа 2021 г. N и от 31 января 2022 г. N о начислении Журавлевой М.А. премий в размере 70 000 рублей и 30 000 рублей), факт получения данных денежных средств Журавлевой М.А. не оспаривался, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании с Журавлевой М.А. в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" суммы в размере 798 269, 80 рублей.
Разрешая вопрос о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с Журавлевой М.А, суд апелляционной инстанции с учетом установленного факта недобросовестного и неправомерного поведения Журавлевой М.А. не нашел оснований для применения в рассматриваемом деле положений ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей право органа по рассмотрению трудовых споров с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Журавлева М.А. знала о том, что все права ФГУП "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита" переходят к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" в силу чего она как директор не вправе самостоятельно, в отсутствие на то волеизъявления работодателя - руководителя Роспотребнадзора определять условия выплаты вознаграждения за исполнение собственных обязанностей, включая определение размера премий. Занимаемая Журавлевой М.А. должность - директор федерального бюджетного учреждения предполагает повышенные требования к расходованию денежных средств, поступающих в распоряжение учреждения, и, по сути, являющихся средствами федерального бюджета. Журавлева М.А. не учла интересы возглавляемого ею федерального бюджетного учреждения при начислении премий, размер которых в несколько раз превышал размер ее заработной платы. Начисляя себе премии без согласия учредителя, Журавлева М.А. имела личную заинтересованность. Доказательств невозможности возмещения причиненного истцу материального ущерба, в том числе, в силу тяжелого имущественного положения, Журавлевой М.А. не представлено.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что Журавлева М.А. не работает и является пенсионером, не свидетельствует о невозможности уплаты подлежащей взысканию с нее денежной суммы, а также учел, что Журавлева М.А. после вынесения судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия апелляционного определения от 2 мая 2023 г. выплатила истцу в счет возмещения причиненного материального ущерба 400 000 рублей. Указанная сумма не является суммой увеличивающей цену иска, как утверждает ответчик в кассационной жалобе, а относится к обстоятельству, подтверждающем исполнение апелляционного определения от 2 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает исходя из доводов кассационной жалобы, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) орган по рассмотрению трудовых споров может, с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях (части 1 и 2).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.
Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Такое снижение возможно также и при коллективной (бригадной) ответственности, но только после определения сумм, подлежащих взысканию с каждого члена коллектива (бригады), поскольку степень вины, конкретные обстоятельства для каждого из членов коллектива (бригады) могут быть неодинаковыми (например, активное или безразличное отношение работника к предотвращению ущерба либо уменьшению его размера).
При этом необходимо учитывать, что уменьшение размера взыскания с одного или нескольких членов коллектива (бригады) не может служить основанием для соответствующего увеличения размера взыскания с других членов коллектива (бригады). Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положений (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п.
Разрешая вопрос о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с Журавлевой М.А, судом апелляционной инстанции исследованы все обстоятельства, которые свидетельствовали бы о фактической невозможности оплаты Журавлевой М.А. суммы причиненного истцу материального ущерба, учтены степень и форма вины Журавлевой М.А. в причинении ущерба ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия", а также обстоятельства того, что Журавлева М.А. осознавала и понимала значение своих действий при издании приказов и незаконного получения премий за счет ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия", что суммы полученных премий, выплачены фактически за счет средств федерального бюджета при отсутствии на то правовых оснований, при совершении Журавлевой М.А. неправомерных действий.
Доводы кассационной жалобы о том, что начисление заработной платы и премий было подконтрольно работодателю в форме отчетов и принятия решений по расходам денежных средств ФБУЗ "Абаканское дезинфекционное предприятие "Санита", г. Абакан", об отсутствии умысла начисления премий для обогащения, а также о том, что Журавлевой М.А. были соблюдены условия для премирования, установленные п. 4.2. Приказа Роспотребнадзора от 10 марта 2009 г. N, однако, работодателем приказы о премировании не издавались, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, однако, по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и к выражению несогласия с оценкой представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ. Несогласие заявителя кассационной жалобы с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательствам и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
В силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм трудового законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлевой Марины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.