Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 6 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края к ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным и возложение обязанности.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, представителя административных ответчиков Бадерик М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края обратился с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления спецпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности на ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пол и стены санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N N кафельной плиткой, заменить кафельную плитку, имеющую трещины и сколы; на стенах, потолке и полу санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N N устранить налет, повреждения лакокрасочного материала и грибок; возложении обязанности на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности средств у ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной проверки установлено, что общее состояние санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N N 8 неудовлетворительное, кафельная плитка на полу и стенах частично отсутствует либо имеет трещины и сколы, на стенах, потолке и полу имеется налет землянистого цвета, повреждения лакокрасочного материала и грибок. В спальном помещении отряда строгих условий отбывания наказания, карантина, отрядов N N, 3 и 8 отсутствует или частично отсутствует освещение. В целях устранения выявленных нарушений спецпрокуратурой внесено представление об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем нарушения фактически не устранены, меры, направленные на их устранение не приняты.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края удовлетворены. Признано незаконным бездействие федерального казенного учреждения исправительной колонии N ГУФСИН России по Приморскому краю по не проведению ремонта санитарных узлов (туалетного помещения и душевых) отряда N в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и защиты прав осужденных. На ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления со дня вступления в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с выполнением работ по ремонту санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N N колонии. На ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность произвести выполнение работ по ремонту санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N в виде: оборудовать пол и стены санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N кафельной плиткой, заменить кафельную плитку, имеющую трещины и сколы; на стенах, потолке и полу санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N устранить налет, повреждения лакокрасочного материала и грибок, в течение шести месяцев со дня поступления финансирования.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба начальника ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю Поляница А.В, поданная ДД.ММ.ГГГГ через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель сослался на то, что ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю не является главным распорядителем бюджетных ассигнований. Вместе с тем, судами не учтено, что учреждением неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств для проведения капитального и текущего ремонта. ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю предприняты меры по финансированию подведомственного учреждения Приморского края для устранения недостатков, выявленных прокуратурой Приморского края в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор просил оставить оспариваемые акты без изменений, указал, что доказательств того, что администрация учреждения не имеет возможности устранить допущенные нарушения, не представлено. ФСИН осуществляет обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений, ГУФСИН России по Приморскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-41.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, прокурорской проверкой соблюдения ответчиками требований уголовно-исполнительного законодательства в части санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных в федеральном казенном учреждении исправительной колонии N41 ГУФСИН России по Приморскому краю было установлено неудовлетворительное общее состояние санитарных узлов (туалет и умывальное помещение) отрядов N N кафельная плитка на полу и стенах частично отсутствует либо имеет трещины и сколы, на стенах, потолке и полу имеется начет землянистого цвета, повреждения лакокрасочного материала и грибок. В спальном помещении отряда строгих условий отбывания наказания, карантина, отрядов N N отсутствует или частично отсутствует освещение, что не соответствует нормативным требованиям СП 52.13330.2016 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95".
В целях устранения выявленных нарушений, спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФКУ ИК-41 внесено представление об их устранении за N N/ N, которое рассмотрено и удовлетворено.
Из протокола рассмотрения представления ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произведена замена неработающих светильников в отрядах СУОН, карантин, N N, N
В дальнейшем были направлены запросы в ГУФСИН России по Приморскому краю о выделении денежных средств на финансирование работ по капитальному ремонту, проведению мероприятий планово-предупредительных ремонтов конструктивных частей и элементов зданий..
Судами установлено, что ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств для проведения капитального и текущего ремонта - N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, однако денежные средства не поступали.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 15, 18, 46 Конституции Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 82, частью 3 статьи 99, частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 21, пунктом 4 статьи 27, частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьями 11, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 3.1, 3.5 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2001г. N276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений уголовно-исполнительной системы", подпунктами 3, 6 пункта 3, пунктом 5, подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314, установил, что представление прокурора не исполнено, доказательств устранения выявленных прокурором нарушений не представлено, в связи с чем пришел к вводу, что ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю допущено бездействие по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства в части санитарно-эпидемиологических требований, административные ответчики должны принимать необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю нарушений законов, которое должно быть произведено за счет средств ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю, а при недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделяемых ГУФСИН России по Приморскому краю в рамках лимитов, доведенных ФСИН России.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационной жалобой административных ответчиков не опровергаются.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам заявителя, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами учтено, что по причине не достаточного финансирования учреждением неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств для проведения текущего и капитального ремонта. Эти обстоятельства были приняты во внимание при принятии решения о возложении обязанности на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России осуществить финансирование расходов, связанных с выполнением работ по ремонту санитарных узлов.
Иные доводы о том, что в 2023 году ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю произведено финансирование в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств отмену оспариваемых актов не влечет, поскольку устранение нарушений не может быть поставлено в зависимость от текущего финансирования и имеющихся средств, что следует из пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которому при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В целом доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по существу направлены на иную оценку исследованных доказательств и фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 6 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.