Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО12, судей ФИО6, ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора "адрес", заявленного в интересах ФИО1, к МБУ "СпецАвто" (после реорганизации СОГБУ "СпецАвто), Администрации "адрес" по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов "адрес" о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-0250/2023)
по кассационной жалобе "адрес" на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО12, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора "адрес", действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Спецавто" (далее - МБУ "СпецАвто", после переименования с ДД.ММ.ГГГГ - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Спецавто", далее - СОГБУ "Спецавто", Учреждение), Администрации "адрес" по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов "адрес" о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на учредителя организации.
В обоснование исковых требований указал, что ФИО1 работает в названном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя УАЗ 4-го разряда.
Учреждение осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации "адрес" в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации "адрес". Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн. ДД.ММ.ГГГГ подписано, а ДД.ММ.ГГГГ в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. N) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Администрация "адрес" в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализована такая возможность и работодателем, вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работникам Учреждения выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производится без учета положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее - Отраслевое соглашение). Размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере не ниже 1, 15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что привело к заниженному начислению оплаты труда.
Уточнив исковые требования, просил взыскать с работодателя в пользу ФИО1 недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 196 341, 77 руб. с возложением на Администрацию "адрес" или "адрес" обязанности по выделению СОГБУ "СпецАвто" соответствующих денежных средств.
Решением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Заместителя прокурора "адрес", заявленного в интересах ФИО1, к МБУ "СпецАвто" (после реорганизации СОГБУ "СпецАвто), Администрации "адрес" по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов "адрес" о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения удовлетворены.
С СОГБУ "СпецАвто" в пользу ФИО1, взыскана недополученная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 202737, 11руб, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ "СпецАвто" соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОБУ "СпецАвто" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, отменено.
В этой части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе "адрес" (ранее "адрес") ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных.
Заявитель полагает ошибочным вывод судов о том, что фактической деятельностью МБУ "СпецАвто" является деятельность по содержанию дорог местного значения, осуществляемая в сфере дорожного хозяйства, поскольку согласно ЕГРЮЛ и Уставу основной деятельностью учреждения является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Обращает внимание, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса); МБУ "СпецАвто" не относилось к работодателям, указанным в ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, Отраслевое соглашение к трудовым отношениям между работниками и МБУ "СпецАвто" применяться не может. Кроме того, МБУ "СпецАвто" не уполномачивало Администрацию "адрес" (учредителя учреждения) на ведение переговоров и подписание от их имени Соглашения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела истец ФИО1, представители ответчиков МБУ "СпецАвто" (после реорганизации СОГБУ "СпецАвто"), Администрации "адрес" по транспорту и дорожному хозяйству, Департамента бюджета и финансов "адрес", представитель третьего лица СООО "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", не представившие сведений о причинах неявки. Информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на официальном сайте суда и, кроме того, направлена юридическим лицам посредством электронной почты.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ учреждено муниципальное бюджетное учреждение "СпецАвто" с ДД.ММ.ГГГГ путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения "СпецАвто", функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация "адрес".
Исходя из положений Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм. с изменениями, внесенными Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм.; Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм.; Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, МБУ "СпецАвто" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления "адрес" в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р к бытовым услугам.
Вместе с тем, Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм пункт 1.5 Устава МБУ "СпецАвто" изложен в следующей редакции: "Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации "адрес" в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации "адрес"".
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение об органе администрации "адрес" в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации "адрес", которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации "адрес", обеспечивающим реализацию полномочий Администрации "адрес" по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Муниципальными заданиями, утвержденными начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованными МБУ "СпецАвто", на Учреждение возложены обязанности по выполнению работ в части "организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе".
Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
С ДД.ММ.ГГГГ путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Судом также установлено, что истец ФИО1 состоит в трудовых отношения с Учреждением, с ДД.ММ.ГГГГ работает в структурном подразделении "Поддержание ливневой канализации" на должности водителя УАЗ с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 54 руб. 01 коп.
Оплата труда истца осуществляется без учета дополнительных гаранти льгот, установленных отраслевым Соглашением.
Механизм оплаты труда работников МБУ "СпецАвто" установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г, принятого на общем собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто", утвержденного постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм, Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто", утвержденного Генеральным директором МБУ "СпецАвто" ДД.ММ.ГГГГ, штатными расписаниями Учреждения.
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто" определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению N к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7) Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто" предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении N.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых устанавливаются согласно штатного расписания.
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ "СпецАвто" с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8 845 руб, увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто". Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто".
В случае выполнения работниками работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в соответствии с положениями ТК РФ, им производится дополнительная оплата за сверхурочную работу, ночную работу, работу в выходные и праздничные дни, расширенный объем работ (интенсивность труда), совмещение должностей. ДД.ММ.ГГГГ было подписано, а ДД.ММ.ГГГГ в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. N) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Данное Соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовало по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Одной из сторон Соглашения является Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" как представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени. На основании решения Совета директоров Ассоциации "РАДОР" (протокол ЛЗ* 39 от ДД.ММ.ГГГГ) Управление дорожного хозяйства и строительства "адрес" принято в ассоциированные члены Ассоциации "РАДОР". Управление дорожного хозяйства и строительства "адрес" не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию "РАДОР" участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Названное Соглашение в период его действия в МБУ "СпецАвто" при начислении и выплате его работникам заработной платы не применялось.
Вместе с тем, во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к МБУ "Спецавто", Администрации "адрес" о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной платы и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм. внесены изменения в постановление Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм "Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения "СпецАвто". Данным постановлением на работников МБУ "СпецАвто" распространены положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых определен в Приложении N, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16 749, 75 руб. (14 565 х 1.15), межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0, 2.
С учетом данных показателей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работникам МБУ "СпецАвто" начислялась и выплачивалась с учетом вышеприведенных показателей.
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Администрация "адрес" и МБУ "СпецАвто" действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего с указанной даты ФИО1, получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом четвертого по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0, 2.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 4, 11, 15, 21, 22, 45, 48, 56, 129, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 5, 12, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором в защиту интересов ФИО1 требований о взыскании со "адрес" государственного бюджетного учреждения "СпецАвто" (как правопреемника МБУ "СпецАвто") недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом исходил из того, что МБУ "СпецАвто" в течение всего периода действия Отраслевого соглашения фактически осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающую содержание автомобильных дорог местного значения, вплоть до настоящего времени фактическая деятельность учреждения не изменилась; положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, являющегося правовым актом и регулирующим наравне с ТК РФ трудовые отношения, равно как и положения в нем об оплате труда, распространяются на Администрацию "адрес", МБУ "СпецАвто" и работников данной организации, однако его условия работодателем не исполнялись, как и условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г, поскольку минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам названным соглашением, начиная с 2019 года, не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
Отклоняя как необоснованные доводы Администрации "адрес" и "адрес" о том, что основной деятельностью учреждения является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в связи с чем Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы на МБУ "СпецАвто" не распространяется, суд первой инстанции указал, что анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ "СпецАвто", свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как "организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе"; показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог; подавляющее большинство видов деятельности МБУ "СпецАвто" субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что свидетельствует о необходимости отнесения МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства; кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации отметил, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
При этом обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
В связи с этим суд первой инстанции учел, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N ЭЗ - 210 письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-407 Ассоциация "РАДОР" предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. ДД.ММ.ГГГГ письмом N ИС-73 (JI2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация "РАДОР" проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N/В-1851 "О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы" работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о надлежащем информировании Администрации "адрес" о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая предложений по проекту Соглашения не внесла, в коллективных переговорах участия не принимала, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, а, следовательно, данное Соглашение на Администрацию "адрес" и МБУ (СОГБУ) "СпецАвто" распространяется.
Кроме того, суд первой инстанции на основании положений ст. ст. 123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что СОГБУ "СпецАвто" достаточного самостоятельного дохода для выплаты свои работникам заработной платы не имеет и финансируется "адрес", которая в результате произошедшей реорганизации является новым собственником имущества Учреждения, возложил субсидиарную ответственность за исполнение обязательств СОГБУ "СпецАвто" (в случае невозможности исполнения судебного решения) на "адрес".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о привлечении "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда, в связи с чем решение суда в этой части отменил и в данных требованиях прокурора отказал.
Остальные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признал правильными.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций о наличии оснований для взыскания с СОГБУ "СпецАвто" в пользу ФИО1 недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании норм Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых. социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.
Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации: регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений; соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам; в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении; в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Правильно применив вышеприведенные нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированному выводу о распространении на работников МБУ (СОГБУ) "СпецАвто", в том числе истца ФИО1, в спорный период действия Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в связи с чем их вывод о взыскании со "адрес" государственного бюджетного учреждения "СпецАвто" (как правопреемника МБУ "СпецАвто") в пользу ФИО1 недополученной заработной платы в соответствии с условиями указанного Соглашения основан на законе и установленных фактических обстоятельствах.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса), не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов и их отмену не влекут, поскольку указанная норма права регламентирует лишь частный случай, когда Соглашение действует в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в связи с чем не отменяет иных указанных в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации оснований распространения действия Соглашения на работодателей.
Кроме того, из системного толкования положений ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что нормы части 3 данной статьи определяют работодателей, в отношении которых действует Соглашение и интересы которых были представлены объединениями работодателей, заключившими соглашение (независимо от членства работодателей в таких объединениях), в коллективных переговорах либо которые вступили в такие объединения работодателей в период действия соглашения, и не отменяют предусмотренного частями 8 и 9 статьи специального порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, путем присоединения к нему по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо путем не представления в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в указанный федеральный орган исполнительной власти мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.
Доводы кассатора о том, что Отраслевое соглашение распространяется только на муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, и не распространяется на муниципальные бюджетные предприятия, отклоняются как необоснованные, поскольку согласно п.п. 1.1, 1.2. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы Соглашение определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях (учреждениях, предприятиях) дорожного хозяйства независимо от организационно правовых форм и видов собственности; настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется на работников и работодателей - подрядных организаций, на работников и работодателей - организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (п. 1.5 Соглашения).
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, факт осуществления истцом ФИО1 в спорный период трудовой деятельности в организации дорожного хозяйства подтверждается материалами дела.
Приведенные в кассационной жалобе заявителя иные доводы, в том числе о том, что МБУ "СпецАвто" в течение всего периода действия Отраслевого соглашения не осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающую содержание автомобильных дорог местного значения, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Кроме того, указанные доводы являлись предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, поскольку заявлялись при рассмотрении дела по существу и при проверке решения районного суда в апелляционном порядке, признаны необоснованными по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях, оснований не согласиться с которыми у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.