Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Тиуновой Т.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Атиг Нижнесергинского муниципального района Свердловской области на решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31 октября 2023 года по административному делу N2а-288/2023 по административному иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, представителя администрации городского поселения Атиг Вятченниковой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Нижнесергинского района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации городского поселения Атиг (далее - администрация), в котором с учетом уточнения и изменения исковых требований просил: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах: "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" 14; "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" возложить на администрацию обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав жителей городского поселения и обеспечить указанные земельные участки газоснабжением, водоснабжением, водоотведением.
Требования прокурор мотивировал тем, что земельные участки, предоставленные в 2015-2018 годах многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки не обеспечены объектами инфраструктуры, а именно отсутствует газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, а также о нарушении последним требований Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создает препятствия к реализации гражданами их социальных и жилищных прав, а также прав на использование предоставленных земельных участков по назначению.
Решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31 октября 2023 года, административный иск прокурора удовлетворен частично, признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в не обеспечении инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельных участков в кадастровых кварталах: "данные изъяты" На администрацию городского поселения Атиг возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав жителей городского поселения и обеспечить поименованные земельные участки газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 09 апреля 2024 года), администрация выражает несогласие с решением и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела, просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьёй 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 26 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в частях второй и третьей настоящего пункта. Вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, указанным в абзаце седьмом подпункта 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области и имеющим трех и более детей.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах "данные изъяты" были предоставлены администрацией муниципального образования рабочий поселок Атиг гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность на территории муниципального образования рп. Атиг.
Судами установлено, что земельные участки расположенные по улицам "данные изъяты" не обеспечены водоснабжением, водоотведением, газоснабжением, на земельном участке, расположенном по "данные изъяты" отсутствует водоснабжение и водоотведение.
Разрешая спор, суды, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, указав на то, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории городского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законодателем; однако такая обязанность административным ответчиком не исполнена, предоставленные земельные участки инженерной инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) не обеспечены, предоставление земельных участков многодетным семьям не обеспеченных инженерной инфраструктурой не позволяет последним использовать их по целевому назначению, пришли к заключению о наличии оснований для удовлетворения требований в вышеуказанной части.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора в остальной части, суды, с учетом исследованных доказательств, исходили из того, что доводы об отсутствии газоснабжения по ул.Мичурина 29, ул.Мичурина, 23, ул.Мичурина, 17, ул.Мичурина, 15, ул.Мичурина, 11, своего подтверждения не нашли, а земельные участки по ул.Жукова, 15А, ул.Заводская, 14, ул.Солнечная, 10 в п.Атиг были отчуждены. Судебные акты в части отказа в удовлетворении административного иска, сторонами в кассационном порядке не оспариваются.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит. Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Доводы кассационной жалобы, сведенные к тому, что к полномочиям администрации не относится обеспечение объектами инфраструктуры вышеуказанных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан (многодетных семей), являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Так, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства, с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суды правильно исходили из того, что обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, имеющее своей целью улучшение жилищных условий многодетных семей, отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения органа местного самоуправления.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что административным ответчиком доказательств исполнения, возложенных на него как на орган местного самоуправления, в чьи полномочия входит организация газоснабжения, водоснабжения, водоотведения не представлено; доказательств, объективно препятствующих обеспечению многодетных семей земельными участками с необходимой инфраструктурой, также не представлено. С момента предоставления земельных участков до момента обращения прокурора в суд - прошло более пяти лет.
Указанное свидетельствует о том, что обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой, не выполнена.
Доводы администрации о том, что на вышеуказанных земельных участках отсутствуют домовладения, строительство газопроводов будет осуществляться газораспределительной организацией, обращений по поводу организации водоснабжения от собственников земельных участков, указанных в решении суда, в администрацию городского поселения не поступало, ссылки на положения Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", указание на то, что канализация в частных домах может быть и нецентрализованной, являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно, с учетом приведенного правового регулирования, отклонены, как не свидетельствующие о наличии основания для освобождения административного ответчика от возложенной на него обязанности. Судами указано на то, что отсутствие необходимой инфраструктуры является препятствием для начала строительства, возлагает на семьи, относящиеся к льготной категории, несение дополнительных расходов.
Администрация не учитывает, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно. Предоставление земельных участков многодетным семьям не обеспеченных инженерной инфраструктурой не позволяет последним использовать их по целевому назначению.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в судах первой и апелляционной инстанциях, правомерно отклонена судами, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Ссылки в кассационной жалобе на судебные акты, вынесенные в рамках других дел, не свидетельствуют о неправомерности состоявшихся судебных актов, принятых с учетом конкретных установленных обстоятельств по настоящему делу.
По настоящему административному делу заявленные прокурором требования вытекают из спорных правоотношений, в которых администрация реализует публично-властные полномочия по отношению к другим участникам (неопределенному кругу лиц). Административное исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке реализации им полномочий, предусмотренных статьями 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки приведенным доводам кассационной жалобы, судами не допущено нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Доводы представителя административного ответчика, приведенные в судебном заседании суда кассационной инстанции, о недостаточности предоставленного для выполнения возложенной обязанности срока (12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), не могут быть признаны основанием для отмены или изменения постановленных судебных актов в кассационном порядке. Сами по себе приведенные доводы не свидетельствуют о том, что определенный судом первой инстанции срок для исполнения возложенной обязанности является неразумным. При наличии соответствующих оснований, вопрос, связанный с процедурой исполнения постановленных судебных актов, в том числе в части срока их исполнения, может быть разрешен судом первой инстанции в установленном процессуальным законодательством порядке.
Приведенные доводы в кассационной жалобе не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения Атиг Нижнесергинского муниципального района Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 06 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.