Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Симферополя Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов Администрации города Симферополя Республики Крым, Глава Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО2 о взыскании недоплаченной премии по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27.09.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, представителя администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Симферополя Республики Крым, в котором с учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика в ее пользу недоплаченную премию в размере 102 321, 90 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.05.2023 иск ФИО1 удовлетворен.
С администрации г. Симферополя Республики Крым в пользу ФИО1 взыскана недоплаченная премия за период с марта 2022 г. по декабрь 2022 г. в размере 102 321, 90 руб, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 60 000 руб, всего 162 321, 90 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27.09.2023 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы трудового законодательства, поскольку выплата премии является составной частью заработной платы. Указывает, что ежемесячная премия по результатам работы является частью денежного содержания (предусмотрена Положением об оплате труда и коллективным договором), установленного трудовым договором в соответствии с действующим в администрации города Симферополя системами оплаты труда, но при этом эта премия, по мнению апелляционного суда, не включена в систему оплаты труда поскольку спорная премия зависит исключительно от результатов работы конкретного муниципального служащего, и для ее выплаты требуется ежемесячное издание работодателем дополнительного распоряжения (приказа), и соответственно такая премия не является гарантированной и систематической выплатой, и не подлежит обязательной выплате всем муниципальным служащим в одинаковом процентном отношении к окладу.
В судебном заседании ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержала, представитель администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО6 возражает относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя главой администрации г. Симферополя Республики Крым и ФИО1 заключен трудовой договор N, в соответствии с условиями которого истица с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок поступила на муниципальную службу на должность начальника управления торговли и бытового обслуживания населения, отнесенной к главной группе должностей муниципальной службы. В соответствии с п. 4.1 договора муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:
должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы - 12 800 руб.;
ежемесячной надбавки за классный чин (со дня присвоения классного чина);
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе (с момента возникновения права на указанную надбавку);
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
ежемесячной премии по результатам работы, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Ежемесячные и иные дополнительные выплаты определяются муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ пункты 1.1 и 4.1 трудового договора изложены в новой редакции, в соответствии с которой ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ переходит на должность заместителя начальника муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения, отнесенной к главной группе должностей муниципальной службы с должностным окладом 15 476 руб.
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ пункты 1 1.1 и 4.1 трудового договора изложены в новой редакции, в соответствии с которой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначается на должность руководителя аппарата Администрации города Симферополя Республики Крым, отнесенной к высшей группе должностей муниципальной службы должностным окладом - 20 176 руб.; ежемесячной надбавкой за классный чин - действительный муниципальный советник 3 класса; ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу Дет на муниципальной службе - стаж муниципальной службы свыше 10 лет - 20% должностного оклада; ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия муниципальной службы - 200% должностного оклада.
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ пункты 1.1 и 4.1 договора изложены в новой редакции, согласно которой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность начальника департамента административно - технического контроля Администрации города Симферополя Республики Крым, отнесенной к главной группе должностей муниципальной службы, с должностным окладом в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы - 19 802 руб.; ежемесячной надбавкой за присвоенный классный чин Муниципального служащего действительный муниципальный советник 1 класса; ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу лег на муниципальной службе в размере 30% (стаж муниципальной службы свыше 15 лет); ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 200% должностного оклада.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 выплачена ежемесячная премия:
- в марте 2022 г. - в размере 50% от оклада, в то время как иным работникам Администрации размер премии составил 70%;
- в апреле 2022 г. - в размере 20% от оклада, размер премии иным сотрудникам составил 60%;
- в мае 2022 г. - в размере 20 % против размера премии, выплаченным иным сотрудникам Администрации 60%;
в июне 2022 г. - в размере 10%, иным работникам - 70%;
в июле 2022 г. - в размере 20%, иным работникам - 80%;
в августе 2022 г. - в размере 20 % против 80% выплаченных иным сотрудникам;
в сентябре 2022 г. - в размере 20%, иным сотрудникам 80%;
в октябре 2022 г. - в размере 20%, иным сотрудникам 75%;
в ноябре 2022 г. - в размере 20%, иным сотрудникам 80%;
в декабре 2022 г. - в размере 100%, иным сотрудникам 250%.
Разрешая спор, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ФИО1 и взыскивая в ее пользу недоплаченную премию в размере 102 321, 90 руб. за период с марта по декабрь 2022 г, суд первой инстанции исходил из того, что у работодателя отсутствовали основания для уменьшения размера премии и им не представлено доказательств, что истицей в указанный период были допущены нарушения, которые в соответствии с п. 3.8 "Положения о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи муниципальным служащим администрации города Симферополя Республики Крым и ее структурных подразделений", утвержденного распоряжением от 26.12.2014 N126-р, могли быть основанием для такого снижения, что ФИО1 в указанный период выполняла свою работу некачественно либо ненадлежащим образом и это негативно отразилось на результатах работы Администрации города Симферополя.
Суд апелляционной инстанции рассматривая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований установил, что локальными нормативными правовыми актам Администрации города Симферополя Республики Крым установлено, что премия по итогам работы является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, возможность ее получения и размер зависит исключительно от результатов работы конкретного муниципального служащего, то такой вид выплаты не относится к числу гарантированных и решение вопроса о ее выплате работнику относится к полномочиям работодателя.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с положениями ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Ч. 1 ст. 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда, основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, которые являются составной частью заработной платы. В зависимости от оснований стимулирующие выплаты подразделяются на производственные - выплаты, которые осуществляются за трудовые достижения, и непроизводственные - начисляемые к праздникам, юбилеям и так далее. По основанию для начисления стимулирующие выплачиваются за хорошую работу; за выполнение плана; за любые другие достижения сотрудников. Стимулирующие выплаты не являются гарантированными систематическими выплатами, не входят в число обязательных выплат и их выплата не является безусловной, поскольку связана с определенными показателями и условиями.
По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей.
В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная ч. 1 ст. 191 ТК РФ, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность ее выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на ее размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).
Следовательно, при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
Ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку и ТК РФ не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.
Порядок и условия выплаты ежемесячных премий по результатам работы установлены разделом 9 Положения об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 6-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28.11.2014 N83 (далее - Положение об оплате труда).
В соответствии с п. 9.1 указанного Положения об оплате труда ежемесячная премия по результатам работы за выполнение особо важных и сложных заданий (далее премия) выплачивается муниципальным служащим городского совета округа Симферополь с целью повышения их материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач, достижения высоких результатов в своей деятельности, стимулирования профессионального совершенствования, развития инициативы.
Основными показателями (критериями) премирования являются:
- степень сложности и важности выполненных задач;
- эффективность достигнутых результатов;
- соблюдение установленных сроков и качества исполнения поручений вышестоящих должностных лиц;
- личный вклад в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на орган местного самоуправления городского округа Симферополь;
- соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п. 9.2 Положения об оплате труда).
Основные показатели (критерии) для установления или изменения (увеличения, уменьшения) премии муниципальным служащим городского округа Симферополь указываются в представлении непосредственного руководителя муниципального служащего об установлении или изменении размера премии. По результатам рассмотрения представления о премировании комиссия вносит предложение, в частности, главе Администрации г. Симферополя, в котором рекомендует установить конкретные размеры премии муниципальным служащим городского округа Симферополь.
Решение об установлении премии оформляется правовым актом, в частности, главы Администрации городского округа Симферополь (п. 9.3 Положения об оплате труда).
Премия выплачивается ежемесячно за фактически отработанное время. Не относятся к фактически отработанному времени периоды: нахождения в ежегодном основном и (или) дополнительном оплачиваемых отпусках; временной нетрудоспособности; другие периоды, когда муниципальный служащий фактически не исполнял служебные обязанности с полным или частичным сохранением денежного содержания (среднего заработка) или без сохранения денежного содержания (среднего заработка) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9.6 Положения об оплате труда).
В соответствии с Положением о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи муниципальным служащим администрации г. Симферополя Республики Крым и ее структурных подразделений, утвержденным распоряжением Администрации города Симферополя от 26.12.2014 N 126-р (далее - Положение о премировании), выплачиваемые в соответствии с настоящим Положением премии являются формой материального стимулирования и поощрения высокопрофессионального и добросовестного труда, а также оценки конкретного вклада каждого муниципального служащего в успешное выполнение задач, стоящих перед Администрацией города и ее структурными подразделениями, повышения исполнительской дисциплины и ответственности за выполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Согласно п.2.1, п.2.2 Положения о премировании, муниципальным служащим в пределах утвержденного фонда оплаты труда выплачивается ежемесячная премия по результатам работы.
Показателями премирования муниципальных служащих являются результаты работы администрации г. Симферополя в целом за месяц и результаты работы ее структурных подразделений, в штате которых состоят муниципальные служащие.
Ежемесячная премия по результатам работы выплачивается муниципальным служащим Администрации г. Симферополя с целью повышения их материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач, достижения высоких результатов в своей деятельности, стимулирования дальнейшего профессионального совершенствования, развития инициативы.
Основными показателями (критериями) премирования являются:
- отсутствие обоснованных жалоб и обращений по вопросам профессиональной деятельности;
- качественное исполнение возложенных задач и функций на структурные подразделения, в т.ч. координация подведомственных учреждений;
- отсутствие документов, поручений, обращений граждан, срок исполнения которых истек;
- исполнение запланированных мероприятий, в т.ч. исполнение кассового плана не менее 95%;
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, Кодекса этики и служебного поведения муниципального служащего Администрации г. Симферополя;
- исполнение порядка планирования медийной активности.
Разделом 3 Положения "Порядок начисления и выплаты премий" установлено, что размер премии определяется индивидуально, в соответствии с вкладом каждого муниципального служащего в общие результаты работы, и устанавливается в процентах от должностного оклада (п. 3.2 Положения о премировании).
Решение о снижении размера премии или полном лишении премии по результатам работы муниципальных служащих принимает глава Администрации г. Симферополя лично или по представлению одного из заместителей, руководителя аппарат, курирующих структурное подразделение, с учетом согласования профсоюза (п. 3.4 Положения об оплате труда).
Представления о премировании муниципальных служащих с указанием конкретных размеров премии, определяемых индивидуально, исходя из оценки выполнения каждым муниципальным служащим за расчетный период для начисления премии показателей, предусмотренных п. 2.2 настоящего Положения, вносятся главе Администрации г. Симферополя по рассмотрению представлений об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и о премировании по результатам работы, не позднее 25 числа текущего месяца (п. 3.5 Положения о премировании).
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Губарева
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.