Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Мартыновой Н.Н, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымова А.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 7 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крымова А.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также - ОСФР по Ростовской области) о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что 27.07.2019 Крымова А.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" истице отказано ввиду отсутствия документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности.
В специальный стаж не включены периоды работы с 20.09.1993 по 30.04.2009, с 19.05.2010 по 19.11.2013 в качестве санитарки радиологического отделения Nl в ГБУ РО "Онкологический диспансер".
С решением ответчика истица не согласна.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Крымова А.Ю. просила суд признать решение ОСФР по Ростовской области от 26.11.2019 N703747/19 об отказе в назначении пенсии незаконным; возложить на ОСФР по Ростовской области обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды с 20.09.1993 по 30.04.2009, с 19.05.2010 по 19.11.2013 - санитаркой радиологического отделения, радиологического отделения Nl в ГБУ РО "Онкологический диспансер"; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 19.08.2019; взыскать с ОСФР по Ростовской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 сентября 2023 года исковые требования Крымовой А.Ю. удовлетворены частично. Судом признано незаконным решение ОСФР по Ростовской области от 26.11.2019 N703747/19 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 20.09.1993 по 30.04.2009 и с 19.05.2010 по 19.11.2013 и в части отказа в назначении пенсии. На ОСФР по Ростовской области возложена обязанность включить в страховой стаж Крымовой А.Ю, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы санитаркой в ГБУ РО "Онкологический диспансер" с 20.09.1993 по 30.04.2009, с 19.05.2010 по 19.11.2013 и назначить Крымовой А.Ю. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" с 19.08.2019. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 декабря 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Ростовской области просит отменить решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 7 декабря 2023 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 27.07.2019 Крымова А.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону от 27.11.2019 N703747/19 Крымовой А.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности. Продолжительность страхового стажа Крымовой А.Ю. составила 32 года 02 месяца 20 дней.
Указанным решением в стаж Крымовой А.Ю, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы по Списку N2 санитаркой радиологического отделения, радиологического отделения Nl в ГБУ РО "Онкологический диспансер" с 20.09.1993 по 30.04.2009, с 19.05.2010 по 19.11.2013, так как должность не предусмотрена Списком и истица не осуществляла уход за больными в течение 80% рабочего времени. Также отказано во включении в специальный и страховой стаж по Списку N2 периода работы санитаркой радиологического отделения в ГБУ РО "Онкологический диспансер": с 01.05.2009 по 18.05.2010, так как должность не предусмотрена Списком, и истица не осуществляла уход за больными в течение 80% рабочего времени, а также находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
Из материалов дела следует, и подтверждается записями в трудовой книжке серии N N, выданной на имя Крымовой А.Ю, что с 20.09.1993 по 31.01.2002 она работала санитаркой радиологического отделения гамма терапевтических установок в Горонкодиспансере, с 01.02.2002 по 03.01.2003 - санитарка рентгенотерапевтического аппарата радиологического отделения в Горонкодиспансере, с 04.01.2003 по 08.09.2013 - санитарка радиологического отделения (для обслуживания рентгенотерапевтического аппарата) в МЛПУЗ "Онкологический диспансер г. Ростова-на-Дону", с 09.09.2013 по 19.11.2013 - санитарка радиологического отделения (кабинет рентгенотерапии) в ГБУ РО "Онкологический диспансер".
Также в материалах дела имеется справка ГБУ РО "Онкологический диспансер" от 29.08.2019 N 108, согласно которой Крымова А.Ю. работала в ГБУ РО "Онкологический диспансер" на полную ставку в должности санитарки с 20.09.1993 (приказ от 20.09.1993 N104) по 31.01.2002 (приказ от 01.02.2002 N13) в структурном подразделении Радиологическое отделение. С 01.02.2002 (приказ от 01.02.2002 N13) по 03.01.2003 (приказ от 04.01.2003 N 1-к) - в должности санитарки рентгенотерапевтического аппарата структурного подразделения радиологическое отделение, на полную ставку. С 04.01.2003 (приказ от 04.01.2003 N 1-к) по 08.09.2013 (приказ от 09.09.2013 N275-к) - в должности санитарки (для обслуживания рентгенотерапевтического аппарата) структурного подразделения радиологическое отделение на полную ставку. С 09.09.2013 (приказ от 09.09.2013 N275-к) по 19.11.2013 (приказ от 05.11.2013 N335-к) - в должности санитарки (кабинета рентгенотерапии) структурного подразделения радиологическое отделение N l, на полную ставку. Также в данной справке работодатель Крымовой А.Ю. указывает, что работа в указанных должностях дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В материалы дела Крымовой А.Ю. представлена справка от 26.07.2021 N112, выданная ГБУ РО "Онкологический диспансер", согласно которой она работала в ГБУ РО "Онкологический диспансер" на полную ставку в должности санитарки с 20.09.1993 (приказ от 20.09.1993 N104) по 31.01.2002 (приказ от 01.02.2002 N13) в структурном подразделении Радиологическое отделение. С 01.02.2002 (приказ от 01.02.2002 N13) по 03.01.2003 (приказ от 04.01.2003 N1-к) - в должности санитарки рентгенотерапевтического аппарата Структурного подразделения Радиологическое отделение, на полную ставку. С 04.01.2003 (приказ от 04.01.2003 N l-к) по 08.09.2013 (приказ от 09.09.2013 N 275-к) - в должности санитарки (для обслуживания рентгенотерапевтического аппарата) Структурного подразделения Радиологическое отделение на полную ставку. С 09.09.2013 (приказ от 09.09.2013 N275-к) по 19.11.2013 (приказ от 05.11.2013 N335-к) - в должности санитарки кабинета рентгенотерапии) Структурного подразделения Радиологическое отделение Nl, на полную ставку. Также в данной справке работодатель Крымовой А.Ю. указывает, что работа указанных должностях дает истице право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из карточки учета индивидуальных доз облучения усматривается, что Крымова А.Ю. работает в должности рентген-санитарки радиологического отделения с прибором "АГАТ-С", указаны квартальные и годовые дозы облучения, полученные Крымовой А.Ю. за период с 1995 года по 2011 год (том 1 л.д. 19-20).
Согласно приказам от 5 апреля 2006 г. N41 (том 1 л.д. 65-66), от 26 июля 2007 г. N 112 (том 1 л.д. 67-68), от 19 марта 2008 г. N 40 (том 1 л.д. 69-70), от 17 марта 2009 г. N 631 (том 1 л.д. 71-72), от 24 декабря 2010 г. N 85 (том 1 л.д. 73-74), от 4 февраля 2011 г. (том 1 л.д. 75-76), от 4 апреля 2012 г. N22 (том 1 л.д. 77-78), Крымова А.Ю. отнесена к перечню лиц, постоянно и непосредственно занятых на работах с источниками ионизирующего излучения и дающими право на льготное пенсионное обеспечение.
В радиационно-гигиенических паспортах организации (предприятия), использующей источники ионизирующего излучения, по состоянию на 2011 год (том 1 л.д. 79-81), на 2012 год (том 1 л.д. 82-85), на 2013 год (том 1 л.д. 86-88) указано, в том числе количество персонала предприятия, отнесенное к списку работников (группа А), постоянно и непосредственно занятых на работах с источниками ионизирующего излучения и, следовательно, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Численность персонала соответствует численности персонала указанных в соответствующих приказах об отнесении к Группе A.
В штатных расписаниях ГБУ РО "Онкологический диспансер" отсутствуют должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в радиологическом отделении, что подтверждается штатным расписанием на 1 января 2003 г. (том 1 л.д. 89-92), 1 января 2004 г. (том 1 л.д. 93-97), 1 января 2005 г. (том 1л.д. 98-104), 1 января 2006 г. (том 1л.д. 105-108), 1 января 2007 г. (том 1 л.д. 109-113), 1 января 2009 г. (том 1 л.д. 114-118), 1: января 2010 г. (том 1 л.д. 119- 123), 1 января 2011 г. (том 1 л.д. 124-127), 1 января 2012 г. (том 1 л.д. 128- 131), 1 января 2013 г. (том 1л.д. 132-135).
Согласно приказу от 10 декабря 2008 г. N823 (том 1 л.д. 137) Крымовой А.Ю. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 31 календарный день и отпуск дополнительный на 18 календарных дней. Согласно приказу от 1 февраля 2012 г. N45 (том 1 л.д. 138) Крымовой А. Ю. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 31 календарный день и отпуск дополнительный на 18 календарных дней.
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда N120 (том 1 л.д.168-169) на санитарку радиологического отделения, по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса: химический - 2 класс условий труда; шум - 2 класс условий труда; ионизирующие излучения - 2 класс условий труда; микроклимат - 2 класс условий труда; световая среда - 2 класс условий труда; тяжесть труда - 3.1 класс условий труда: общая оценка труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса- 3.1 класс условий труда.
Согласно Протоколу измерения факторов производственной среды и гигиенической оценки условий труда N120 (том 1, л.д. 170) подтверждается 2 класс условий труда.
Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса N 120-Т (том 1 л.д. 171-172), устанавливает, что условия труда по факторам тяжести трудового процесса на рабочем месте относятся: класс 3 - вредный, 1 степень.
Согласно Протоколу измерений и оценки химического фактора N120.08.3/Х (том 1л.д. 176), класс условий труда по химическому фактору 2.
В функциональные обязанности санитарки рентгено-терапевтического и гамма-терапевтического кабинетов (том 1 л. д. 183) входят следующие обязанности: проведение текущей и генеральной уборки кабинета лучевой терапии, а при производственной необходимости, и других помещений; участие в транспортировке и укладке больных для проведения лучевого лечения; соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности; соблюдение правил медицинской этики и деонтологии по отношению к больным, родственникам больных и сотрудникам; выполнение правил внутреннего трудового распорядка; соблюдение санэпидрежима в кабинете лучевой терапии; участие в конференциях для младшего медперсонала; в экстремальных ситуациях участие в эвакуации больных из кабинета отделения. Также санитарка рентгенотерапевтического и гамма- терапевтического кабинетов несет ответственность за сохранность имущества кабинета лучевой терапии.
Кроме того, из материалов дела усматривается предоставление Крымовой А.Ю. дополнительной оплаты за вредность. Так согласно приказу N13-к (том 1 л.д. 190-193) Крымовой А.Ю, санитарке для обслуживания гамма-терапевтической установки радиологического отделения с 01.02.2002 установлена оплата + 30% за вредность. Согласно приказу (том 1 л.д. 194-195) Крымовой А.Ю, санитарке для обслуживания рентгенотерапевтического аппарата радиологического отделения с 04.01.2003 установлена оплата + 15% за вредность.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего федерального закона по состоянию на 3 1 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации от 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также Постановление от 16.07.2014 N665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, в том числе, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее - Список N 2).
Списком N 2 право на льготное пенсионное обеспечение установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах) раздел "XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" (код 22600000-14467).
В Письме Минтруда Российской Федерации от 27.05.1992 N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" указывается, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов (приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 N 116). До 01.01.1992 санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 137 от 16.06.1993 в дополнение к Приказу Минздрава РСФСР N 132 от 02.08.1992 "О совершенствовании службы лучевой диагностики" утверждено Положение о санитарке рентгеновского отделения (кабинета), отдела (отделения) лучевой диагностики, из которого усматривается, что на указанную должность назначается в установленном порядке работник, не имеющий медицинского образования, который непосредственно подчиняется заведующему отделением (кабинетом), а во время работы - врачу данного кабинета, рентгенолаборанту или медицинской сестре и пользуется всеми льготами, распространяющимися на персонал рентгеновского отделения (кабинета), определенных соответствующими статьями законодательства о труде.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.06.2003 N 5031-ЮЛ разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". В связи с чем назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с Письмом Минтруда России от 25.05.1992 N 1062-РБ возможно при строгом соблюдении условий, изложенных в этом Письме, то есть, предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
При таких обстоятельствах, для назначения пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 года N 5031-юл требуется одновременное наличие и соблюдение двух изложенных в данном Письме условий, а именно: отсутствие в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах, и выполнение санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Согласно квалификационному справочнику профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 года N 58/3-102, к видам деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 относятся: оказание помощи врачам и средним медицинским работникам при проведении лечебных и диагностических процедур, помощь нуждающемуся больному при одевании, раздевании, укладывании в постель, кормлении, купании, содержании в чистоте закрепленных помещений с их медицинским, специальным и хозяйственным оборудованием, обработка предметов ухода за больными, контроль за выполнением больными правил внутреннего распорядка.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены, в том числе, и должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, которая оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ- инфекции.
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что истица в спорные периоды занимая должность санитарки, фактически выполняла обязанности и младшей медицинской сестры по уходу за больными в радиологическом отделении, где используются источники ионизирующего излучения, в течение полного рабочего дня. При этом, суд учитывал, что отсутствие кода льгот в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в период трудовой деятельности истицы, включаемой в страховой стаж связанный с особыми условиями труда, не может повлечь для нее неблагоприятные последствия в виде отказа во включении периода в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Также суд учитывал, что работодателем- ГБУ РО "Онкологический диспансер" в представленных справках от 29.08.2019 N 108 и от 26.07.2021 N 112 подтверждено право Крымовой А.Ю. на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N400.
Принимая во внимание, что с учетом включенных спорных периодов работы истицы в специальный стаж, он составит более 10 лет, суд удовлетворил требования истицы о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.08.2019.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций также соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку факт того, что истица в спорные периоды работала санитаркой в рентгенологическом кабинете не менее 80% рабочего времени и фактически выполняла должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, документально не подтверждается, исключительно направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.