Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Дегтеревой О.В., Ефремова С.А., при помощнике судьи Макушненко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи с Приволжским районным судом г. Казани по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 02-1846/2022) по апелляционным жалобам АО "Авиакомпания АЗИМУТ", Капли Дмитрия Константиновича на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2023 года, которым постановлено:
" взыскать с Капли ХХХХХХХХХ в пользу акционерного общества "Авиакомпания АЗИМУТ" денежные средства в размере 237 259 рублей 76 копеек, расходы по оплате государственной пошлины 5 734 рубля 08 копеек.
В остальной части иска - отказать ",
УСТАНОВИЛА:
Истец- АО "Авиакомпания АЗИМУТ" обратился в суд с иском к ответчику Капле ХХ, просил взыскать с ответчика в свою пользу затраты, понесенные на обучение работника, в размере 476 355, 04 руб. расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 964, 00 руб, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в сентябре 2021 года между сторонами был заключен трудовой договор, в соответствии с которым ответчик принят на работу к истцу на должность второго пилота Департамента летной деятельности Авиационной эскадрильи N 94 в г. ХХХХХХХХХХХХХ. 03.09.2021 года между сторонами заключен ученический договор N 49/21y, предметом которого являются взаимные обязательства сторон по профессиональной подготовке летного состава на воздушном судне (В С) RRI-95. В соответствии с условиями ученического договора, работник после получения диплома об окончания учебы и издания приказа о вступлении в должность обязуется отработать у работодателя не менее 5-ти лет (60 полных месяцев). Не пройдя процедуру ввода в строй, ответчик 08.06.2022 года подал заявление об увольнении по собственному желанию. Приказом от 10.06.2022 года трудовой договор с ответчиком был расторгнут. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по осуществлению у истца трудовой деятельности в установленный договором срок, истец обратился с настоящим иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят стороны по доводам апелляционных жалоб.
Представитель истца АО "Авиакомпания АЗИМУТ" на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Ответчик Капля ХХ, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Подва ХХ, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика по доверенности Подва ХХ, участвовавшего в заседании судебной коллегии посредством видео-конференцсвязи, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения решения суда имеются.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство действительно не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты, однако факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в г. Женеве 01.07.1949 года на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.
Из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса Российской Федерации установилспециальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Приказом Минтранса России от 02.10.2017 г. N 399 утверждены Федеральные авиационные Правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).
Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе, продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).
Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2015 г, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).
Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19.03.1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.82 Правил на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более - имеет свидетельство линейного пилота.
В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов; для управления вертолетом - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота (пункт 5.82.1 Правил).
Эксплуатант назначает пилота в качестве КВС под наблюдением, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна (пункт 5.82.2).
Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 г. N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.
Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия их знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).
Пунктом 4.3 названных Правил установлено, что к роме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет": должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере. В указанный налет входит: 100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна; 20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах; 10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере; 5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях: распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета; аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений; управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров; полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него; полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями; полеты на критически высоких воздушных скоростях; взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре; взлеты с коротким разбегом (с укороченной
взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута; полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.
В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 г. N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
Из совокупного толкования названных правовых норм следует, что планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка).
После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает именно под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота.
Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа до допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Капля ХХ в соответствии с трудовым договором N 162/21 от 03.09.2021 г. был принят в АО "Авиакомпания АЗИМУТ" в качестве второго пилота Авиационной эскадрильи N 4 в г. ХХХХХХХХХХ (т.1 л.д.12-14).
03.09.2021 г. между АО "Авиакомпания АЗИМУТ" и Каплей ХХ. заключен ученический договор N 49/21-у на переподготовку на ВС (включая skil test); программа аварийно-спасательной подготовки летных экипажей при переучивании на ВС "RRJ-95" (т.1 л.д.15-17).
Согласно п.1.1 ученического договора переподготовка производится в АУЦ "РАТА" г. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ.
В силу п. 1.2 ученического договора срок обучения устанавливается с 06.09.2021 г. по 11.11.2021 г, обучение производится с отрывом от работы, форма обучения- очная.
Согласно п.2.4 ученического договора полная стоимость обучения работника включает: стоимость курса (программы) обучения, стоимость проезда к месту обучения и обратно, стоимость проживания в период ученичества, заработную плату, выплачиваемую за время обучения с отрывом от производства, отчислении от нее за период обучения, суточные, расходы на ввод в строй или стажировку работника, иные расходы, связанные с прохождением обучения, проведения тренажерных тренировок, иные расходы на обучение; с тоимость курса обучения составляет 279 300, 00 руб. (п.2.41 договора); стоимость ввода в строй - 1 942 466, 00 руб. (п.2.4.1.1 договора).
Положениями ученического договора (пункты 2.5, 2.6, 2.4.1, 2.4.2) установлено, что работник дает согласие на возмещение затрат на обучение в случае увольнения - из суммы окончательного расчета. Возмещение затрат на обучение работника производится пропорционально фактически отработанному после окончания обучения времени за каждый неотработанный день. Расчет производится в календарных днях.
Кроме того, работник обязался проработать в АО "Авиакомпания АЗИМУТ" не менее 5-ти лет по полученной специальности (квалификации) с даты получения диплома об окончании учебного заведения и издания приказа о вступлении работника в должность (п. 2.2.6. ученического договора). При этом, возместить расходы на ученичество, в том числе, в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором пятилетнего срока отработки, а также за нарушение трудовой дисциплины, совершение других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;- неисполнения без уважительных причин обязательств по ученическому договору, в том числе, в случае когда работник не приступает к работе;- увольнения ученика из организации, где осуществляется ввод в строй по собственному желанию без уважительных причин (п.2.3 договора).
Исчерпывающий перечень уважительных причин для расторжения трудового договора по инициативе работника определен в п. 2.3.1 ученического договора и включает: наличие заболевания, препятствующего трудоустройству у работодателя по освоенной специальности, подтвержденной заключением уполномоченных органов;- признание работника в установленном порядке инвалидом 1 или 2 группы.
В соответствии с условиями заключенного между истцом и ПАО "НПК Иркут" Соглашения о переподготовке авиационного персонала N 07-48989/37232 от 30.12.2020 г, ответчик прошел в период с 06.09.2021 г. по 13.11.2021 г. обучение в Авиационном центре "РАТА", что подтверждается удостоверением о повышении квалификации, актом N 311 об оказании услуг о 18.03.2022 г, письмом ПАО "НПК Иркут" от 17.12.2021 г. (т.1 л.д.22-42).
Стоимость обучения составила 2 372 597, 57 руб, при этом поскольку 90 % от указанной суммы предоставляются в рамках постановлений Правительства РФ от 23.07.2015 г. N 745, от 19.03.2018 г. N 301, за полученное ответчиком образование истцом уплачено 10 % от стоимости обучения, что составляет 237 259, 76 руб, которые были перечислены платежным поручением от 8.10.2021 г. N 18946 в составе суммы 2 793 237 руб. за обучение 5 экипажей воздушных судов (т.1 л.д.43).
Приказом от 24.01.2022 г. N ДЛД-41 Капля ХХ. допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ВС RRJ -95 (т.1 л.д.19).
Не завершив процедуру ввода в строй, ответчик 08.06.2022 г. подал заявление об увольнении по собственному желанию 10.06.2022 г. и приказом N 591 л/с от 10.06.2022 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) (т.1 л.д.20, 69).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований АО "Авиакомпания АЗИМУТ" и взыскании с Капли ХХ. расходов, связанных с обучением работника, в размере 237 259 руб. 76 коп. и расходов по уплате госпошлины в сумме 5 734 руб. 08 коп, исходя из того, что свои обязательства по ученическому договору АО "Авиакомпания АЗИМУТ" исполнило в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, однако ответчик в нарушение принятых на себя по ученическому договору обязательств не отработал в АО "Авиакомпания АЗИМУТ" пять лет, уволился по собственному желанию и затраты на переобучение пропорционально фактически не отработанному времени работодателю не возместил. При этом суд учел, что доказательства уважительности причин неисполнения условий ученического договора ответчик в суд не представил.
Доводы ответчика о том, что его обучение является повышением квалификации, а потому не подлежит возмещению, правомерно признаны судом не состоятельными, поскольку противоречат взятым на себя ответчиком обязательством путем заключения ученического договора, в том числе, возмещению затрат на обучение.
Доводы Капли ХХ. в апелляционной жалобе и дополнениях к ней о недоказанности истцом размера затрат, понесенных на его обучение в виде теоретической подготовки в размере 237 259 руб. 76 коп, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку размер стоимости указанного обучения, подтвержден Соглашением о переподготовке авиационного персонала N 07-48989/37232 от 30.12.2020 г. между истцом и ПАО "НПК Иркут", удостоверением о повышении квалификации, актом N 311 об оказании услуг о 18.03.2022 г, письмом ПАО "НПК Иркут" от 17.12.2021 г, платежным поручением от 08.10.2021 г. N ХХХХХХ (т.1 л.д.22-45).
Кроме того, стоимость обучения (стоимость переподготовки, без учета подготовки по вводу в строй), указана в ученическом договоре и с ответчиком согласована.
Отказывая истцу во взыскании с Капли ХХ. расходов на ввод в строй в размере 329 375 руб. 28 коп, суд исходил из того, что согласно и з представленных в материалы дела заданий на полет следует, что ответчик являлся членом летного экипажа в звании второй пилот-стажер. Рейсы, на которых осуществлялся ввод в строй, не являлись учебными, были коммерческими. Доказательств фактического возложения на командира воздушного судна и осуществления им дополнительных трудовых функций по обучению ответчика судом не установлено, а материалы дела не содержат.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя и исходя из представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что требования истца о взыскании расходов по вводу в строй подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п. 5.84 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. N 128, эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и:
а) предусматривает средства наземной и летной подготовки, а также преподавателей и инструкторов соответствующей квалификации;
б) состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) воздушных судов, на котором работают члены летного экипажа.
В соответствии с утвержденной программой подготовки пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота ВС RRJ -95 целью данной программы является приобретение и повышение уровня профессиональных знаний, навыков, умений необходимых для выполнения самостоятельных полетов в качестве второго пилота в составе экипажей ВС, летная подготовка к самостоятельной работе производится инструктором.
Как следует из материалов дела, ответчик приступил к выполнению летной подготовки, проходил процедуру ввода в строй, тренировку на тренажере под контролем инструкторов Габрилян ХХ, Наумова ХХ, Тютина ХХ, Павлова ХХ, что подтверждается заданиями на полет, отчетной документацией, справкой о количестве часов налета и часов на тренажере (т.1 л.д.50-68, 179-182, т.2 л.д.30-31, 33). Также в материалах дела имеются документы, в том числе, расчетные листки, расчетные ведомости начисления стимулирующей доплаты за выполнение инструкторских функций, свидетельствующие о выплатах осуществленных истцом вышеуказанным лицам по инструкторскому сопровождению с отчислением во внебюджетные фонда (т.1 л.д.179-182). Данные документы были приняты судебной коллегии в качестве дополнительных доказательств по ст. 327.1 ГПК РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов на ввод в строй в части расходов на инструкторское сопровождение, которые непосредственно связаны с обучением ответчика, в размере 158 588 руб. 41 коп, соглашаясь с расчетом истца, подтвержденным соответствующими документами (т.2 л.д.32).
Следовательно, решение суда подлежит изменению, с Капли ХХ. в пользу АО "Авиакомпания АЗИМУТ" подлежат взысканию денежные средства, в счет возмещения расходов на обучение в размере 395 848, 17 руб. (237 259, 76 руб. + 158 588, 41 руб.).
Применяя положения ч. 3 ст. 98 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда и в части государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика.
Таким образом, с ответчика в бюджет г. Москвы подлежит взысканию госпошлина в сумме 7 158 руб.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба АО "Авиакомпания АЗИМУТ" подлежит удовлетворению частично, апелляционная жалоба Капли Д.К. - удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2023 года изменить, в зыскать с Капли ХХХХХХХХХХХХХХ в пользу АО "Авиакомпания АЗИМУТ" денежные средства в счет возмещения расходов на обучение в размере 395 848 руб. 17 коп, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 158 руб.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.