Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5891/2023 по заявлению акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" об отмене решения финансового уполномоченного, по кассационной жалобе акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя финансового уполномоченного Руфовой Д.С, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" (далее - АО "НПФ "Открытие", Фонд) обратилось с заявлением об отмене решения финансового уполномоченного N У-23-69218/5010-004 от 19 июля 2023 г. (том 1 л.д. 4-12).
В обоснование заявленных требований представитель заявителя ссылался на то, что Черникова О.Н. обратилась к финансовому уполномоченному с требованием о взыскании суммы пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты в размере 388 264, 37 руб. в связи с несогласием с решением АО "НПФ "Открытие" об установлении ей накопительной пенсии. Решением финансового уполномоченного N У-23-69218/5010-004 от 19 июля 2023 г. требования Черниковой О.Н. удовлетворены частично, с Фонда взысканы денежные средства в размере 362 067, 50 руб. Полагал решение финансового уполномоченного незаконным, поскольку финансовый уполномоченный неверно определилсумму средств пенсионных накоплений, исходя из которой должен производиться расчет соотношения накопительной пенсии к сумме страховой и накопительной пенсий. На дату обращения Черниковой О.Н. сумма средств пенсионных накоплений составляла 698 259, 89 руб, из них дополнительные страховые взносы - 309 995, 52 руб, страховые взносы и доход от их инвестирования - 388 264, 37 руб. С учетом дополнительных страховых взносов размер накопительной пенсии составил более 5% по отношению к сумме страховой пенсии по старости, в связи с чем у Черниковой О.Н. имелось право на накопительную пенсию и отсутствовало право на единовременную выплату. По мнению финансового уполномоченного, дополнительные страховые взносы не подлежат учету, поскольку Черникова О.Н. просила их не учитывать в составе накопительной пенсии.
Представитель истца полагает, что с учетом действующего правового регулирования дополнительные страховые взносы при определении права Черниковой О.Н. на накопительную пенсию подлежат учету вне зависимости от волеизъявления застрахованного лица. 1 февраля 2023 г. Фонд принял решение о назначении Черниковой О. Н. накопительной пенсии в размере 1 348, 14 руб. без учета дополнительных страховых взносов. Также полагал ошибочным вывод финансового уполномоченного о том, что при произведении расчета накопительной пенсии Черниковой О.Н. результаты инвестиционной деятельности за 2022 г. не должны были учитываться, пскольку Фонд обязан отражать на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц по состоянию на 31 декабря каждого года не позднее 31 марта следующего года. Финансовый уполномоченный не отменил решение фонда о назначении Черниковой О.Н. пенсии, при этом взыскал средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, что законом не предусмотрено.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2024 г, в удовлетворении требований АО "НПФ "Открытие" отказано.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2024 г. произведена замена заявителя АО "НПФ "Открытие" на его правопреемника - акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд ВТБ Пенсионный фонд.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права.
От представителя финансового уполномоченного поступили возражения на кассационную жалобу, в которых представитель заинтересованного лица просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами, 21 декабря 2015 г. между ОАО "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" и Черниковой О.Н. заключен договор об обязательном пенсионном страховании N 312-867020-1438, который вступил в силу 30 марта 2016 г.
23 января 2023 г. Черникова О.Н. обратилась к АО "НПФ "Открытие" с заявлением застрахованного лица о назначении накопительной пенсии.
23 января 2023 г. АО "НПФ "Открытие" направило в ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре запрос о предоставлении информации для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
27 января 2023 г. ОСФР предоставило Фонду информацию о том, что у Черниковой О.Н. есть право на установление накопительной пенсии в связи с наличием условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Размер страховой пенсии по старости, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с информацией для назначения накопительной пенсии составляет 31 212, 62 руб.
1 февраля 2023 г. АО "НПФ "Открытие" приняло решение N 23-777-0103-2188В-Р1 о назначении Черниковой О.Н. с 23 января 2023 г. накопительной пенсии в размере 1348, 14 руб.
27 марта 2023 г, 28 марта 2023 г. Черникова О.Н. в связи с несогласием с расчетом накопительной пенсии обратилась в Фонд с претензиями, в которых указывала на наличие оснований для осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в размере 388 264, 37 руб.
В ответ на претензии в письме от 6 апреля 2023 г. Фонд указал, что размер накопительной пенсии, исчисленной из всех источников формирования средств пенсионных накоплений, составил более 5% по отношению к общему размеру страховой и накопительной пенсии, в связи с чем право на получение сумм пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты у Черниковой О. Н. отсутствует.
Черникова О.Н. в досудебном порядке обратилась к финансовому уполномоченному с требованием о взыскании с АО "НПФ "Открытие" денежных средств в виде единовременной выплаты пенсионных накоплений в размере 388 264, 37 руб.
Решением финансового уполномоченного N У-23-69218/5010-004 от 19 июля 2023 г. требование Черниковой О.Н. было удовлетворено частично, определено к взысканию с АО "НПФ "Открытие" в пользу Черниковой О.Н. средств пенсионных накоплений в размере 362 067, 50 руб.
Финансовый уполномоченный пришел к выводу, что расчет размера накопительной пенсии должен осуществляться исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии заявителя без учета дополнительных страховых взносов и без учета дохода от инвестирования за 2022 г, то есть исходя из суммы 370 547, 74 руб. (388 264, 37 руб. - 17 716, 63 руб.).
Размер накопительной пенсии заявителя для целей определения права на единовременную выплату составляет 370 547, 74 руб. / 288 (количество месяцев ожидаемого периода) = 1 286, 62 руб.
Соотношение размера накопительной пенсии к общему размеру страховой пенсии по старости и накопительной пенсии составил 3, 96 % (1 286, 62 руб. (размер накопительной пенсии) х 100 / (31 212, 62 руб.) (размер страховой пенсии) + 1 286, 62 руб. (размер накопительной пенсии)).
Поскольку из представленных Фондом в ответ на запрос платежных документов следует, что за период с 23 января 2023 г. по 5 июля 2023 г. Фондом осуществлена выплата накопительной пенсии заявителю в общем размере 8 480, 24 руб, размер обоснованного требования заявителя о взыскании денежных средств за счет пенсионных накоплений, по расчету финансового уполномоченного, составил 362 067, 50 руб. (370 547, 74 руб. - 8 480, 24 руб.).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 2, 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", статьи 3, 6, 7 Федерального закона N 424-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии", статьи 1, 22, 28 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", статьи 2, 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке формирования за счет средств пенсионных накоплений", исходил из того, что решение финансового уполномоченного принято обоснованно, расчет суммы взыскания произведен верно.
Обращаясь в суд с кассационной жалобой заявитель приводит доводы о том, что судами неверно применены положения части 17 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", устанавливающие порядок обжалования решения о назначении накопительной пенсии, а также неверно определены критерии рассмотрения финансовым уполномоченным обращений потребителя, установленные Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". По мнению заявителя, финансовый уполномоченный не вправе был рассматривать обращение Черниковой О.Н, поскольку пересмотр решения о назначении накопительной пенсии осуществляется только в судебном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что данные доводы являются необоснованными.
Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (статья 1).
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 2).
Негосударственные пенсионные фонды пунктом 6 части 1 статьи 28 Закона о финансовом уполномоченном отнесены к финансовым организациям, которые обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным с 1 января 2021 г. (часть 3 статьи 32).
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет (часть 1 статьи 15).
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2022 г, требования потребителей финансовых услуг к негосударственным пенсионным фондам о назначении и (или) выплате негосударственных пенсий, а также иных выплат, производимых гражданам из средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений, носят имущественный (денежный) характер, в связи с чем соответствуют предмету регулирования Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". На основании изложенного требования физических лиц к негосударственным пенсионным фондам о назначении и выплате негосударственных пенсий в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" при наличии указанных выше условий могут быть предъявлены в суд после соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного Законом о финансовом уполномоченном.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности выводов судебных инстанций о законности вынесенного финансовым уполномоченным решения о взыскании с Фонда в пользу Черниковой О.Н. единовременно средств пенсионных накоплений, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с порядком финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения Черниковой О.Н. в Фонд - 23 января 2023 г.) за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:
1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее единовременная выплата);
2) срочная пенсионная выплата;
3) накопительная пенсия;
4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
Обращаясь в Фонд и к финансовому уполномоченному о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, Черникова О.Н. полагала, что она относится к лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения Черниковой О.Н. в Фонд - 23 января 2023 г.), лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
При этом в силу части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.
Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ).
Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048.
В подпункте "б" пункта 2(1) Правил (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения Черниковой О.Н. в Фонд - 23 января 2023 г.), указаны аналогичные пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ условия получения средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты.
В соответствии с пунктом 3 Правил единовременная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Застрахованное лицо вправе обратиться лично в фонд за единовременной выплатой путем подачи заявления о назначении накопительной пенсии (далее - заявление) по форме, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации, направить заявление по почте либо представить заявление в фонд в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), которое может быть подписано простой электронной подписью застрахованного лица, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, или усиленной неквалифицированной электронной подписью застрахованного лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 10 Правил Фонд определяет право на накопительную пенсию и размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2(1) настоящих Правил (подпункт "в" пункта 10 Правил"; определяет подлежащую выплате сумму средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии на день вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты (подпункт "г" пункта 10 Правил).
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения Черниковой О.Н. в Фонд - 23 января 2023 г.), право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) (часть 1 статьи 6).
Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", накопительная пенсия назначается по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (часть 2 статьи 6).
Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (часть 3 статьи 6).
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (часть 1 статьи 7).
Размер накопительной пенсии определяется по формуле:
НП = ПН / Т, где НП - размер накопительной пенсии;
ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ, средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 7).
При назначении накопительной пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии. При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять с 2015 г. менее 168 месяцев (часть 3 статьи 7).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и при соблюдении условий, дающих право на страховую пенсию по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г.
Из приведенных правовых норм следует, что право гражданина на единовременную выплату средств пенсионных накоплений зависит от права на накопительную пенсию. Застрахованные лица имеют право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии. При этом право заявителя на накопительную пенсию определяется негосударственным пенсионным фондом исходя из суммы всех средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, на которую определяется право на накопительную пенсию.
Волеизъявление гражданина относительно учета (неучета) дополнительных страховых взносов имеет правовое значение и должно учитываться негосударственным пенсионным фондом при расчете размера накопительной пенсии в случае принятия Фондом решения о ее назначении, то есть при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии". Дополнительные страховые взносы не подлежат учету при определении права гражданина на накопительную пенсию только в случае, если данному гражданину на момент определения права на пенсию уже назначена и выплачивается срочная пенсионная выплата, то есть гражданин уже распорядился указанными средствами.
Аналогичная правовая позиция об определении права на накопительную пенсию исходя из всех средств пенсионных накоплений изложена в письмах Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 21-3/В-2035, от 27 марта 2019 г. N 21-3-/В-324 в ответ на запросы Фонда (л.д. 42-46 т.1).
Выводы финансового уполномоченного об обратном, с которым согласились суды первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании приведенных положений законодательства, сделаны без учета того, что на этапе определения права гражданина на получение накопительной пенсии либо единовременной выплаты пенсионных накоплений не разрешается вопрос относительно реализации права заявителя на получение срочной пенсионной выплаты (для чего имеет правовое значение волеизъявление гражданина относительно способа использования дополнительных страховых взносов - на накопительную пенсию или на срочную выплату).
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке по счету на дату обращения в Фонд с заявлением о назначении накопительной пенсии размер средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии заявителя, за период с 30 марта 2016 г. по 23 января 2023 г. составляет 698 259, 89 руб.
На момент подачи в Фонд заявления о назначении накопительной пенсии заявление о назначении срочной пенсионной выплаты не поступало и, соответственно, срочная пенсионная выплата заявителю не назначалась.
Фондом было проверено право заявителя на накопительную пенсию, размер накопительной пенсии составил 2 424, 51 руб. в месяц, исходя из следующего расчета: 698 259, 89 руб. (размер пенсионных накоплений заявителя на дату обращения в Фонд) / 288 (ожидаемый период выплаты) = 2424, 51 руб.
Соотношение размера накопительной пенсии к сумме размера страховой пенсии по старости составило 7, 2078 %, исходя из расчета:
2 424, 51 руб. / 33 637, 13 руб. х 100, где
33 637, 13 руб. - сумма страховой и накопительной пенсии (31 212, 62 руб. + 2 424, 51 руб.), Поскольку в пункте 3.2 заявления Черникова О.Н. просила не учитывать в составе накопительной пенсии дополнительные страховые взносы, заявителю была назначена накопительная пенсия из страховых взносов работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования и дохода от их инвестирования.
Размер накопительной пенсии без учета дополнительных страховых взносов составил 1 348, 14 руб. (388 264, 37 руб. / 288).
Приведенный расчет является правильным, поскольку произведен в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, регламентирующими порядок определения права на накопительную пенсию и порядок расчета такой пенсию.
Также являются необоснованными выводы финансового уполномоченного и суда апелляционной инстанции о том, что при определении права Черниковой О.Н. на накопительную пенсию не подлежал учету доход от инвестирования средств пенсионных накоплений со ссылкой на пункт 12 Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если после вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица будут отражены средства пенсионных накоплений, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил (в том числе доход от инвестирования средств пенсионных накоплений), производится доплата к единовременной выплате. Решение о доплате к единовременной выплате по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, выносится фондом не позднее 1 сентября года, следующего за годом, в котором застрахованное лицо обратилось за единовременной выплатой.
Таким образом, их приведенных положений следует, что решение о доплате с учетом дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по установленной форме производится негосударственным пенсионным фондом в случае, если данный доход будет отражен на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица после вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты.
Поскольку решение о праве Черниковой О.Н. на накопительную пенсию (единовременную выплату) принималось Фондом 1 февраля 2023 г, а решение об отражении в данных учета начисления дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений в 2022 г. принято 27 января 2023 г, Фонд правомерно учел доход от инвестирования средств пенсионных накоплений при определении права Черниковой О.Н. на накопительную пенсию (единовременную выплату).
Заслуживают внимания и доводы кассационной жалобы Фонда о том, что требование Черниковой О.Н. о взыскании средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты не могло быть удовлетворено финансовым уполномоченным без отмены решения Фонда о назначении заявителю накопительной пенсии, поскольку в силу положений части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.
Судебная коллегия также соглашается с доводами кассационной жалобы о том, что суды при рассмотрении дела не учли правовую позицию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенную в письмах от 27 декабря 2017 г. N 21-3/В-2035 и от 27 марта 2019 г. N 21-3-/В-324, которой Фонд руководствовался при определении права Черниковой О.Н. на накопительную пенсию (единовременную выплату), при том, что Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (пункты 5.16, 5.2.74), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Положением о Департаменте пенсионного обеспечения Минтруда России, утвержденным приказом Минтруда России от 7 мая 2020 г. N 239 (пункт 6.18), предусмотрены полномочия Минтруда России и Департамента пенсионного обеспечения на дачу разъяснений по вопросам применения пенсионного законодательства, в том числе о назначении накопительной пенсии.
С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанции не имелось оснований для признания неправомерным расчета размера накопительной пенсии Черниковой О.Н, произведенного Фондом с целью определения права истца на получение единовременно средств пенсионных накоплений, и как следствие для отказа Фонду в удовлетворении заявления об отмене решения финансового уполномоченного N У-23-69218/5010-004 от 19 июля 2023 г. о взыскании с Фонда в пользу Черниковой О.Н. средств пенсионных накоплений в размере 362 067, 50 руб.
Обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушением норм материального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако ими неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным, отменяя решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявление Фонда, отменить решение финансового уполномоченного N У-23-69218/5010-004 от 19 июля 2023 г. о взыскании с АО "НПФ "Открытие" в пользу Черниковой О.Н. средств пенсионных накоплений в размере 362 067, 50 руб.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2024 г. отменить, вынести по делу новое решение.
Удовлетворить заявление акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие".
Отменить решение финансового уполномоченного N У-23-69218/5010-004 от 19 июля 2023 г. о взыскании с акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" в пользу Черниковой Ольги Николаевны средств пенсионных накоплений в размере 362 067, 50 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.