Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 марта 2009 г. N Ф04-2555/2008(1923-А46-43)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 6 марта 2009 г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее по тексту - Управление ФАС по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Омская электрогенерирующая компания" о понуждении к исполнению предписания от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04, которое было выдано в связи с истечением срока исполнения предписания от 01.12.2004 N ЛЗ/32-04, которым Обществу предписывалось продлить срок разрешения от 22.05.2002 N 211-13т/258-954 на присоединение к тепловым сетям энергосистемы, а также разрешения и технических условий от 26.06.2002 N 50-02/ГП-817 на присоединение к тепловым сетям строящегося обществом с ограниченной ответственностью "Симисам" (далее по тексту - ООО "Симисам") жилого дома по адресу: строение 2 в границах улиц М.Жукова - Плеханова-Маяковского - Учебная в г. Омске.
Заявленные требования мотивированы невыполнением открытым акционерным обществом "Омская электрогенерирующая компания" ранее выданного предписания от 01.12.2004 N ЛЗ/32-04, и истечением срока для его исполнения, вследствие чего и принято новое предписание от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04.
В судебном заседании в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны по делу - открытого акционерного общества "Омская электрогенерирующая компания" на правопреемника - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11", Общество).
Решением от 15.10.2007 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.01.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные Управлением ФАС по Омской области требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 24.04.2008 по делу N Ф04-2555/2008(3998-А46-43) решение от 15.10.2007 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.01.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, отменяя вышеуказанные судебные акты, исходил из нарушений арбитражными судами требований статей 15, 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд кассационной инстанции указал на то, что при принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами не исследованы представленные Обществом доказательства отсутствия технической возможности на присоединение к тепловым сетям жилого дома строение 2 в границах улиц Маяковского - Учебная - Плеханова в г. Омске на момент обращения ООО "Симисам" в 2004 году с просьбой о продлении разрешения на присоединение к тепловым сетям вышеуказанного дома, выданного 26.02.2002 и срок действия которого истек - 01.06.2004.
Кроме того, энергоснабжающая организация в своих письменных ответах на обращение ООО "Симисам" о предоставлении проекта договора энергоснабжения указала, что в связи с ухудшением показателей гидравлического режима работы тепловых сетей в районе ул. Маяковского - ул. Учебная - ул. Плеханова в г. Омске и их недостаточную пропускную способность, повторно данный вопрос будет рассмотрен после ввода в эксплуатацию теплотрассы "Октябрьская" и источника финансирования.
При повторном рассмотрении данного арбитражного дела решением от 21.07.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008, заявленные требования Управления ФАС по Омской области удовлетворены.
Кроме того, арбитражный суд обязал ОАО "Территориальную генерирующую компанию N 11" в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения арбитражного суда исполнить предписание Управления ФАС по Омской области от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В кассационной жалобе ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" просит обжалуемые судебные акты отменить и дело вернуть на новое рассмотрение.
При этом заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, арбитражными судами не был исследован вопрос о технической возможности присоединения к тепловым сетям жилого дома строение 2 в границе улиц Маяковского - Учебная - Плеханова в г. Омске.
В отзывах на кассационную жалобу Управление ФАС по Омской области указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица - ООО "Симисам" до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и заявленные требования в отзыве на жалобу, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что 22.05.2002 (исх. N 211-13т/258-954) акционерному обществу "Сатурн" теплоснабжающей организацией - открытым акционерным обществом "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее по тексту - ОАО "Омскэнерго") было выдано разрешение на присоединение к тепловым сетям энергосистемы жилого дома строение 2 в границах улиц М.Жукова - Плеханова - Маяковского - Учебная в г. Омске.
В вышеуказанное разрешение энергоснабжающей организацией было внесено условие, согласно которому застройщик обязан принять участие в строительстве магистральных тепловых сетей энергосистемы.
Кроме того, энергоснабжающей организацией акционерному обществу "Сатурн" было выдано разрешение и технические условия на присоединение к тепловым сетям от 26.02.2002 за N 50-02/ГП-817, срок действия которых определен - до 01.06.2004.
ООО "Симисам" на основании договора получило право заказчика по строительству и сдаче в эксплуатации жилого дома по ул. Маяковского - Учебная - Плеханово в г. Омске.
На основании предоставленных прав ООО "Симисам" обратилось в ОАО "Омскэнерго" с письмом о согласовании проекта теплосети от жилого дома (входящий N от 22.04.2004), а также с предложением о предоставлении для ознакомления проекта договора энергоснабжения (входящий N от 08.07.2004 N 47) и просьбой о продлении разрешения от 22.05.2002 N 211-13Т/258-954 (письмо ООО "Симисам" от 08.06.2004 N 187-44).
Письмами от 01.07.2004 N 211-22т/404 3355 (л.д. 44 том 1), от 15.07.2004 N 211-22т/429 (л.д. 46 том 1) ОАО "Омскэнерго" уведомило ООО "Симисам" о том, что срок действия разрешения на присоединение к тепловым сетям от 22.05.2002 N 211-13Т/258-954 истек и не продляется в связи с отсутствием технической возможности. Повторно вопрос о теплоснабжении объекта будет рассмотрен после ввода в эксплуатацию строительством теплотрассы "Октябрьская", строительство которой ведется за счет средств потребителей тепла.
Данный отказ явился основанием для обращения ООО "Симисам" в Управление ФАС по Омской области, которому на момент обращения ООО "Симисам" в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" было предоставлено право давать предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства субъектам, доминирующим на рынке определенного товара.
По результатам рассмотрения обращения ООО "Симисам" Управлением ФАС по Омской области вынесено решение от 01.12.2004, которым действия ОАО АК "Омскэнерго" по включению в разрешение на присоединение к тепловым сетям энергосистемы от 22.05.2002 за N 211-13Т/258-954 и в разрешение и технические условия на присоединение к тепловым сетям от 26.06.2002 N 50-02/ГП-817 условий участия в долевом строительстве магистральных тепловых сетей признаны нарушающими статью 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее по тексту - Закон о конкуренции).
Предписанием от 01.12.2004 N ЛЗ/32-04 Управление ФАС по Омской области обязало энергоснабжающую организацию прекратить выявленные нарушения статьи 5 Закона о конкуренции, выразившиеся во включении в разрешение и технические условия на присоединение к тепловым сетям энергосистемы (соответственно от 22.05.2002 N 211-13т/258-954 и от 26.06.2002 N 50-02/ГП-817) условия об участии в долевом строительстве магистральных тепловых сетей, делающих невозможным заключение в дальнейшем договора энергоснабжения при невыполнении этого условия, что является со стороны ОАО АК "Омскэнерго" навязыванием необоснованного требования передачи финансовых средств, не выгодного для хозяйствующего субъекта и не имеющего отношения к предмету договора энергоснабжения, и согласием заключить договор энергоснабжения лишь при условии, касающемся товаров (работ, услуг, в данном случае - участия в строительстве магистральных тепловых сетей), в которых хозяйствующий субъект не заинтересован.
Кроме того, в вышеуказанном предписании Управлением ФАС по Омской области указано на продлении ОАО АК "Омскэнерго" срока действия разрешения на присоединение ООО "Симисам" строящего жилого дома по вышеуказанному адресу к тепловым сетям энергосистемы от 22.05.2002 N 211-13Т/258-954, а также разрешения и технические условия на присоединение к тепловым сетям от 26.06.2002 N 50-02/ГП-817, исключив из них участия ООО "Симисам" в строительстве магистральных сетей энергосистемы.
По истечению срока для исполнения принятого Управлением ФАС по Омской области вышеуказанного предписания и невыполнением предписания, а также объективной необходимостью принятия нового срока исполнения предписания от 01.12.2004 N ЛЗ/32-04, энергоснабжающей организации - открытому акционерному обществу "Омская электрогенерирующая компания" (правопреемнику ОАО АК "Омскэнерго") выдано новое предписание от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04.
В связи с отказом открытого акционерного общества "Омская электрогенерирующая компания" (далее по тексту - ОАО "Омская электрогенерирующая компания") от исполнения вышеуказанного предписания, заместителем руководителя Управления ФАС по Омской области вынесено постановлением от 07.11.2006 N АП-16-2006/ЛЗ о назначении административного наказания по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Данное постановление административного органа не было обжаловано ОАО "Омская электрогенерирующая компания" в установленном законом порядке.
В связи со сложившимися обстоятельствами, ОАО "Омская электрогенерирующая компания" продлило до 30.11.2007 ООО "Симисам" разрешение и технические условия на присоединение к тепловым сетям только первой очереди строящегося жилого дома по ул. Учебная - Маяковского в г. Омске, из расчета разрешенного максимума теплопотребления- 0,984 Гкал/ч, при заявленной потребности в 2,2 Гкал/ч.
Поскольку ОАО "Омская электрогенерирующая компания" после привлечения к административной ответственности не исполнило в полном объеме предписание от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04, Управление ФАС по Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении к исполнению вышеуказанного предписания.
Удовлетворяя заявленные Управлением ФАС по Омской области требования о понуждении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" к исполнению в полном объеме предписания антимонопольного органа от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", регламентирующими полномочия антимонопольных органов, направленные на недопущение ограничения прав хозяйствующих субъектов неправомерными действиями субъектов, занимающих доминирующее положение, и исходили из преемственности и однотипности требований, содержащихся в выданных Управлением ФАС по Омской области предписаниях об устранении нарушений антимонопольного законодательства, датированных 01.12.2004 и 08.08.2006, а также требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, исходя из установленных арбитражными судами обстоятельств в дела и действующего законодательства, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражения.
Исходя их доводов ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" и оценив представленные доказательства, арбитражные суды пришли к выводу о наличии у энергоснабжающей организации в настоящий момент и у предшественников на момент вынесения Управлением ФАС по Омской области предписания о нарушении антимонопольного законодательства технической возможности для подключения к тепловым сетям жилого дома N 2 по ул. Маяковского - Учебная - Плеханова в г. Омске (вторая очередь), что исключает невозможность выдачи и технических условий для согласующей организации.
При этом, ссылаясь на отсутствие технической возможности к выдать разрешение на теплоснабжение жилого дома 2 в границах улиц Маяковского - Учебная - Плеханово в г. Омске, энергоснабжающая организация не указала норму права, которая предусматривала обязанность потребителя тепловой энергии обеспечивать возможность подключения к источникам теплоснабжения за счет собственных средств, а также за счет выполнения каких-либо дополнительных обязательств, не предусмотренным законодательством.
Суд апелляционной инстанции, давая оценка доводам энергоснабжающей организации, правомерно сделал ссылку на статью 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", из которой следует, что любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности и правила технологического присоединения к электрическим сетям определяются Правительством Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено, что застройщику - АО "Сатурн" (правопреемником которого является - ООО "Симисам") было выдано энергоснабжающей организацией - ОАО АК "Омскэнерго" 22.05.2002 за N 211-13т/258-954 разрешение на присоединение жилого дома по адресу: строение 2 по ул. в границах улиц Маяковского - Учебная в г. Омск к тепловым сетям энергосистемы, а 26.06.2002 за N 50-02/ГП-817 выдано разрешение и технические условия на присоединение вышеуказанного дома к тепловым сетям энергосистемы от существующего теплопровода 2Ф500мм магистрали N ТК У-В-63/1, точка присоединения - от теплотрассы на жилой дом по улице М.Жукова, 105.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве условия для заключения публичного договора энергоснабжения указано наличие у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
С учетом установленных арбитражными судами обстоятельств дела и исполнения арбитражными судами указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2008 N Ф04-2555/2008(3998-А46-43), суд кассационной инстанции считает правомерными выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности заявленного Управлением ФАС по Омской области требования о понуждении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" исполнения предписания от 08.08.2006 N ЛЗ/32-04.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка доказательствам, представленным сторонами, и установлены юридически значимые обстоятельства дела, и у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.07.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.11.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-19969/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2009 г. N Ф04-2555/2008(1923-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании