Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0025-01-2023-003485-39 (2-2097/2023) по иску Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Матвеева Сергея Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Забайкальской краевой общественной организации Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Матвеева Сергея Александровича на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Забайкальская краевая общественная организация Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в интересах Матвеева С.А. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обосновании заявленных требований указано, что Матвеев С.А. на основании трудового договора от 1 апреля 2017 г. N работает у ответчика в должности машиниста (кочегара), ему установлен суммированный учет рабочего времени продолжительностью один квартал. Трудовая функция выполняется согласно графикам сменности. Время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, иных внутрисменных перерывов предоставляется в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности.
В силу должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной жилищно-эксплуатационной (коммунальной) службы в составе жилищноэксплуатационного (коммунального) отдела N 7 (г. Чита) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, машинист (кочегар) котельной обязан обслуживать отдельные водогрейные котлы с суммарной теплопроизводительностью до 12, 6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч), работающие на твердом топливе.
В силу положений Типовой инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных. РД 10-319-99, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 19 августа 1999 г. N 49, машинистам (кочегарам, операторам), находящимся на дежурстве в котельной, запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией, оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала как во время работы котла, так и после его остановки (до полного прекращения горения в топке, удаления из нее остатков топлива и снижения давления до нуля).
Ссылаясь на приведенные положения, нормы ч. 3 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ), указывает, что поскольку кочегары не имеют возможности отлучаться во время перерывов с места работы, то в их рабочее время должны включаться перерывы для отдыха и питания.
В нарушение указанной нормы закона работодателем в 2022, 2023 годах расчет заработной платы истца производился без учета времени, предоставляемого для отдыха и питания. Кроме того, ссылаясь на положения ст.ст. 8, 135, 136, 152 ТК РФ, указывает на неправомерность исчисления работодателем рабочего времени путем применения среднеквартальной нормы часов, а также неправомерность расчетов рабочего времени в ночные рабочие смены.
Истец просил с учетом уточненных исковых требований, взыскать с ответчика в пользу Матвеева С.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2022 года по май 2023 года в сумме 37 791, 48 руб, неначисленную и невыплаченную оплату сверхурочной работы за 4 квартал 2022 года, 1 квартал 2023 года в размере 22 713, 42 руб, возложить на ответчика обязанность удержать из суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы с октября 2022 года по май 2023 года Матвеева С.А. 1% членского профсоюзного взноса и перечислить на расчетный счет Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в размере 615, 15 руб, взыскать с ответчика в пользу Матвеева С.А. недоначисленную и невыплаченную оплату отпускных за период отпуска с 1 августа 2023 г. по 12 сентября 2023 г. в сумме 13 542, 93 руб, взыскать с ответчика компенсацию присужденных судом сумм неначисленной и невыплаченной заработной платы, оплаты сверхурочной работы, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической их выплаты с октября 2022 г. по май 2023 г, компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 марта 2024 г. решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
Забайкальская краевая общественная организация Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в интересах Матвеева С.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании трудового договора от 1 апреля 2017 г. с учетом дополнительных соглашений к нему, Матвеев С.А. был принят на работу начальником котельной, впоследствии с 19 июня 2019 г. переведен машинистом (кочегаром) котельной теплового хозяйства жилищно-коммунальной службы N 7/5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Матвееву С.А. первоначально установлен должностной оклад в размере 7 840 руб. (дополнительными соглашениями размер оклада изменялся на протяжении трудовых отношений) с оплатой пропорционально отработанному времени, надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями - 30%, районный коэффициент - 1, 3, надбавка за выслугу лет - 30%, процентная надбавка за вредные условия труда - 12%
Пунктом 3.1. трудового договора с учетом дополнительного соглашения от 31 мая 2019 г. предусмотрено, что с 19 июня 2019 г. работник с имеет права и исполняет обязанности, установленные Положением о производственном участке, должностной инструкции по должности машиниста (кочегара) котельной.
Табелями учета рабочего времени подтверждается, что за каждую смену истцу учитывалось от 10 часов до 11, 5 часов рабочего времени, от 30 мин до 2 час, отведенных для отдыха и приема пищи, из учета исключались.
Приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 31 марта 2017 г. N, в целях усиления производственной и исполнительской дисциплины работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждены Правила внутреннего трудового распорядка в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее по тексту - Правила внутреннего трудового распорядка).
Пунктом 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка закреплена обязанность работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником.
Рабочее время работников учреждения определяется настоящими Правилами, а также трудовым договором, графиком сменности (п. 7.1 Правил внутреннего трудового распорядка).
В п. 7.2 Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что работникам учреждения (за исключением работающих в сменном режиме) устанавливается пятидневная рабочая неделя нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), если иное не предусмотрено трудовым договором конкретного работника.
В соответствии с п. 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания для работников устанавливается следующее: начало работы - 09.00 (моск.); перерыв -13.00 - 13.45 (моск.); окончание работы - 18.00 (моск.) (понедельник - четверг); - 16.45 (моск.) (пятница). Время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания работников филиалов учреждения устанавливается приложением к настоящим Правилам.
Согласно приложению N 1 к Правилам внутреннего трудового распорядка рабочий день для филиала ЦЖКУ Минобороны России (по Восточному военному округу) с 09.00 до 18.00 (в пятницу - до 16.45), перерыв с 13.00 до 13.45 (местное время).
В п. 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка указано, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Графики сменности разрабатываются работодателем и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работники распределяются по сменам равномерно. Переход из одной смены в другую должен происходить в часы, определенные графиками сменности (п. 7.6 Правил внутреннего трудового распорядка).
При непрерывных работах запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника. В случае неявки сменяющего работник заявляет об этом непосредственному начальнику, который обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником (. 7.7 Правил внутреннего трудового распорядка).
В п. 7.17 Правил внутреннего трудового распорядка установлено, что работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа) производится в случаях и в пределах, предусмотренных действующим законодательством. Такое привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника.
Работодатель ведет точный учет сверхурочных работ путем составления журнала сверхурочных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд не более 120 часов в год (п. 7.18 Правил внутреннего трудового распорядка).
С 1 ноября 2022 г. в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России введены новые правила внутреннего трудового распорядка (приказ начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 24 октября 2022 г. N1ПР/171, и далее ПВТР 2022 года).
Согласно п. 6.3 Правил внутреннего трудового распорядка от 2022 года, в учреждении применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным одному календарному году для работников, работающих на сменном графике.
Категории работников со сменной работой определены в приложении N4 к Правилам от 2022 года.
При составлении графиков на год для соблюдения нормативной продолжительности рабочего времени за учетный период допускается увеличение часов работы в одни дни (в пределах максимальной продолжительности рабочей смены до 11 часов 30 минут) за счет снижения в другие в рамках учетного периода.
В случае если фактическая продолжительность ежедневной работы в отдельные дни не совпадает с продолжительностью смены по графику, то переработка в одни дни (в пределах максимальной продолжительности рабочей смены) погашается сокращением времени работы в другие дни или предоставлением других дней отдыха в рамках учетного периода. При этом такая переработка не считается сверхурочными работами.
В соответствии с п. 6.4 Правил от 2022 года в период отдыха и питания, предусмотренного графиками сменности, машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельных, их обязанности выполняют начальник котельной, начальник (смены) котельной, которые обеспечивают бесперебойную и безопасную работу оборудования котельной в соответствии с Типовой инструкцией по безопасному ведению работ для персонала котельных РД 10-319-99, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 19 августа 1999 г. N49.
Под сверхурочной работой в соответствии с п. 6.7.1 Правил от 2022 года понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно п. 7.2 Правил от 2022 года, работникам, работающим в сменном графике, перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, в соответствии с утвержденными графиками сменности, который в рабочее время не включается.
Приложением N4 к Правилам от 2022 года машинист (кочегар) котельной отнесен к работникам, для которых вводится сменный режим работы.
В целях обеспечения оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 30 июня 2020 г. N, утверждено Положение об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В п. 5.2.1 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлено, что оплата труда работников учреждения за отработанное время (дни, часы) производится по установленным должностным окладам за фактически отработанное время как произведение фактически отработанного времени (в днях, часах) на расчетную тарифную ставку (за день, час).
Согласно подп. "б" п. 5.2.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расчетная часовая ставка определяется для работников, работающих при суммированном учете рабочего времени (с учетным периодом - квартал): делением установленного должностного оклада на среднеквартальную норму часов. Среднеквартальная норма часов рассчитывается делением количества часов по производственному календарю за квартал на 3.
Оплата труда работникам с суммированным учетом рабочего времени и учетным периодом 3 месяца рассчитывается по формуле: оклад/среднеквартальная норма часов за месяц х отработанное количество часов в месяц (п. 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
В п. 5.4.3 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России регламентирована оплата труда за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени.
У работников, которым в соответствии с условиями трудовых договоров установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, сверхурочной работой считается отработанное время сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде (п. 5.4.3.1); учреждение по истечении учетного периода оплачивает работникам сверхурочную работу: за первые два часа работы - в полуторном размере (доплачивается 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час); за последующие часы работы - в двойном размере (доплачивается 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час) (п. 5.4.3); количество часов сверхурочной работы, подлежащих оплате по истечении учетного периода, для работников, которым установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, рассчитывается отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС) (п. 5.4.3.3); по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, равного отработанному сверхурочно. При предоставлении дополнительного времени отдыха оплата сверхурочных часов производится в одинарном размере, дополнительное время отдыха не оплачивается (п. 5.4.3.4); оплата за сверхурочную работу при суммированном учете производится на основании письменного приказа начальника учреждения (филиала, ЖКС). Оформление приказа осуществляется отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС) (п. 5.4.3.5).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, локальными актами работодателя, условиями трудового договор, исходил из того, что локальными нормативными актами работодателя, трудовым договором включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство, локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах ответчика не приняты; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; трудовое законодательство не требует, чтобы перерыв для отдыха и питания работник проводил вне места работы; установлено, что истцу предоставлено время для отдыха и приема пищи, непрерывного технологического процесса по месту исполнения истцом его трудовой функции не имеется, фактически истцу предоставлялись перерывы для отдыха и питания, для этих целей имеется специально оборудованное помещение, а также подменный персонал. Действующее трудовое законодательство не связывает использование работником перерыва для отдыха и приема пищи исключительно с возможностью покинуть то помещение, в котором он исполняет трудовые обязанности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что за каждую смену Матвееву С.А. за период с октября 2022 г. по май 2023 г. учитывалось от 10 часов до 11, 5 часов рабочего времени, из учета исключалось время от 30 минут до 2 часов, отведенное для отдыха и приема пищи.
При рассмотрении дела судом первой инстанции начальник ЖКС N9 Избаш С.Н, допрошенный в качестве свидетеля, пояснял, что истцу предоставлено время для отдыха и приема пищи, работники могут оставлять котлы на время приема пищи, для чего предусмотрена возможность подмены машинистами друг друга
Суду апелляционной инстанции ответчиком представлены дополнительные доказательства, из которых следует, что в соответствии со штатной расстановкой на 26 сентября 2022 г. для котельной N1385 было предусмотрено 19 штатных единиц, из которых: 1 должность начальника котельной была заполнена, а также 12 должностей машинистов (кочегаров) котельной, из которых 3 - вакантные.
Должностной инструкцией начальника котельной (тепловое хозяйство) жилищно-коммунальной службы N9, утвержденной 3 июня 2019 г, предусмотрено, что начальник котельной в период обеденного перерыва машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельных, операторов тепловых пунктов в промежуток времени, установленный для этих целей графиками сменности на текущий период, и иного непродолжительного временного их отсутствия на рабочем месте, осуществляет дежурство в котельных (на тепловом пункте) и обеспечивает бесперебойную и безопасную работу оборудования котельной (теплового пункта) (п. 3.2.17 должностной инструкции).
Согласно табелям учета использования рабочего времени за период с октября 2022 года по май 2023 года, на смену вместе с истцом заступали еще два кочегара. Кроме того, часы работы начальника котельной частично совпадали с работой кочегаров. Таким образом, во время работы истца на рабочем месте одновременно присутствовали еще три работника, которые могли обеспечивать бесперебойную работу котельной.
Исходя из установленных обстоятельств, в совокупности с дополнительно представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что локальными нормативными актами, действующими у работодателя, трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; имеется взаимозаменяемость работников в период перерыва, для того что бы они могли использовать это время по своему усмотрению.
Отклоняя доводы представителя истца о фактическом осуществлении непрерывного технологического процесса на объектах ответчика, отсутствии подмены работников на объектах ответчика, поскольку действующее трудовое законодательство не связывает использование работником перерыва для отдыха и приема пищи исключительно с возможностью покинуть помещение, в котором он исполняет трудовые обязанности, суд апелляционной инстанции исходил из того, что они противоречат фактическим обстоятельствам дела, притом, что не представлено доказательств привлечения истца работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей во время перерывов для отдыха и питания.
Доводы об оплате сверхурочной работы истца в повышенном размере, по мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае несостоятельны, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N545 оплата за сверхурочную работу лицам из числа гражданского персонала относится к выплатам компенсационного характера, в связи с чем на указанную выплату не могут быть начислены иные компенсационные и стимулирующие выплаты.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. N35-П, не могут быть применены к сложившимся правоотношениям, учитывая также отсутствие у истца часов сверхурочной работы. Более того, с 1 ноября 2022 г, в связи с принятием новых Правил внутреннего трудового распорядка, изменением учетного периода для работников со сменной работой, который составляет один год, определение сверхурочной работы происходит по итогам учетного периода, причем допускается увеличение часов работы в одни дни за счет снижения в другие в рамках учетного периода. Если фактическая продолжительность ежедневной работы в отдельные дни не совпадает с продолжительностью смены по графику, то переработка в одни дни (в пределах максимальной продолжительности рабочей смены) погашается сокращением времени работы в другие дни или предоставлением других дней отдыха в рамках учетного периода. Такая переработка не считается сверхурочными работами (п. 6.4 Правил внутреннего трудового распорядка).
Истцом не представлено доказательств нарушения работодателем приведенных положений, допуска истца к сверхурочным работам вопреки приведенным положениям Правил внутреннего трудового распорядка. Соответственно, при осуществлений истцом работы в пределах установленной нормальной продолжительности рабочего времени, у работодателя не возникла обязанность по оплате часов сверхурочной работы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
На основании ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ).
Данному праву работника в силу абзц. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 ст. 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные ст. 349 ТК РФ.
Частью 1 ст. 349 ТК РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 ТК РФ).
Понятие рабочего времени определено ст. 91 ТК РФ, в соответствии с которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (ч. 1 ст. 100 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (ч. 2 ст. 104 ТК РФ).
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 3 статьи 104 ТК РФ).
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
Перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к времени отдыха (ст. 107 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (ч. 2 ст. 108 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Частью 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).
Частью 1 ст. 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Частями 5 и 6 ст. 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст.ст. 146 - 149 ТК РФ), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.ст. 152 - 154 ТК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и т.д.), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" приказом Министра обороны Российской Федерации Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу), порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).
В п. 2 раздела II "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 приведен исчерпывающий перечень видов выплат компенсационного характера: выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п.п. 11 и 12 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (п.п. 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (п.п. 18 - 20 настоящего приложения).
Пунктом 3 раздела II "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с п. 21 раздела III "Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу" гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (п.п. 24, 25, 25(1), 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п.п. 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (п.п. 38 - 54 настоящего приложения).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п. 23 раздела III "Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу").
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что локальными нормативными актами, действующими у работодателя, трудовым договором включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено, на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство, локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не приняты, работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания, трудовое законодательство не требует, чтобы перерыв для отдыха и питания работник проводил вне места работы, суд апелляционной инстанции, проверявший решение суда первой инстанции, пришел к мотивированному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя доводы жалобы представителя истца о фактическом осуществлении непрерывного технологического процесса на объектах ответчика, отсутствии подмены работников на объектах ответчика, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующее трудовое законодательство не связывает использование работником перерыва для отдыха и приема пищи исключительно с возможностью покинуть помещение, в котором он исполняет трудовые обязанности, судебная коллегия не может принять, как заслуживающие внимания, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела, притом, что не представлено доказательств.
Отклоняя доводы жалобы представителя истца об оплате сверхурочной работы истца в повышенном размере, суд апелляционной инстанции исходил из положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N545.
Доводы кассационной жалобы о невозможности работника покинуть рабочее место в период перерыва для отдыха и питания, в том числе в связи с непрерывным производством, отсутствием на время перерывов для отдыха и питания подмены, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, оснований не согласиться с вышеприведенными выводами которого судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Следует отметить, что ст.106 ТК РФ, на неправильное применение которой ссылается кассатор, устанавливает понятие времени отдыха, тогда как виды времени отдыха определены в ст.107 ТК РФ.
Перерывы в течение рабочего дня (смены) являются одним из видов времени отдыха работника (ст. 107 ТК РФ). При этом ТК РФ установлены следующие перерывы в течение рабочего дня:
перерыв для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ);
специальные перерывы для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ).
В силу положений ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.
Установив, что локальными нормативными актами, действующими у работодателя, трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; имеется взаимозаменяемость работников в период перерыва, для того что бы они могли использовать это время по своему усмотрению, суды пришли к мотивированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Указанные доводы кассационной жалобы выражают несогласие с установленными обстоятельствами и оценкой доказательств, тогда как установление обстоятельств дела и оценка представленных доказательств относятся к компетенции суда первой и апелляционной инстанции в силу положений ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы судебной коллегий по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Забайкальской краевой общественной организации Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в интересах Матвеева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.