Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 мая 2009 г. N Ф04-2068/2009(4096-А45-32)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новосибирский оловянный комбинат", г. Новосибирск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, г. Новосибирск, (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2008 N 50-08/100 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Решением арбитражного суда от 24.09.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009, заявленные Обществом требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление, считая, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, руководствуясь статьями 274, 284 - 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.07.2008 N 08-14.2/8 в связи с тем, что Обществом нарушен пункт 4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила). Нарушение выразилось в несоблюдении сроков представления отчетности за 1 квартал 2008 года о движении денежных средств по счету N 1076005280001457, открытому 08.05.2007 в Каракольском филиале ОАО РК "Аманбанк".
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении Управление принято постановление от 06.08.2008 N 50-08/100 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив заявленные Обществом требования, приняли по существу правильные судебные акты, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные статьей 12 настоящего Федерального закона, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным Банком Российской Федерации.
Из части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ следует, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации;
2) для представления уполномоченным банкам - Центральным Банком Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ только Центральный Банк Российской Федерации является органом валютного регулирования в Российской Федерации, к компетенции которого относится установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям.
Предусмотренный Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих документов установлен Правилами.
Согласно пункту 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в двух экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Таким образом, Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ различает институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
С 27.01.2008 действует Указание Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 года N 1950-У "О формах учёта по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж". Данное Указание содержит перечень документов, которые являются установленными формами учета по валютным операциям, а именно, справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты, справка о подтверждающих документах.
Такой документ, как отчет о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации в настоящем Указании отсутствует.
Поскольку отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации не отнесен к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нарушение Обществом сроков представления данного отчета не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно признал незаконным постановление Управления от 06.08.2008 N 50-08/100 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей, и отменил его.
Доводы Управления о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, которым дана правильная оценка. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, следовательно, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке арбитражным судом кассационной инстанции не подлежат.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела в соответствии с нормами действующего материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.09.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 по делу N А45-13753/2008-52/351 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2009 г. N Ф04-2068/2009(4096-А45-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании