Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июня 2009 г. N Ф04-3047/2009(7249-А27-12)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление канализационным хозяйством" (далее - ООО "УКХ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов" (далее - ООО "Завод строительных материалов") о взыскании 636794 руб. 67 коп. платы за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по договору на отпуск и приём сточных вод N 866 от 01.02.2007.
Решением от 29.12.2008 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объёме как обоснованные.
Обжалуя принятые судебные акты, ООО "Завод строительных материалов" просит в кассационной жалобе их отменить и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, утверждённый постановлением администрации г. Киселёвска от 20.12.2007 N 81 тариф за коммунальные услуги в сфере водоотведения в размере 25,50 руб. за 1 куб. м. является предельным. Заявитель считает, что истцом при применении предельного тарифа не соблюдён порядок изменения пункта договора, устанавливающего тариф.
Кроме этого полагает, что отсутствуют основания для взыскания налога на добавленную стоимость, поскольку дополнительных услуг по приёму сточных вод ООО "УКХ" не оказывало.
Отзыв на кассационную жалобу истец не представил.
ООО "УКХ", ООО "Завод строительных материалов" о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что в силу заключенного между ООО "УКХ" (предприятием) и ООО "Завод строительных материалов" (абонентом) договора от 01.02.2007 N 866 в редакции дополнительного соглашения от 13.12.2007 предприятие обязалось оказывать абоненту услуги по приёму сточных вод и загрязняющих веществ, а абонент - оплачивать оказанные услуги.
В пункте 2.3.5 договора закреплена обязанность абонента не превышать концентрацию загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации ООО "УКХ".
Согласно пункту 3.2. договора расчёт платы за сброшенные сточные воды осуществляется по тарифам, установленным действующим законодательством.
По условиям пункта 3.3 договора плата за повышенное содержание загрязняющих веществ в сточных водах производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1310), распоряжением администрации Кемеровской области от 14.05.1996 N 398-р "Об утверждении Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" (далее - Положение о порядке взимания платы), Условиями приёма загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации г. Киселёвска, утверждёнными постановлением администрации г. Киселёвска N 72 от 19.11.2007 (далее - Условия приёма загрязняющих веществ).
В период с апреля по сентябрь 2008 года ООО "УКХ" произвело отбор проб сточных вод из контрольных колодцев, о чём составлены акты от 17 апреля, 15 мая, 5 июня, 2 июля, 4 августа, 2 сентября 2008 года, подписанные представителями предприятия и абонента.
По результатам анализа проб, проведённых в лаборатории истца, обнаружено превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, вследствие чего истец рассчитал плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику счета-фактуры от 30.04.2008 N 2608, от 31.05.2008 N 3212, от 30.06.2008 N 3325, от 31.07.2008 N 3910, от 31.08.2008 N 4823, от 30.09.2008 N 5558 на общую сумму 636794 руб. 67 коп.
Отказ ООО "Завод строительных материалов" от уплаты названной суммы послужил основанием для предъявления истцом настоящего иска.
В соответствии с пунктами 63, 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и приём сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путём выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что факт сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ подтверждён актами отбора сточных вод, протоколами результатов анализа сточных вод, другими документами и не оспаривается ответчиком.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов (абонентов), определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В Кемеровской области таковым является Положение о порядке взимания платы, на основании которого истец произвёл расчёт платы за превышение ответчиком допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов подлежат регулированию.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. В частности, органы местного самоуправления определяют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Постановлением администрации г. Киселёвска от 20.12.2007 N 81 утверждён тариф за водоотведение в размере 25,2 руб. за 1 куб. м., действующий с 1 января 2008 года.
Размер платы за превышение допустимых концентраций рассчитывается по формуле, содержащейся в Условиях приёма загрязняющих веществ, которая включает в себя тариф за услуги по приёму сточных вод.
В связи с этим суды правильно указали на правомерность применения истцом вышеупомянутого тарифа при расчёте долга.
Доводы ответчика об отсутствии основания для взыскания налога на добавленную стоимость отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 25.06.2001 N ГКПИ/00-1448, повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приёму и обезвреживанию вредных веществ.
Следовательно, за превышение установленных предельно допустимых концентраций предусмотрена повышенная плата, а не санкция, взыскиваемая с абонентов, загрязняющих окружающую среду, в связи с этим ООО "УКХ" правомерно включило в расчёт платы сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы аналогичны указанным заявителем в ходе разбирательства дела обстоятельствам и фактически направлены на переоценку установленного судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, предусмотренные статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.12.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13325/2008-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. N Ф04-3047/2009(7249-А27-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании