Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Сиюхова А.Р, Парасотченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗЕВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о возложении обязанности произвести выплату повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с даты первоначального установления пенсии по старости, по кассационной жалобе ЗЕВ, поступившей с делом 9 июля 2024 г, на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца ЗЕВ, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЗЕВ обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ОСФР по Краснодарскому краю), в котором просила возложить на ответчика обязанность произвести выплату повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с даты первоначального установления пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что наличие факта нахождения у нее на иждивении ее сына ЗИИ, установленное решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 августа 2022 г, с 9 июня 2011 г. подтверждает ее право на выплату повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с момента первоначального установления пенсии по старости, а именно с 18 сентября 2013 г.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований ЗЕВ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое постановление об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости по пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (родитель инвалида с детства). Истцу при назначении трудовой пенсии по старости (как родителю ребёнка - инвалида) ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пунктов 1, 2 статьи 5, пункта 3 статья 14, пунктов 2, 3 статьи 9 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 5, 8, 9 Федерального закона N167-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N9-П от 25 июля 2001 г, при расчёте базовой части трудовой пенсии её сын ЗИИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не был учтён в качестве нетрудоспособного иждивенца.
О том, что размер базовой части определялся с учётом количества нетрудоспособных членов семьи, а также о том, кто относился к нетрудоспособным членам семьи, и о возможности установления факта иждивения ЗИИ в судебном порядке сотрудниками УПФР истец не была ознакомлена, вследствие чего ЗЕВ обратилась в УПФР в Ленинградском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с нахождением на её иждивении сына ЗИИ только 28 сентября 2021 г.
Ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих для дела обстоятельств.
Ответчик ОСФР по Краснодарскому краю, в судебное заседание суда кассационной инстанции представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебное извещение вручено адресату.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что ЗЕВ является получателем страховой пенсии по старости, на её иждивении находится нетрудоспособный член семьи - сын ЗИИ (ребенок-инвалид с детства). В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к пенсии ЗЕВ установлена надбавка на иждивенца.
Повышенный размер фиксированного базового размера трудовой пенсии в отношении ЗИИ ей не устанавливался.
28 сентября 2021 г. ЗЕВ обратилась в Клиентскую службу Отделения пенсионного фонда в Ленинградском районе по Краснодарскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с нахождением на иждивении сына, предоставив решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании его недееспособным. Указанный перерасчет с 1 октября 2021 г. произведен в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Решением Клиентской службы от 17 ноября 2021 г. ЗЕВ отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с тем, что при перерасчете пенсии истцом не был предоставлен документ, подтверждающий назначение её опекуном ЗИИ
В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края N-оп от 22 марта 2022 г. истец назначена опекуном над совершеннолетним недееспособным ЗИИ, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 августа 2022 г. удовлетворены требования ЗЕВ, установлен факт нахождения на её иждивении ЗИИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 9 июня 2011 г.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 ноября 2022 г, ЗЕВ отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом нетрудоспособности иждивенца.
25 марта 2022 г. через портал государственных услуг истец подала заявление об отказе от получения назначенной пенсии (рег. N) и с 1 апреля 2022 г. выплата пенсии прекращена.
22 мая 2022 г. истец обратилась с заявлением в Клиентскую службу о назначении страховой пенсии по старости, предоставив решение Ленинградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении недееспособности ЗИИ и приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-оп о назначении её опекуном над недееспособным ЗИИ
С 22 мая 2022 г. ЗЕВ установлена страховая пенсия по старости с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием иждивенца ЗИИ
24 ноября 2022 г. и 13 апреля 2023 г. через портал государственных услуг истец обратилась с заявлением о повышении с 18 сентября 2013 г. (дата первоначального установления пенсии по старости) фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием иждивенца, ЗИИ, являющегося недееспособным инвалидом с детства 1 группы, предоставив решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 августа 2022 г. о признании факта нахождения на её иждивении ЗИИ с 9 июня 2011 г.
В удовлетворении заявления ЗЕВ отказано по мотиву того, что с 22 мая 2022 г. ей уже установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием иждивенца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ЗЕВ, суд первой инстанции исходил из того, что право на выплату повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости возникло у ЗЕВ с момента установления факта нахождения на ее иждивении ЗИИ
Проверяя обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций преждевременными, сделанными без учета всех обстоятельств дела.
Провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Россия является демократическим правовым и социальным государством, в котором указанные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием и политика которого - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить их благополучие и процветание - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статьи 17 и 18); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
При этом Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление порядка и условий пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39, части 1 и 2).
Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения и, предусматривая в законе правовые основания назначения пенсий, порядок их исчисления и выплаты, вправе устанавливать для отдельных категорий граждан специальные правила пенсионного обеспечения, учитывающие применительно к данным лицам особые объективно значимые обстоятельства, влияющие, в числе прочего, на размер назначаемых им пенсий. Такого рода дифференцированный подход при установлении условий и размеров пенсионного обеспечения согласуется и с предписаниями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения указанных целей правовые средства соразмерны им. При этом критерии (признаки), лежащие в основе установления соответствующих специальных норм, должны определяться с учетом преследуемой цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены (постановления от 3 июня 2004 года N 11-П и от 15 декабря 2011 года N 28-П; определения от 12 июля 2006 года N 261-О, от 3 октября 2006 года N 471-О и др.).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4 982, 90 руб. в месяц.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 3.1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенной в действие с 24 февраля 2021 г. Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 1 З-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.
При этом, действовавшая до 24 февраля 2021 г. редакция части 3 статьи 17 названного выше Федерального закона предусматривала, что лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П, устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определилкруг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а именно: детей, братьев, сестер и внуков, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно детей, братьев, сестер и внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.
Нормативное содержание понятия "иждивение" раскрывается в части 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" применительно к определению круга лиц, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что такое понятие иждивения предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (Определение от 30 сентября 2010 года N 1260-О-О).
При этом признание нетрудоспособных членов семьи находящимися на иждивении умершего кормильца осуществляется с применением положений части 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающей презумпцию нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в то время как в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Данный общий подход распространяется в том числе и на детей-инвалидов, а также лиц, достигших 18 лет и ставших инвалидами до достижения этого возраста (инвалидов с детства), которых федеральный законодатель хотя и относит к категории нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца, однако прямо не признает их априори состоящими на иждивении своих родителей.
Приведенное правовое регулирование - при отсутствии в законодательстве каких-либо специальных положений - подлежит применению и при рассмотрении вопроса о признании ребенка-инвалида или инвалида с детства находящимся на иждивении у его родителя, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, для определения наличия у данного родителя права на повышение фиксированной выплаты к соответствующей пенсии на основании части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Исходя из этого родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, - в силу презумпции иждивенства, прямо установленной законом только в отношении несовершеннолетних детей, - имеет безусловное право на предусмотренное указанным законоположением повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности. В случае же продолжения фактического осуществления таким родителем ухода за своим ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и отнесения его к категории "инвалид с детства" право на повышенную фиксированную выплату к установленной данному родителю страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности сохраняется за ним лишь при условии, что его совершеннолетний ребенок, признанный инвалидом с детства, по-прежнему находится на его иждивении. При этом сказанное актуально и в отношении родителя инвалида с детства, признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2020 г. N 20-П указано на различное понимание судами условий признания инвалидов с детства находящимися на иждивении своих родителей в целях решения вопроса о наличии у этих родителей права на повышение фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости, так или иначе основанное на применении части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона в нормативной связи с иными его положениями, что свидетельствует о неопределенности данной нормы, позволяющей принимать прямо противоположные решения - как об установлении родителям инвалидов с детства повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием у них на иждивении нетрудоспособного иждивенца, так и об отсутствии правовых оснований для повышения такого рода выплаты к назначенной указанным лицам пенсии, а равно и для сохранения повышенной фиксированной выплаты к установленной родителю ребенка-инвалида страховой пенсии по старости после достижения этим ребенком-инвалидом 18-летнего возраста и признания его инвалидом с детства. Данным Постановлением было предусмотрено, что часть 3 статьи 17 должна утратить силу в связи с вступлением в силу нового правового регулирования.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не учтена судами первой и апелляционной инстанции при разрешении спора.
По смыслу приведенных выше положений закона в действующей редакции право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности имеют родители, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении). Вместе с тем, действовавшее до 24 февраля 2021 г. правовое регулирование также предусматривало право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, в том числе, дети, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (далее по тексту - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), действовавшего до 1 января 2023 г, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа полной информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении истца с заявлением о назначении пенсии по старости должен был разъяснить ей права, связанные с ее пенсионным обеспечением, в частности право на увеличение базовой части трудовой пенсии по старости (до 1 января 2015 г.) или на получение фиксированной выплаты к пенсии по старости в повышенном размере (после 1 января 2015 г.) с учетом наличия нетрудоспособного члена семьи, находящегося у нее на иждивении, основания, влекущие перерасчет размера получаемой ею пенсии по старости, необходимость (если она имелась) представления для этого дополнительных документов с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
С 1 января 2023 г. в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" данные полномочия исполняет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Данные требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
В силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения настоящего спора являются установление факта того, разъяснял ли пенсионный орган при назначении ЗЕВ страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, истцу все права, связанные с ее пенсионным обеспечением, в том числе, право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с нахождением у нее на иждивении нетрудоспособного члена семьи, и необходимость подачи соответствующего заявления в пенсионный орган в целях своевременной реализации указанного права.
Между тем, указанные обстоятельствами судом первой инстанции в качестве юридически значимых определены не были, пенсионные дела ни ЗЕВ, ни ЗИИ не истребованы и не исследованы судом, обстоятельства того, имелись ли у пенсионного органа на момент назначения истцу пенсии по старости сведения о нахождении на ее иждивении нетрудоспособного члена семьи, в том числе, ребенка, ставшего инвалидом до достижения возраста 18 лет, судом не устанавливались
Судами не определено, какие документы истцом представлялись в пенсионный орган при подаче заявления о назначении пенсии по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Таким образом, судами нарушен принцип непосредственного исследования доказательств.
Допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что принятые по делу решение и апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.