Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Лемзы А.А, Ветровой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании дело УИД 02RS0002-01-2023-000495-25 по иску СПЖК "Актал" к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", Бурбуеву Еркину Никитичу, Керексибесову Эзену Анатольевичу, Тихонову Айабасу Олеговичу, Урелову Роману Чичкановичу, Уреловой Алтынай Геннадиевне о признании недействительными договоров безвозмездного пользования, применении последствий недействительности сделок, об отмене решений об отказе в предоставлении земельных участков, по кассационным жалобам администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", представителя Керексибесова Эзена Анатольевича - Логунковой Н.И. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 15 сентября 2023 г, с учетом определения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 мая 2024 г. об устранении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лемзы А.А, выслушав представителя Керексибесова Э.А. - Логункову Н.И, представителя администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" - Рожнева А.В, поддержавших доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
СПЖК "Актал" обратился с иском к администрации МО "Кош Агачский район", Бурбуеву Е.Н, Керексибесову Э.А, Тихонову А.О, Урелову Р.Ч, Уреловой А.Г. о признании недействительными договоров безвозмездного пользования, применении последствий недействительности сделок, об отмене решений об отказе в предоставлении земельных участков, мотивируя требования тем, что истцом в администрацию МО "Кош Агачский район" предоставлено семь заявлений о предоставлении в аренду через проведение аукциона для сенокошения следующих земельных участков: общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; - общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; - общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N; - общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N; - общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N; - общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N; - общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получены семь писем от администрации по каждому земельному участку об отказе в предоставлении земельных участков, а именно получены следующие письма: - N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N; N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N; N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N; N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N; N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N.
Из выписок из ЕГРН истцу стало известно, что перечисленные в исковом заявлении земельные участки были предоставлены администрацией в безвозмездное пользование ответчикам - физическим лицам по соответствующим договорам с датой выдачи каждого из них (согласно сведениям ЕГРН) - ДД.ММ.ГГГГ, а именно перечисленные земельные участки были предоставлены ответчикам - физическим лицам следующим образом:
1. ответчику Бурбуеву Е.Н. предоставлены: - земельный участок общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N - земельный участок, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N;
2. ответчику Керексибесову Э.А. предоставлен: - земельный участок, общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации N
3. ответчику Тихонову А.О. предоставлен: - земельный участок, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N;
4. ответчику Урелову Р.Ч. предоставлены: - земельный участок, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N - земельный участок, общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N
5. ответчику Уреловой А.Г. предоставлен: - земельный участок, общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N, предоставлен по договору безвозмездного пользования, выданному ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации N.
Перечисленные земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: животноводство.
В отношении всех перечисленных земельных участков в администрацию истцом в порядке п.п. 6. п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации были поданы соответствующие заявления о предоставлении в аренду через проведение аукциона, в заявлениях указаны все установленные указанным подпунктом параметры. Земельные участки были образованы при непосредственном обеспечении истцом выполнения кадастровых работ в полном соответствии с п.п. 4 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Как указано выше, и следует из решений администрации об отказе в предоставлении земельных участков, оформленных перечисленными выше письмами (с N по N и все от ДД.ММ.ГГГГ), на момент принятия администрацией решения о предоставлении спорных земельных участков физическим лицам (ДД.ММ.ГГГГ) в отношении этих же самых участков в администрации находились, поступившие ранее, заявления истца о предоставлении спорных земельных участков, что является прямым и безусловным основанием для отказа в предоставлении спорных земельных участков физическим лицам. Таким образом, решение о предоставлении спорных земельных участков являлось незаконным. Следовательно, заключенные со всеми физическими лицами договоры безвозмездного пользования земельными участками в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными - ничтожными сделками, нарушающими требования закона (требования ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и п.12 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации) и посягающими на права истца на получение спорных земельных участков в аренду.
Решения администрации, оформленные письмами под номерами от N по N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в предоставлении спорных земельных участков, мотивированы п. 7 п. 8, п. 5 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть, по сути, именно тем, что земельные участки уже предоставлены на праве безвозмездного пользования. Другого основания отказа решения администрации не содержат. Следовательно, эти решения также являлись незаконными. Ответчик - администрация утверждает, что ответчики имели право на предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в приоритетном порядке как представители коренного малочисленного народа. Постановлениями администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N отменены постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ. Также постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ отменены постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных по адресу: "адрес"
В соответствии с отмененными постановлениями были образованы земельные участки: N Соответственно указанные земельные участки считаются не согласованными и подлежали снятию с государственного реестра недвижимости. Так как согласование указанных земельных участков проводилось на основании заявления СПЖК "АКТАЛ".
ДД.ММ.ГГГГ ответчики обратились с заявлениями в администрацию Кош-Агачского района о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование для развития традиционного образа жизни и животноводства. Основания для предоставления земельного участка в безвозмездное пользование регламентированы ст.ст. 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. При подаче заявления ответчики не предоставили необходимый минимум документов для обоснования получения земельных участков. Ответчиками не соблюден алгоритм получения земельных участков в соответствии со ст.ст. 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, так как ранее согласование указанных земельных участков соблюдено не было. При предоставлении земельных участков не были предоставлены сведения о наличии недвижимости и скота.
Сведения о наличии скота не являются обязательными, но исходя из цели предоставления земельного участка ответчики должны обосновать законность предоставления им земельных участков. Кроме того, ответчики все имеют регистрацию в населенных пунктах, проживают и ведут хозяйство не традиционным образом жизни, а современным укладом. При предоставлении земельных участков администрацией Кош-Агачского района не выносилось постановление (распоряжение) о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
В разделе 6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без торгов" указано, что конечными результатами предоставления муниципальной услуги являются:
а) подготовка проектов постановления и договора купли-продажи/аренды/безвозмездного пользования земельного участка;
б) принятие решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В данном случае такое постановление принято не было, что также нарушает процедуру предоставления земельного участка. Ответчик Тихонов А.О. не предоставил доказательства, принадлежности к коренному малочисленному народу. Кроме того, п. 6 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно. При этом ответчику Бурбуеву Е.Н. предоставлены два земельных участка, то есть дважды как минимум, аналогично ответчику Урелову Р.Ч. Кроме того, изучив представленные материалы администрацией района, истец располагает сведениями, что заявления и подписи в заявлениях выполнены не ответчиками, а иным лицом (лицами). Администрация района не предоставила суду журналы входящей корреспонденции и журналы исходящей корреспонденции, подтверждающие факт обращения и направления ответов заявителям (ответчикам). Таким образом, решение о предоставлении спорных земельных участков незаконно. Следовательно и заключенные со всеми физическими лицами договоры безвозмездного пользования земельными участками в соответствии со ст. 168 Гражданским кодексом Российской Федерации являются недействительными - ничтожными сделками, нарушающими требования закона (требования ст. 39.14, ст. 39.15, п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и п.12 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации) и посягающими на права истца на получение спорных земельных участков в аренду.
С учетом уточнений истец просил:
Признать незаконными и отменить следующие решения администрации МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай: - о предоставлении в безвозмездное пользование Бурбуеву Е.Н. земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N и земельного участка общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; - о предоставлении в безвозмездное пользование Керексибесову Э.А. земельного участка, общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N; - о предоставлении в безвозмездное пользование Тихонову А.О. земельного участка, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N; - о предоставлении в безвозмездное пользование Урелову Р.Ч. земельного участка, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N и земельного участка, общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N; - о предоставлении в безвозмездное пользование Уреловой А.Г. земельного участка, общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N.
Признать в соответствии со ст. 168 ГК РФ ничтожными сделками в силу нарушения ими требований закона и расторгнуть их с приведением сторон в первоначальное положение: - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N, между администрацией МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай и Бурбуевым Е.Н. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N, - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N, между администрацией МО "Кош-Агачский район" и Бурбуевым Е.Н. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N, - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N, между администрацией МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай и Керексибесовым Э.А. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N, - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N между администрацией МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай и Тихоновым А.О. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N, - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N, между администрацией МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай и Уреловым Р.Ч. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N, - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N, между администрацией МО "Кош-Агачский район Республики Алтай и Уреловым Р.Ч. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N, - договор, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: N, между администрацией МО "Кош-Агачский район" Республики
Алтай и Уреловой А.Г. о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N, и обязать третье лицо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
Признать незаконными и отменить следующие решения администрации МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай об отказе в предоставлении СПЖК "Актал" земельных участков: - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N.
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 15 сентября 2023 г. с учетом определения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 мая 2024 г. об устранении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 января 2024 г. исковые требования СПЖК "Актал" удовлетворены частично.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 4970793 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Бурбуевым Еркином Никитичем.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 4998055 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Бурбуевым Еркином Никитичем.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 4990099 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Тихоновым Айабасом Олеговичем.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 4995597 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Керексибесовым Эзеном Анатольевичем.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 4986132 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Уреловым Романом Чичкановичем.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 1239121 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Уреловым Романом Чичкановичем.
Признан недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком, площадью 1593478 кв.м, с кадастровым номером N, заключенный между муниципальным образованием "Кош-Агачский район" и Уреловой Алтынай Геннадиевной.
Применены последствия недействительности сделок путем аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости записей от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N, от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N, от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N, от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N, от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N, от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N, от ДД.ММ.ГГГГ N о безвозмездном пользовании земельным участком с кадастровым номером N.
Признаны незаконными и отменены отказы администрации МО "Кош-Агачский район" в предоставлении СПЖК "Актал" земельных участков: - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N; решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4995587 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 1593484 кв.м, кадастровый N; - решение, оформленное письмом N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N.
Возложена обязанность на администрацию МО "Кош-Агачский район" повторно рассмотреть заявления СПЖК "Актал" от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду через аукцион земельных участков для сенокошения и пастьбы скота, расположенных по адресу: "адрес" общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N; общей площадью 1593474 кв.м, кадастровый N; общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4995597 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4970793 кв.м, кадастровый N в соответствии с нормами земельного законодательства.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, представитель Керексибесова Э.А - Логункова Н.И. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные судебные постановления отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что суды не учли наличие споров в Арбитражном суде Республики Алтай, в которых предметом являются те же земельные участки, что и в настоящем деле, результатом которых стали отказы в удовлетворении иска.
Вывод суда об отсутствии документов, подтверждающих отнесение Тихонова А.О. к малочисленным народам, не соответствует имеющемуся в материалах дела свидетельству о рождении, в котором указана национальность отца Тихонова А.О. теленгит.
Также не согласившись с вынесенными судебными актами, повторяя доводы представителя Керексибесова Э.А - Логунковой Н.И. с кассационной жалобой обратилась Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район", в которой просила вынесенные судебные постановления отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" поступили письменные возражения от представителя СПЖК "Актал" - Чемортана И.В, в которых он просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ СПЖК "Актал" обратилось в Администрацию МО "Кош-Агачский район" с заявлениями о предварительном согласовании схемы расположения земельных участков о предоставлении в аренду земельных участков из земель запаса Мухор-Тархатинского сельского поселения.
Постановлениями Администрации МО "Кош-Агачский район" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N на основании ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, СПЖК "Актал" предварительно согласовано предоставление земельных участков, площадью 49770793 кв.м, 4995587 кв.м, 4998055 кв.м, 4986132 кв.м, 1593484 кв.м, 4990099 кв.м, 1239121 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", утверждены схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале N, категория земель ? земли запаса. На заявителя возложено проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, осуществление постановки на кадастровый учет и регистрация права.
СПЖК "Актал" земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения. Также СПЖК "Актал" образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N.
После ДД.ММ.ГГГГ СПЖК "Актал" обратился в администрацию с заявлениями о переводе спорных земельных участков из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", изменении вида разрешенного использования на "сельхозпроизводство" (заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
Распоряжениями Администрации МО "Кош-Агачский район" от ДД.ММ.ГГГГ N и N, от ДД.ММ.ГГГГ N и N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N осуществлен перевод земельных участков из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования ? обеспечение сельскохозяйственного производства.
Распоряжением Администрации МО "Кош-Агачский район" от ДД.ММ.ГГГГ N разрешенное использование земельных участков изменено на вид разрешенного использования ? выпас сельскохозяйственных животных.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кош-Агачского района вынесено в адрес администрации МО "Кош-Агачский район" представление на предмет нарушения норм земельного законодательства при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель кадастрового квартала N".
ДД.ММ.ГГГГ администрацией изданы постановления N которыми отменены ранее принятые постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N.
Законность постановлений администрации МО "Кош-Агачский район" от ДД.ММ.ГГГГ N, N являлась предметом проверки Арбитражного суда Республики Алтай при рассмотрении дела N. По результатам которого, вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления СПЖК "Актал" о признании незаконными постановлений администрации МО "Кош-Агачский район", поскольку постановления администрации "О предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных по адресу: "адрес"" принимались в отношении земель запаса до их перевода в категорию - земли сельскохозяйственного назначения. Указано, что данные постановления приняты с нарушением норм земельного законодательства. Из содержания постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков следует, что земельные участки подлежат передаче в аренду СПЖК "Актал". Случаи и порядок предоставления земель, находящихся в государственной муниципальной собственности, установлены ст. 39.6, ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом заявитель СПЖК "Актал" не подпадает ни под одну категорию лиц, имеющих право на заключение договора аренды земель государственной собственности без проведения аукциона. СПЖК "Актал" мог получить права на аренду заявленных к предоставлению земельных участков при условии их перевода из категории "земли запаса" в земли "сельскохозяйственного назначения" в порядке и на основании ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
При вынесении Администрацией муниципального образования "Кош-Агачский район" постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N не соблюдены требования ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес СПЖК "Актал" администрацией МО "Кош-Агачский район" направлено информационное письмо с указанием, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N631-р, п.9 ст.39.14, п.1 пп.5 ст.39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, по решению очередного схода граждан "адрес" СПЖК "Актал" отказано в предоставлении спорных земельных участков. Также сообщено, что постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельных участков отменены постановлениями Администрации МО "Кош-Агачский район" N N от ДД.ММ.ГГГГ(т.2, л.д.144).
В администрацию МО "Кош-Агачский район" поступили заявления об изменении вида разрешенного использования и предоставлении на праве безвозмездного пользования земельных участков для размещения зданий, сооружений, необходимых для ведения животноводства, хозяйственной деятельности и развития традиционного образа жизни, как лицу, относящемуся к коренному малочисленному народу Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на основании п. 13 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации от следующих граждан в отношении следующих земельных участков: ДД.ММ.ГГГГ от Тихонова А.О. в отношении участка с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ от Бурбуева Е.Н. в отношении участков с кадастровыми номерами N, N; ДД.ММ.ГГГГ от Урелова Р.Ч. в отношении участков с кадастровыми номерами N; ДД.ММ.ГГГГ от Уреловой А.Г. в отношении участка с кадастровым номером N; ДД.ММ.ГГГГ от Керексибесова Э.А. в отношении участка с кадастровым номером N.
Постановлениями Администрации МО "Кош-Агачский район" от ДД.ММ.ГГГГ под следующими номерами изменен вид разрешенного использования на животноводство в отношении расположенных на территории "адрес" земельных участков: N ? участка, общей площадью 4990099 кв.м, с кадастровым номером N; N участка, общей площадью 4998055 кв.м, с кадастровым номером N, N участка, общей площадью 49770793 кв.м, с кадастровым номером N; N участка, общей площадью 4986132 кв.м, с кадастровым номером N; N участка, общей площадью 1239121 кв.м, с кадастровым номером N; N участка, общей площадью 1593478 кв.м, с кадастровым номером N; N участка, общей площадью 4995597 кв.м, с кадастровым номером N.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО "Кош-Агачский район" (ссудодатель), заключены договор безвозмездного пользования земельным участком из категории земель сельскохозяйственного назначения в отношении расположенных на территории "адрес" земельных участков со следующими ссудополучателями: Тихоновым А.О. в отношении участка, общей площадью 4990099 кв.м, с кадастровым номером N; ФИО7 в отношении участков, общей площадью 4970793 кв.м, с кадастровым номером N, общей площадью 4998055 кв.м, с кадастровым номером N; Уреловым Р.Ч. в отношении участков, общей площадью 4986132 кв.м, с кадастровым номером N, общей площадью 1239121 кв.м, с кадастровым номером N; Уреловой А.Г. в отношении участка, общей площадыо 1593478 кв.м, с кадастровым номером N; Керексибесовым Э.А. в отношении участка, общей площадью 4995597 кв.м, с кадастровым номером N. Названные договоры безвозмездного пользования заключены на срок 10 лет в соответствии со ст.39.10, п.2 пп.13 Земельного кодекса Российской Федерации для животноводства с ссудополучателями как с лицами, являющимися коренными малочисленными народами Российской Федерации.
Государственная регистрация договоров безвозмездного пользования земельных участков произведена: ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Тихонов А.О.); ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Урелов Р.Ч.); ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Урелова А.Г.); ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Урелов Р.Ч.); ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Бурбуев Е.Н.); ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Бурбуев Е.Н.); ДД.ММ.ГГГГ в отношении участка с кадастровым номером N (заявитель Керексибесов Э.А.).
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО "Кош-Агачский район" от СПЖК "Актал" поступили заявления о предоставлении в аренду через аукцион земельных участков для сенокошения и пастьбы скота, расположенных по адресу: "адрес", общей площадью 1239121 кв.м, кадастровый N, общей площадью 1593474 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4986132 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4990099 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4995597 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4998055 кв.м, кадастровый N, общей площадью 4970793 кв.м, кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ на указанные заявления СПЖК "Актал" администрацией МО "Кош-Агачский район" даны ответы N, N; N; N; N; N; N об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков через аукцион на основании пп.7, п.8, ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д.21-27).
Иного основания отказа в предоставлении земельных участков администрацией в ответах не указано.
Полагая, что при предоставлении земельных участков ответчиком нарушены нормы действующего законодательства, считая себя заинтересованным лицом в оспаривании сделок безвозмездного пользования земельными участками, СПЖК "Актал" обратилось в суд с настоящим иском за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Установив в ходе судебного разбирательства отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение ответчика Тихонова А.О. в нарушение пп. 13 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации к коренному малочисленному народу, обстоятельства того, что Бурбуеву Е.Н. и Урелову Р.Ч. в нарушение абз. 2 ч. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в безвозмездное пользование предоставлены дважды, на земельных участках, предоставленных Бурбуеву Е.Н, Урелову Р.Ч, Уреловой А.Г, Керексибесову Э.А, Тихонову А.О. отсутствуют здания, строения, сооружения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчиков права на получение участков в безвозмездное пользование. Иных правовых оснований для предоставления ответчикам Бурбуеву Е.Н, Керексибесову Э.А, Тихонову А.О, Урелову А.О, Уреловой А.Г. спорных земельных участков на праве безвозмездного пользования суд первой инстанции не усмотрел. Руководствуясь положениями ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд также пришел к выводу о предоставлении ответчикам земельных участков в безвозмездное пользование в отсутствие предусмотренных законом оснований, признал недействительными (ничтожными) соответствующие договоры. Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 ГПК РФ, оставил решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (пункты 1 - 4 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 74, 75 и 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" приведены следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может быть также удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно положениям ст.ст. 8, 9 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Пунктом 7 ч. 1 указанной статьи установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 13 ч. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.
В пп. 4 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов земельные участки предоставляются коренным малочисленным народам на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без ограничения срока.
По приведенному основанию земельные участки предоставляются для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов (п. 87 приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 П/0321).
Таким образом, представителям коренных малочисленных народов или их общинам на основании правоустанавливающих документов могут предоставляться только земельные участки, занятые принадлежащей им на праве собственности недвижимостью. Все остальное землепользование осуществляется без правоустанавливающих документов на основании разрешения, согласно пп. 4 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 N49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
То есть, право лиц, относящихся к малочисленным народам безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, как оно сформулировано в п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 N82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", не наделает указанных лиц каким-либо преимуществом по отношению к иным лицам при его реализации, указывая, что такое право реализуется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судами, подписанные между сторонами договоры безвозмездного пользования земельных участков, акты приема-передачи земельных участков не содержат данных о наличии на предоставленных по договорам земельных участках зданий, строений, сооружений, принадлежащих ответчикам.
Согласно выводам представленного истцом в материалы дела заключения N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистом "данные изъяты" на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, расположенных в границах "адрес", какие-либо постройки, сооружения отсутствуют. Вблизи юго-восточной границы земельного участка N, ориентировочно в 2 метрах на юг, расположено строение, документы на которое не предоставлены (т.3, л.д.151-157).
Разрешая спор суды пришли к выводу, что ответчиками доказательств принадлежности кому-либо из них указанного строения не предоставлено. Таким образом, в ходе судебного заседания ответчиками не представлено доказательств, что на момент обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков на праве безвозмездного пользования, на спорных земельных участках имелись здания, строения, сооружения, принадлежащие ответчикам на праве собственности, каком-либо ином праве, используемые в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, судом апелляционной инстанции истребовано решение районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым создана территория традиционного природопользования местного значения " "данные изъяты"" коренного малочисленного народа - теленгитов на территории Кош-Агачского района в границах, площадью 19845 кв.м.
Данных о том, что спорные земельные участки включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в частности " "данные изъяты"", и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации не имеется, согласно Закону Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N " "данные изъяты"" территориями компактного проживания коренных малочисленных народов в "адрес".
Подпункт 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления земельного участка в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Это обусловливается необходимостью размещения на предоставляемом земельном участке (на срок до 10 лет) зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Если использование земельного участка в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не предусматривает строительство на нем зданий, сооружений, то такое использование земельных участков лицами, относящимся к коренным малочисленным народам и их общинам в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании и в соответствии с п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ.
Так, в силу пп. 5 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда. Согласно п.2 и п.3 названной статьи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пп. 1-5, 7 и 9 п.1 этой статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.
Как обосновано установлено судом апелляционной инстанции, сам по себе факт наличия у ответчиков статуса и прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, в данном случае, не может служить основанием для отмены решения суда.
Оценив предоставленные по делу доказательства в их совокупности, удовлетворяя заявленные требования, суды верно пришли к выводам о недействительности (ничтожности) соответствующих договоров, в силу того, что ответчики не вправе претендовать на предоставление испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование по основанию пп. 4 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
По делу установлено нарушение требований п. 13 ч. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении участков в безвозмездное пользование ответчикам, чем безусловно нарушены права и интересы СПЖК "Актал", как лица претендующего на получение спорных земельных, чьи права и интересы оспариваемыми сделками затрагиваются и могут быть восстановлены путем применения последствий недействительности сделок. Указанное соответствует ч. 4 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку установленный законом порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов, заключенная с его нарушением сделка является ничтожной в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также как обоснованно установлено судом апелляционной инстанции, отказы в предоставлении СПЖК "Актал" земельных участков обусловлены заключением между администраций МО "Кош-Агачский район" и ответчиками спорных договоров безвозмездного пользования (ссуды), которые в силу положений ГК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 1.4 договоров безвозмездного пользования подлежали обязательной государственной регистрации.
Государственная регистрация спорных договоров произведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, только после даты государственной регистрации договоры безвозмездного пользования приобрели силу для третьих лиц.
То есть, на момент отказов администрации "Кош-Агачский район" в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, датированных ДД.ММ.ГГГГ, договоры безвозмездного пользования земельными участками не могли быть противопоставлены третьему лицу ? СПЖК "Актал".
Судебная коллегия полагает, что суды пришли к верному выводу о возложении на администрацию МО "Кош-Агачский район" обязанности повторного рассмотрения заявлений СПЖК "Актал" от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду через аукцион спорных земельных участков.
Поскольку доводы кассационных жалоб о том, что судами не учтено наличие споров в Арбитражном Суде Республики Алтай, предметом которых являются указанные земельные участки, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции не заявлялись, соответственно, не были предметом оценки суда апелляционной инстанции, следовательно, подлежат отклонению судом кассационной инстанции (пункты 36, 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Доводы кассационных жалоб о несогласии с выводом суда об отсутствии документов, подтверждающих отнесение Тихонова А.О. к малочисленным народам, основанием для отмены судебных актов не являются, поскольку как обоснованно установлено судами, представителям малочисленных народов на основании правоустанавливающих документов могут предоставляться только земельные участки, занятые принадлежащей им на праве собственностью недвижимостью. Кроме того, данный довод заявлен в интересах Тихонова А.О, который не подавал жалобу.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных постановлений.
Таким образом, несогласие подателей жалоб с выводами судов первой и апелляционной инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неверном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
В целом доводы кассационных жалоб повторяют правовую позицию ответчиков тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и с иным толкованием норм материального права, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационные жалобы не содержат.
Процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра, вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационных жалоб не установлено.
Следует отметить, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 15 сентября 2023 г, с учетом определения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 мая 2024 г. об устранении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 января 2024 г - оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", представителя Керексибесова Э.А. - Логунковой Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.