Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 декабря 2009 г. N Ф04-8329/2009 по делу N А46-15609/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2009 г.
Прокурор Советского административного округа г. Омска (далее по тексту - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный город", г. Омск, (далее по тексту - Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без разрешения, предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять данный вид деятельности, под видом проведения стимулирующей лотереи "Сладкая жизнь" с использованием игровых автоматов.
Решением от 02.09.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы указывает, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций необоснованно признали проводимую Обществом стимулирующую лотерею как деятельностью по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением норм КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от прокурора к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что 07.07.2009 сотрудниками ОБЭП КМ Советского УВД по САО г. Омска проведена проверка исполнения Обществом законодательства об организации и проведении азартных игр.
В ходе проверки установлено, что под прикрытием деятельности по реализации кондитерских изделий и проведению стимулирующей лотереи Общество осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов по адресу: г. Омск, проспект Мира, 19/2.
Протоколом осмотра места происшествия от 07.07.2009 зафиксировано наличие в помещении по указанному адресу двадцати двух лототронов "Оазис".
По результатам проверки прокурором вынесено постановление от 21.07.2009 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании данного постановления прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Арбитражные суды при принятии решения исходил из того, что материалами дела подтверждается факт осуществления Обществом деятельности по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудия производства и сырья или без таковой.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Согласно пункту 6 статьи 4, пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.
В силу пунктов 5, 10, 16 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в созданной игорной зоне без соответствующего разрешения.
Доводы Общества относительно проведения стимулирующей лотереи были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее по тексту - Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ) стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
С учетом исследованных обстоятельств дела арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что проведение Обществом стимулирующей лотереи с использованием игровых автоматов свидетельствует о наличии признаков азартной игры.
Материалами дела подтверждается переоборудование игровых автоматов в лототроны только путем демонтажа купюроприемников без ликвидации игровой программы на центральном блоке управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем либо перепрограммирование ими установки новой программы на центральный блок управления.
Из письма Минфина Российской Федерации от 07.04.2008 N 05-03-08/19 следует, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.
Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Арбитражными судами не установлено каких-либо нарушений порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий работниками правоохранительных органов в ходе проводимой проверки, а также процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерным решение Арбитражный суд Омской области о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данным доводам судами первой и апелляционной инстанций дана соответствующая закону и фактическим обстоятельствам дела правовая оценка.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.09.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15609/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 декабря 2009 г. N Ф04-8329/2009 по делу N А46-15609/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании