Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 июля 2010 г. по делу N А27-26204/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кемеровское землеустроительное проектно - изыскательное предприятие" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе г. Новосибирск (далее по тексту РО ФСФР) от 25.11.2009 N 454 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 26.01.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Г.П. О.) требования общества удовлетворены. Арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством, в том числе Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее по тексту Положение) не установлена обязанность направлять в РО ФСФР в СФО копии страниц в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, в том числе списка аффилированных лиц, а также копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, а также право РО ФСФР в СФО требовать представления таких документов.
Постановлением от 06.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение первой инстанции от 26.01.2010. Податель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу РО ФСФР просит оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетвороению.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, РО ФСФР направило 25.09.2009 в адрес общества предписание N 51-09-ЕС-10/8111 о направлении в 15 дневный срок с момента получения предписания нижеуказанных документов:
1) копии страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30.06.2009;
2) копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30.06.2009;
3) в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в настоящем предписании, представляются письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
Согласно акта от 05.11.2009, предписание от 25.09.2009 обществом не исполнено, что послужило основанием для составления 10.11.2009 протокола об административном правонарушении N 454 и вынесения 25.11.2009 постановление N 454 о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отменяя решение арбитражного суда, и отказывая в удовлетворении заявленного требования, апелляционная инстанция исходила из того, что вынесенное РО ФСФР предписание основано на требованиях Закона "Об акционерных обществах", Закона "О рынке ценных бумаг", Положения о раскрытии информации и обязательно для исполнения лицом, которому оно адресовано.
Кассационная инстанция, оставляя постановление без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" (далее по тексту Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Пунктами 5.3.7 и 6.1 Положения предусмотрено право федеральной службы по финансовым рынкам выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее по тексту Закон о рынке ценных бумаг) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее по тексту Закон о защите прав инвесторов) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора закреплен в Административном регламенте.
Из пункта 15.2 Административного регламента следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.
Ответственность за невыполнение в установленный срок такого (законного) предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционной инстанцией, обществу было направлено предписание в рамках исполнения возложенных на РО ФСФР контрольных функций.
Пунктом 5.7 Положения предусмотрена обязанность эмитента опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала.
Согласно пункту 5.8 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
Таким образом, предписание РО ФСФР по данному делу является законным, подлежащим обязательному исполнению.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 06.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26204/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФСФР России потребовало от АО представить копии страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
Также были затребованы копии документов, подтверждающих опубликование обществом списка аффилированных лиц в ленте новостей одного из информационных агентств.
Поскольку АО не исполнило данное предписание, на него был наложен штраф.
Один из судов счел предписание незаконным.
При этом судебная инстанция исходила из того, что Положением о раскрытии информации эмитентами не предусмотрена обязанность направлять копии перечисленных документов в орган власти.
Суд округа поддержал позицию отделения ФСФР России и пояснил следующее.
Положением о раскрытии информации установлена обязанность эмитента публиковать текст ежеквартального отчета в сети Интернет в срок не более 45 дней с даты окончания квартала. Затем не позднее 1 дня в ленте новостей должно размещаться сообщение о доступе к этим сведениям.
В силу Закона о рынке ценных бумаг уполномоченный федеральный орган власти вправе, в частности, направлять эмитентам обязательные предписания. Он также может требовать от них представить документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции.
Порядок исполнения ФСФР России функции контроля и надзора закреплен в Административном регламенте. Затребованные документы должны быть представлены в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней. За невыполнение этого КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Таким образом, спорное предписание является законным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. по делу N А27-26204/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании