Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 сентября 2010 г. по делу N А27-1767/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Ремонтно-механический завод" (далее - ОАО "Ремонтно-механический завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СФО, административный орган) от 13.01.2010 года N 532 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением арбитражного суда от 16.02.2010 года требования, заявленные Обществом, удовлетворены. Постановление РО ФСФР России в СФО от 13.01.2010 года N 532 признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционного суда от 11.05.2010 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе РО ФСФР России в СФО, полагая, что при вынесении судебных актов судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражными судами дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества, опровергая доводы РО ФСФР России в СФО, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя ОАО "Ремонтно-механический завод", суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ремонтно-механический завод" не выполнило в установленный срок предписание РО ФСФР России в СФО от 20.11.2009 года N 51-09-ЕС-10/9955 о представлении документов, а именно: не представило в РО ФСФР России в СФО в срок до 09.12.2009 года включительно: копию страницы в сети Интернет, используемой ОАО "Ремонтно-механический завод" для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённым приказом ФСФР России от 10.10.2006 года N 06-117/пз-н (далее - Положение), в том числе списка аффилированных лиц ОАО "Ремонтно-механический завод" по состоянию на 30.09.2009; копии документов, подтверждающих опубликование ОАО "Ремонтно-механический завод" в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц ОАО "Ремонтно-механический завод" по состоянию на 30.09.2009; письменные пояснения с указанием причин отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, что является нарушением требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Общество, не согласившись с постановлением РО ФСФР России в СФО от 13.01.2010 года N 532, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, арбитражные суды исходили из того, что РО ФСФР России в СФО неправомерно выдало юридическому лицу предписание о предоставлении документов, что повлекло неправомерное привлечение Общества к административной ответственности. По мнению судебных инстанций, предписание выносится в ходе проведения проверки, в том числе отдельных надзорных мероприятий, при этом истребуются только документы, касающиеся деятельности организации.
Кроме того, суды указали на то, что действующим законодательством, в том числе Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 года N 06-117/пз-н не установлена обязанность Общества в целях контроля за его деятельностью направлять непосредственно в РО ФСФР в СФО копии страниц в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, в том числе списка аффилированных лиц и копии документов, подтверждающих опубликование Обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, а также право РО ФСФР в СФО требовать представление таких документов.
Изменениями, внесенными в указанное Положение, исключена обязанность акционерных обществ представлять в РО ФСФР в СФО списки аффилированных лиц.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты вынесены с нарушением норм действующего законодательства.
В силу пунктов 8.5.1, 8.5.3. Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах путем опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Пунктами 5.3.7 и 6.1 Положения предусмотрено право федеральной службы по финансовым рынкам выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
Порядок исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора закреплен в Административном регламенте.
В силу пункта 15 Административного регламента после принятия решения о проведении проверки какой-либо организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) в случае необходимости письменно запрашивает дополнительные документы и/или сведения в отношении этой организации либо ее обособленных подразделений в структурных подразделениях Центрального аппарата ФСФР России / РО ФСФР России. Указанные документы и/или сведения должны быть предоставлены в Управление надзора (РО ФСФР России) в срок не позднее 3 рабочих дней с даты получения запроса. В случае, если для сбора информации требуется более длительный срок, такая информация предоставляется в срок, согласованный начальником (заместителем начальника) Управления надзора и начальником (заместителем начальника) структурного подразделения Центрального аппарата ФСФР России / руководителем (заместителем руководителя) РО ФСФР России. В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) письменно запрашивает либо затребует предписанием о предоставлении документов необходимые документы у поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации. Запрос (предписание) о предоставлении документов не может быть направлен поднадзорным организациям ранее, чем проверяемая организация уведомлена о проведении выездной плановой проверки, а в случае проведения выездной внеплановой проверки - ранее дня начала проверки.
Из пункта 15.2 Административного регламента следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.
Порядок, аналогичный изложенному в пунктах 15.1 - 15.3 Административного регламента, применяется в региональных отделениях ФСФР России (п. 15.4 данного Регламента).
Из приведенных положений нормативных актов следует, что региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ответственность за невыполнение в установленный срок такого (законного) предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что указанным положением Кодекса не установлен какой-либо определенный перечень предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, за неисполнение которых предусмотрена данная ответственность, а лишь указано на неисполнение законного предписания названного органа.
Учитывая, что РО ФСФР России в СФО осуществляет полномочия по проведению проверки эмитентов и выдачу им обязательных для исполнения предписаний, а также имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции регионального отделения вопросам, запрашивая информацию и документы, перечисленные в предписании от 20.11.2009 года N 51-09-ЕС-10/9955, РО ФСФР России в СФО действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, в связи с чем оспариваемое предписание является законным.
Следовательно, вывод арбитражных судов о том, что законодатель не устанавливает обязанность Общества в целях контроля за его деятельностью направлять непосредственно в РО ФСФР в СФО копии страниц в сети Интернет, используемой для раскрытии информации, в том числе списка аффилированных лиц, а также копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, а также право РО ФСФР в СФО требовать предоставления таких документов, является неправомерным.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг РО ФСФР России в СФО в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 05.03.1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Положением о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденным приказом ФСФР России от 12.09.2006 года N 06-154/пз ОАО "Ремонтно-механический завод" направлено предписание от 20.11.2009 года N 51-09-ЕС-10/9955 о предоставлении документов в срок до 09.12.2009 года.
Требования указанного предписания ОАО "Ремонтно-механический завод" в установленный срок в полном объеме не исполнены.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленные на своевременное исполнение указанного предписания, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что у РО ФСФР России в СФО отсутствуют правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Кроме того, из заявления ОАО "Ремонтно-механический завод" о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в СФО от 13.01.2010 года N 530 (т. 1 л.д. 4-7), следует, что Общество, признавая факт правонарушения, просило о применении в отношении него положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данному обстоятельству арбитражный суд не дал оценки.
Таким образом, учитывая, что выводы судов, содержащиеся в судебных актах, противоречат действующему законодательству, а также то, что судами не исследованы обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд кассационной инстанции считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 277, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа постановил:
решение от 16.02.2010 года Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 11.05.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1767/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 г. по делу N А27-1767/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании