В соответствии с планом работы Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа на первое полугодие 2008 года изучена и обобщена судебная практика рассмотрения споров, связанных с проведением торгов (аукционов, конкурсов) по делам, рассмотренным в 2007 году.
В ходе обобщения установлено, что за отчетный период в порядке кассационного производства была рассмотрена 51 кассационная жалоба по делам, связанным с проведением торгов (аукционов, конкурсов), что составляет 0,53% от общего числа рассмотренных судом кассационной инстанции дел в 2007 году (9690).
По судам дела распределились следующим образом:
Арбитражный суд |
общее количество дел |
из них отменено |
отменено и направлено на новое рассмотрение |
отменено постановление, оставлено в силе решение |
отменено и принято новое решение |
Алтайский край |
5 |
3 |
1 |
2 |
|
Республика Алтай |
2 |
1 |
|
1 |
|
Новосибирская область |
8 |
5 |
3 |
2 |
|
Кемеровская область |
10 |
1 |
|
1 |
|
Омская область |
10 |
7 |
6 |
1 |
|
Тюменская область |
5 |
|
|
|
|
ХМАО |
10 |
2 |
2 |
|
|
ЯНАО |
1 |
1 |
|
|
1 |
Итого |
51 |
20 |
12 |
7 |
1 |
Из рассмотренных судом кассационной инстанции дел наибольший удельный вес составляют споры, связанные с признанием недействительными итогов торгов (аукционов, конкурсов) и заключенных по результатам их проведения сделок (контрактов) - 48.
Из общего количества дел - 2 возбуждены по заявлениям об оспаривании действий и решений конкурсной комиссии, 1 - о взыскании убытков в связи с не подписанием государственного контракта по итогам конкурса.
Процент отмены по спорам указанной категории составляет 39,2% и значительно превышает общий процент отмены судебных актов в этом периоде времени 27,8% (2700 отмененных судебных актов).
Общие понятия аукциона и конкурса даны в статьях 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.
Торги (аукцион, конкурс) как способ заключения гражданско-правового договора могут быть предусмотрены нормами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет, что государственный или муниципальный контракт размещается на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (статья 72).
Публичные торги как способ заключения договора предусмотрен статьями 63, 240, 279-282, 284-286, 289, 293, 250, 255, 340, 349, 352, 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в качестве способов приватизации предусматривают продажу государственного и муниципального имущества на аукционе (ст. 18), продажу акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19), продажу государственного и муниципального имущества на конкурсе (ст. 20).
В развитие Закона о приватизации Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585 утверждены Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положение об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
В статье 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), указано что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Применение торгов (аукциона, конкурса) как одного из способов заключения гражданско-правового договора предусмотрено также положениями других федеральных законов, в том числе нормами Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", нормами Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ и др.
Общей направленностью проведения торгов является поиск контрагента, желающего обеспечить максимально выгодные условия будущей сделки, выявление стороны договора путем обострения конкуренции между потенциальными контрагентами (участниками торгов).
Сделки, совершаемые в ходе проведения торгов, и договор, заключаемый по результатам их проведения, рассматриваются как единый юридический состав.
Статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, которые установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации и других законах.
Из формулировки пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, "могут быть признаны судом недействительными", следует вывод, что для признания торгов (аукциона, конкурса) недействительными необходимо предъявление в суд иска заинтересованным лицом.
В настоящей справке рассмотренные в отчетном периоде времени споры о признании недействительными итогов торгов (аукционов, конкурсов) описаны применительно к правилам их проведения, установленным законом, регулирующим особенности правоотношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам изучения и обобщения споров, связанных с проведением торгов, по делам, рассмотренным в 2007 году
Текст справки размещен на сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в Internet (http://www.faszso.ru/)