Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 октября 2010 г. по делу N А03-4840/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Автоматика" (далее - ОАО "Автоматика", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР в СФО, административный орган) о признании незаконным постановления N 472 от 16.12.2009 о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. за совершение административного правонарушения. предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.05.2010, оставленным без изменения постановлением от 05.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить оспариваемые судебные акты и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, при привлечении к административной ответственности административным органом допущены нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене. Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, допустили нарушение нормы материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. При этом заявитель жалобы ссылается на то обстоятельство, что судами не учтена малозначительность совершенного правонарушения.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на необоснованное указание судами в качестве самостоятельного основания для отказа судами в отмене обжалуемого постановления - пропуск установленного срока для обжалования.
В отзыве на кассационную жалобу РО ФСФР в СФО просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Автоматика" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на жалобу, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что ОАО "Автоматика" не исполнило в установленный срок предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 06.10.2009 N 51-09-ЕС-10/8488, обязывающее общество в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания представить в отдел по обеспечению деятельности РО ФСФР следующие документы: копию страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц ОАО "Автоматика" по состоянию на 30.09.2009; копии документов, подтверждающих опубликование ОАО "Автоматика" в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг; сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц ОАО "Автоматика" по состоянию на 30.09.2009; письменные пояснения об отсутствии каких-либо документов указанных в предписании, с указанием причин их отсутствия.
Неисполнение предписания в установленный срок явилось основанием для возбуждения в отношении ОАО "Автоматика" дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, составления 25.11.2009 протокола об административном правонарушении.
Постановлением N 472 от 16.12.2009 ОАО "Автоматика" привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Автоматика" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании принятого административным органом решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды исходили из пропуска заявителем срока для обращения с заявлением об обжаловании принятого постановления без уважительных причин; доказанности факт совершения ОАО "Автоматика" административного правонарушения, виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, арбитражными судами не установлено существенных процессуальных нарушений при производстве по данному делу об административном правонарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Указанные заявителем основания для признания совершенного правонарушения малозначительным были отклонены судом апелляционной инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Согласно Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (пункт 1) Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Пунктами 5.3.7, 6.1 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам вправе выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Арбитражными судами установлено, что предписание Регионального отделения ФСФР в СФО получено Обществом 10.10.2009, при этом обязанность по предоставлению документов в срок, установленный в предписании (15 дней после получения) Обществом не исполнена.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, обязанности по которым возложены нормативным правовым актом и не были исполнены к определенному в нем сроку, начинает течь с момента указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.
Согласно статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) открытое акционерное общество в том числе обязано раскрывать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Частью 4 статьи 93 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение N 117/пз-н).
В силу пунктов 8.1.2, 8.5.3 Положения N 117/пз-н открытые акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах с даты государственной регистрации общества; акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (далее - Регламент).
Из пункта 15.2 указанного Регламента следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.
Исходя из диспозиции части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предписание должно быть законным, то есть, его направление и содержащиеся в нем требования о совершении определенных действий должно основываться на соответствующих положениях Закона. При этом в предписании могут содержаться требования как об истребовании документов, так и об устранении нарушений законодательства в области финансовых рынков.
Принятое Региональным отделением ФСФР в Сибирском федеральном округе предписание основано на требованиях вышеназванных Законов и Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н и обязательно для исполнения ОАО "Атвоматика", которому оно адресовано.
Доказательств того, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению предписания административного органа, заявителем в материалы дела в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Нарушений процессуальных требований при принятии оспариваемого постановления арбитражными судами не установлено. При этом арбитражные суды пришли к выводу о том, что Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных процессуальных нарушениях, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Исходя из положений части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 30.3 КоАП РФ арбитражными судами дана оценка доводам заявителя жалобы о пропуске установленного законом срока на обжалование постановления административного органа, При этом арбитражные суды признали причины пропуска заявителем срока неуважительными. Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден. Мера наказания, назначенная Обществу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ определена административным органом в минимальном размере, с учетом санкции за данное административное правонарушение.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.05.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4840/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2010 г. по делу N А03-4840/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании