Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2010 г. по делу N А75-2259/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Татарстан" (далее - ООО "ТД "Татарстан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования городской округ город Сургут (далее - администрация города Сургута) в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 11.11.2009 N 01-11-3362/9, и возложении обязанности предоставить в аренду для строительства земельный участок площадью 3 635 кв.м с кадастровым номером 86:10:0101142:44 в течение двух недель со дня вступления в силу решения суда.
Заявление мотивировано нарушением прав и охраняемых законом интересов Общества. В результате неправомерного отказа созданы препятствия для получения разрешения на строительство объекта с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Решением от 30.04.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил заявление ООО "ТД "Татарстан", признав незаконным отказ, выраженный в письме администрации от 11.11.2009 N 01-11-3362/9, и обязав администрацию города Сургута в течение двух недель предоставить ООО "ТД "Татарстан" в аренду для строительства здания представительства Республики Татарстан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101142:44, расположенный в городе Сургуте на пересечении проспекта Набережного и улицы Дзержинского.
Постановлением от 21.07.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение арбитражного суда.
В кассационной жалобе администрация города Сургута просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы полагает, что отсутствуют основания для предоставления заявителю земельного участка для строительства представительства Республики Татарстан в безвозмездное срочное пользование на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению администрации города Сургута, письмо от 11.11.2009 N 01-11-3362/9 содержит разъяснение об основаниях предоставления земельного участка.
В отзыве ООО "ТД "Татарстан" возражает против доводов кассационной жалобы, ссылаясь на законность решения, постановления суда первой и апелляционной инстанций.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил следующее.
Администрация города Сургута осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городского округа на основании статьи 39 Устава городского округа город Сургут, принятого решением городской Думы от 18.02.2005 N 425-IIIГД, и пункта 10 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Распоряжением от 16.09.2008 N 2591 администрация города Сургута утвердила акт о выборе земельного участка от 11.04.2003 N 16/03, предварительно согласовала место размещения здания представительства Республики Татарстан на пересечении проспекта Набережного и улицы Дзержинского.
Распоряжением от 19.09.2008 N 2590 администрация города Сургута утвердила проект границ земельного участка ориентировочной площадью 3 635 кв. м, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101142:7 и 86:10:0101142:22, относящегося к категории земель населенных пунктов в территориальной зоне ОД.2-5, расположенного на пересечении проспекта Набережного и улицы Дзержинского, для строительства здания представительства Республики Татарстан согласно акту о выборе земельного участка от 11.04.2003 N 16/03. Департаменту имущественных и земельных отношений поручено осуществить предоставление земельного участка в соответствии с материалами межевания и государственного кадастрового учета.
10.04.2009 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый номер 86:10:0101142:44.
ООО "ТД "Татарстан" обратилось к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута с заявлением от 15.09.2009 N 25 об оформлении в аренду сроком на пять лет для строительства здания представительства Республики Татарстан земельного участка, расположенного в городе Сургуту на пересечении проспекта Набережный и улицы Дзержинского.
Кабинет Министров Республики Татарстан сообщил письмом от 28.12.2007 N 01.9-99/8026 администрации города Сургута, что источником финансирования строительства объекта является долевое участие компаний Республики Татарстан, а также собственные средства ООО "ТД "Татарстан" и ООО "Сибнефтемашсервис".
Письмом от 11.11.2009 N 01-11-3362/9 администрация города Сургута отказала в предоставлении ООО "ТД "Татарстан" земельного участка, сообщив, что предоставление земельных участков для строительства объектов, осуществляемого за счет бюджетных средств, в данном случае для нужд субъекта Российской Федерации Республики Татарстан, осуществляется в соответствии со статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное (срочное пользование) лицу, с которым заключён государственный контракт на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что отказ администрации города Сургута в предоставлении ООО "ТД "Татарстан" земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101142:44 в аренду для строительства здания представительства Республики Татарстан, выраженный в письме от 11.11.2009 N 01-11-3362/9, не соответствует нормам статьи 22, пункта 5 статьи 30, пункта 8 статьи 31, пункта 1 статьи 32, пункта 2 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Таким образом, арбитражный суд правомерно на основании частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемый ненормативный правовой акт незаконным и в качестве способа восстановления нарушенного права возложил на администрацию города Сургута обязанность предоставить ООО "ТД "Татарстан" в аренду для строительства здания представительства Республики Татарстан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101142:44 в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу.
Удовлетворение заявления ООО "ТД "Татарстан" также соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
Апелляционный суд правильно согласился с законным и обоснованным решением суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения и постановления, арбитражные суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2259/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу N А75-2259/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании