Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А75-12722/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Энергосети" (далее- ООО "Лукойл-Энергосети", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании недействительным решения от 06.10.2009 N 2453 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 281 737 руб. 15 коп.
Решением от 24.02.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 20.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Лукойл-Энергосети", ссылаясь на неправильное толкование апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, представленный им в налоговый орган документ, исходя из содержащихся в нем сведений, не обладает признаками налоговой декларации в смысле, определенном в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации; следовательно, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы жалобы несостоятельными, а постановление апелляционной инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Определением от 26.08.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа производство по делу было приостановлено до принятия судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по результатам рассмотрения дела N А32-19097/2009-51/248.
Определением от 15.11.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа производство по кассационной жалобе ООО "Лукойл-Энергосети" возобновлено.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ООО "Лукойл-Энергосети" состоит на налоговом учете по месту нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижний Новгород.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Общество с 15.12.2008 стоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Инспекция, налоговый орган) по месту нахождения обособленного подразделения - Западно-Сибирское региональное управление ООО "Лукойл-Энергосети".
13 августа 2009 года по телекоммуникационным каналам связи Обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2009 года в отношении обособленного подразделения.
В результате камеральной проверки, оформленной актом от 04.09.2009 N 2152, Инспекцией было выявлено нарушение Обществом установленных законодательством сроков представления декларации, в связи с чем 06.10.2009 вынесено решение N 2453 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 281 737 руб. 15 коп.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 21.10.2009 N 15/776 Обществу отказано в удовлетворении жалобы, решение Инспекции от 06.10.2009 N 2453 утверждено.
Считая, что решение Инспекции от 06.10.2009 N 2453 не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Лукойл-Энергосети" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что статья 80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничивает налоговую декларацию по налогам и расчеты авансовых платежей по этому налогу.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция, проанализировав положения статей 285, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, исходила из того, что налогоплательщики по итогам отчетного периода в налоговый орган представляют налоговые декларации, а не расчеты.
Кассационная инстанция, поддерживая суд апелляционной инстанции, исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В этом же пункте раскрывается понятие "расчет авансового платежа" - это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Причем указано, что расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации применительно к конкретному налогу.
Сроки и порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, в том числе в виде авансовых платежей, а также условия, сроки и порядок представления налогоплательщиками налоговой декларации установлены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено названной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и подлежащей налогообложению прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиков независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога возложена обязанность по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено этим же пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
При этом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода налогоплательщики представляют налоговые декларации упрощенной формы, а срок представления налоговых деклараций - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Следовательно, обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни иными актами налогового законодательства не определено.
Таким образом, толкование понятия "налоговая декларация, представляемая за отчетный период" как расчета авансового платежа не основано на положениях Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.10.2010 N 3299/10.
Судом установлено и не оспаривается Обществом, что налоговая декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2009 года в отношении обособленного подразделения представлена налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением установленного срока.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации основан на правильном толковании норм материального права.
При этом апелляционной инстанцией обоснованно отклонена ссылка суда первой инстанции на разъяснения, содержащиеся в пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, так как эти разъяснения основаны на обстоятельствах, касающихся представления расчета авансового платежа (в частности, по единому социальному налогу), и положениях главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, которые обязывали плательщиков единого социального налога по итогам отчетного периода представлять в налоговый орган именно данный расчет как документ, а не налоговую декларацию.
Ссылка на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 не может быть принята во внимание, поскольку оно является ответом на частный вопрос по обстоятельствам, идентичным фактам в настоящем деле, и выражает мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, которое противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 20.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-12722/2009 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А75-12722/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании