Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2011 г. по делу N А27-1269/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 г.
О.Е.А. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 8, в размере 80 272 091 руб. 26 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 года и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка; о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.03.2010 произведена замена заявителя в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Определением от 21.05.2010 года произведена замена заявителя - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление).
К участию в деле привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 года, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление и Росреестр просят решение постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявители считают, что неправомерен вывод судов об отсутствии обоснования использования в отчете определения кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, составленного ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - отчет), одного фактора стоимости, об отсутствии доказательств использования исходной рыночной информации. Несостоятелен вывод судов о том, что отчет подписан лицами, производившими оценку. С учетом утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" (далее - Постановление коллегии администрации Кемеровской области т 27.12 2008 N 519) результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Управление и Росреестр полагают, что права интересы заявителя не могут быть нарушены, поскольку го действия носят технический характер и не несут для этого лица неблагоприятных последствий. Также, указывают, что суды, применяя статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не учитывают, что заявителем не доказано факта нарушения его прав и как следствие выбранный им способ защиты е влечет пресечения такого нарушения и восстановления права.
В отзыве заявитель отклонил кассационную жалобу, согласен оценкой судами первой и апелляционной инстанций, допущенных Управлением, Росреестром нарушений порядка проведения административных процедур при определении кадастровой стоимости земельных участков.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве указало, что поддерживает позицию заявителей кассационной жалобы, просит суд в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть данное дело в отсутствие представителя.
Участвующие в деле лица, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 4224:0401039:0724, площадью 13 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 8. (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2006 года N 42 АВ 472444).
ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выполнило работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, представило соответствующий отчет по состоянию на 01.01.2007 (т. 1, л.д. 140-150, т.2 л.д.1-13).
Управление провело предварительную проверку отчета, и, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Росреестр, которое признало отчет соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление, Росреестр допустили нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы предпринимателя как налогоплательщика.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г. N 81-Г10-10 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Кроме того, в рамках данного дела предпринимателем не заявлено требования о признании недостоверными сведений, содержащихся в отчете.
Предприниматель, обращаясь с суд с данным заявлением, просил устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, статей 65, 66 ЗК РФ. Суд удовлетворил требование, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Однако, включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 по делу N А27-1269/2010.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя О.Е.А. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2011 г. по делу N А27-1269/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1269/10
20.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8669/10
25.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8669/10
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5792/2011
17.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5792/11
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5792/11
20.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-1269/2010
23.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7850/10
05.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1269/10