Открытое акционерное общество "Тюменьпромвентиляция" (далее по тексту - ОАО "Тюменьпромвентиляция") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее по тексту - РО ФСФР в УФО) от 23.04.2010 N 62-09-242/ПН о привлечении его к ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП).
Решением от 13.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное ОАО "Тюменьпромвентиляция" требование удовлетворено. Постановление РО ФСФР в УФО от 23.04.2010 N 62-09-242/ПН признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе РО ФСФР в УФО просит отменить принятое 13.07.2010 Арбитражным судом Тюменской области по делу решение, и вынесенное 29.09.2010 Восьмым арбитражным апелляционным судом, по результатам его пересмотра, постановление. По делу принять новый судебный акт об отказе ОАО "Тюменьпромвентиляция" в удовлетворении заявленных требований.
По мнению РО ФСФР в УФО, изложенному в кассационной жалобе, арбитражным судом выводы сделаны на основании неправильной оценки доказательств.
ОАО "Тюменьпромвентиляция" в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу РО ФСФР в УФО оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы РО ФСФР в УФО, изложенные в кассационной жалобе, и возражения ОАО "Тюменьпромвентиляция" на них, закреплённые в отзыве, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что на основании поручения руководителя РО ФСФР в УФО N 62-09-325-03/пч от 03.12.2009 в период с 03.12.2009 по 12.01.2010 проведена камеральная проверка деятельности ОАО "Тюменьпромвентиляция" на соблюдение требований законодательства, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к раскрытию информации.
По результатам проверки в отношении ОАО "Тюменьпромвентиляция" вынесено 13.01.2010 предписание N 62-10-СФ/03/118.
ОАО "Тюменьпромвентиляция" предложено в течении 30 дней с даты получения предписания устранить допущенные им нарушения законодательства, путём обеспечения доступа:
к странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации к текстам приложений к бухгалтерским балансам и отчётам о прибылях и убытках по итогам 2007, 2008 годов;
к странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации к текстам пояснительных записок к бухгалтерской отчётности по итогам 2007, 2008 годов;
к сведениям о раскрытии обществом на странице www.tpv.72.ru в сети Интернет годового отчёта, годовой бухгалтерской отчётности за 2007, 2008 года, списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания II, III кварталы 2009 года, опубликованным в ленте новостей информационного агентства на сайте http://disclosure.prime-tass.ru.
Пункт 2 предписания N 62-10-СФ/03/118 обязывает ОАО "Тюменьпромвентиляция" предоставить РО ФСФР в УФО в подтверждение факта исправления установленных нарушений скриншот страницы в сети Интернет, отражающей размещение информации.
ОАО "Тюменьпромвентиляция" во исполнение предписания направило в адрес РО ФСФР в УФО скриншот страниц в сети Интернет, отражающих размещение информации.
ОАО "Тюменьпромвентиляция" в обоснование отсутствия доступа к информации на странице в сети Интернет в период с 11.01.2010 по 14.01.2010 ссылается на проведение работ в сети Интернет, повлекшие за собой сбой страницы www.tpv.72.ru.
В подтверждение вышеизложенного обстоятельства ОАО "Тюменьпромвентиляция" предоставило письмо N 0046/03 от 10.03.2010, полученное им от ООО "Интернет-компания "Портал-Инфо".
Вышеперечисленная информация согласно почтовому уведомлению N 62500124507978 получена представителем РО ФСФР в УФО по доверенности 25.03.2010.
РО ФСФР в УФО, исходя из того, что согласно почтовому уведомлению N 62099419615806 предписание ОАО "Тюменьпромвентиляция" получено 21.01.2010, пришёл к выводу о его неисполнении в срок до 24.02.2010.
Не исполнение предписания РО ФСФР в УФО от 13.01.2010 N 62-10-СФ/03/118 в установленный срок явилось основанием для составления 29.03.2010 в отношении ОАО "Тюменьпромвентиляция" протокола N 62-10-209/пр-ап.
По результатам рассмотрения протокола руководителем РО ФСФР в УФО 23.04.2010 принято решение о признании ОАО "Тюменьпромвентиляция" виновным в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей, которое изложено в постановлении N 62-09-242/ПН.
Из заявления и дополнений к нему следует, что ОАО "Тюменьпромвентиляция", не оспаривая факта нарушения им срока предоставления документов в подтверждение исправления нарушений, указанных в предписании, обратилось с просьбой об освобождении его от ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Также общество сослалось на нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившихся в ненадлежащем уведомлении о месте и времени составления протокола, что является безусловным основанием для отмены постановления.
Арбитражный суд Тюменской области по результатам оценки предоставленных лицами, участвующими в деле документов, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ОАО "Тюменьпромвентиляция" состава вменённого правонарушения.
Однако судом принято решение об освобождении ОАО "Тюменьпромвентиляция" от ответственности, вследствие малозначительности совершенного им деяния. Арбитражным судом Тюменской области принято вышеуказанное решение исходя из следующих обстоятельств: исполнения 17.03.2010 обязанности по исполнению предписания N 62-10-СФ-03/118 от 13.01.2010; первоначальное размещение обозначенной в нём информации, а также последующее отсутствие к ней доступа не только по вине общества. Также учтен незначительный пропуск срока просрочки исполнения предписания, а также его фактическое исполнение до вынесения протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления и ежегодное доведение до акционеров в наглядной форме информации, аналогичной той, доступ в сети Интернет к которой отсутствовал в определённый период времени.
Судебная коллегия кассационной инстанции, исходя из доводов, содержащихся в жалобе не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено право направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее по тексту Положение).
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что предписание РО ФСФР в УФО полученное ОАО "Тюменьпромвентиляция" 21.01.2010, в установленный срок последним не выполнено.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет административную ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции применительно к обстоятельствам конкретного дела установил, что совершенное ОАО "Тюменьпромвентиляция" административное правонарушение не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи, с чем признал это правонарушение малозначительным и освободил Общество от административной ответственности. В решении изложены мотивы принятия такого решения.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, сделаны с учетом указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а доводы Управления, изложенные в жалобе направлены на их переоценку и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушения Арбитражным судом Тюменской области и Восьмым арбитражным апелляционным судом при принятии обжалуемых судебных актов норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5198/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет административную ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
...
Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, сделаны с учетом указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а доводы Управления, изложенные в жалобе направлены на их переоценку и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2011 г. по делу N А70-5198/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании